Leeroy THORNHILL  Лирой нашего времени

Сет-лист фестиваля Tuborg Greenfest в этом году явно призван вызывать приятную ностальгию по 90-м. Но как и 90-е, так и электронную музыку в целом невозможно представить без одной группы - The Prodigy, и в Москве за них "ответит", а также представит свою уникальную программу, один из участников легендарного коллектива - Лирой Торнхилл.

Сет-лист фестиваля Tuborg Greenfest в этом году явно призван вызывать приятную ностальгию по 90-м, а точнее по настоящему буму электроники, времени ее расцвета и, увы, постепенного отмирания целых стилевых направлений. Но, как и 90-е, так и электронную музыку в целом невозможно представить без одной группы - The Prodigy, и в Москве за них "ответит", а также представит свою уникальную программу один из участников коллектива - Лирой Торнхилл (Leeroy Thornhill).

Урожденный Ли Рой Пол Торнхилл явился на свет в Лондоне, но вырос в Эссекской деревушке Рейне, впрочем вкусы у него были далеко не деревенские. Юный Торнхилл любил бунтующих английских панков - The Clash, Buzzcocks, и, конечно же, увлечение мятежными гимнами еще немало скажется на его судьбе. Любовь к панку Лирою привила старшая сестра, и она также приучила его слушать пластинки возродившегося в конце 70-х движения британских модов - The Jam, The Lambrettas, Secret Affair, с тех пор подчеркнутый стиль и лаконичность, вкупе с эмоциональным буйством и безбашенным драйвом, стали визитной карточкой Лироя. В начале 90-х, устроившись работать электриком, Лирой стал ходить на рейвы в Эссексе - там он и познакомился с Кейтом Флинтом (Keith Flint), сначала обычным танцором (также как и Лирой), а затем будущим фронтменом, лицом The Prodigy. А пока ребята просто танцевали до упада, но уже тогда Флинт с Лироем стали разрабатывать свои особенные движения и трюки, которые поражали на лайвах, в клипах группы и, собственно, во многом сформировали танцевальный стиль эпохи.

Что касается танцев, то во многом на Лироя повлияло его поклонение "крестному отцу соула" Джеймсу Брауну и множеству звезд фанка, а также собственное фанатичное увлечение футболом. Последняя страсть не оставляет Лироя до сих пор - он по-прежнему гоняет мяч по полю с любительской командой из поп-звезд, следит за спортивной формой, болеет за лондонский "Арсенал" и даже входил в состав селебрити-команды пушкарей на шуточном чемпионате. Если от Брауна Лирой взял энергичную подачу в лучших традициях "черной музыки", то спорт позволил ему реализоваться как нечеловечески выносливому артисту с выдающимися физическими данными. На танцевальной манере Лироя также сказалось увлечение брейкдансом, хотя кто им только в конце 80-х не увлекался. Интересную пару на танцполе составляли невысокий Кейт Флинт и Торнхилл ростом в два метра с хвостиком. Так или иначе, танец Лироя это зрелище незабываемое - четкий, ритмический, увлекающий взгляд, на вид очень простой, но технически совершенный, совсем немногие люди смогут повторить его знаменитый "бег на месте". Всех сомневающихся, мы отправляем смотреть видео на песни "No Good" и "Out Of Space".

Нет сомнений, что Prodigy были величайшей группой своего времени. В 90-х они являлись новаторами от электронной музыки, но в душе всегда оставались рокерами: в их поведении и во внешнем виде четко ощущался привкус панк-протеста. Если бы ребятам было бы суждено родиться на десять-пятнадцать лет раньше, не исключено, что в соседней камере с Сидом Вишезом сидел бы Кейт Флинт, а темнокожий Максим громил стекла в состоятельных кварталах. И в этой команде самый прилично выглядящий, и ведущий относительно здоровый образ жизни Лирой мог показаться эдаким вставным зубом. Но его секрет был в характере, возможно, он и был той самой бомбой, сеющей профетическое безумие в рядах музыкантов. Однажды своими выходками он настолько довел "собратьев по оружию", что подобно героям "Джентльменов удачи" Максим, Кейт и Лайам повалили "доцента"-Лироя на пол и, хорошенько связав, намяли ему бока. В интервью он не боялся казаться порочным и выкладывал журналистам порой такое, чего другие участники никогда бы не сказали. Впрочем, это лишь часть искреннего образа Лироя, откровенно наслаждавшегося своим местом в главной электронной группе десятилетия.

Поженив хардкор, брейкбит, рейв и альтернативный рок Prodigy всегда оставались группой, для которой признание поклонников это, в первую очередь, бьющиеся в экстазе танцполы. Удивительно, что коллектив по сути андеграундный и не тратящий никаких сил на собственное продвижение, они каждым своим альбомом буквально-таки взрывали танцевальный мир. И, конечно же, значительную роль в этом играл Лирой - неоднократно выделяемый Лайамом Хаулеттом (Liam Howlett) как полноценный участник группы, он и был им. И, наверно, Prodigy одна из немногих, если не единственная группа в мире, где танцор значил столько же сколько и вокалист. Впрочем, танец Лироя тоже был своеобразным языком, на котором разговаривали милионны людей - импровизируя и заводя толпу на концертах, Торнхилл добавлял драйва выступлениям "Вундеркиндов". Лирой сам отмечал, что не стоит считать его простым танцором, и указывал, что ему также приходилось вставать за клавиши время от времени на концертах. В любом случае, музыка была общим делом всей четверки.

Шли годы, слава Prodigy не меркла, но, словно предчувствуя конец владычества неприглаженной танцевальной музыки, Лирой постепенно решает покинуть коллектив. Одной из причин были его сольные работы. Желая заниматься музыкой, Лирой не мог посвятить ей должное время - гастроли и тяжелый график не давали ему возможности продохнуть. Впрочем, небольшой сольный опыт у него уже был - в 96-м Торнхилл выпустил миниальбом под говорящим названием "Longman", что значит "Долговязый". Мастерская работа с сэмплами и чувственным битом, привели к тому, что композиция с альбома попала в "Must" - сборник диджея и знаменитого журналиста Криса Нидса (автора биографий Primal Scream и Кита Ричардса (Keith Richards). Впрочем, сольной работой в Prodigy сложно было кого-то удивить, и у Максима была вполне успешная карьера вне группы. Совместная песня с британской певицей Skin имела оглушительный успех по обе стороны Атлантики. К работе над собственным альбомом он привлек участников громогласного проекта Sneaker Pimps. Также неплохим оказалось свободное плавание Кейта Флинта - его банда Flint устраивала музыкальные дебоши, а затем Кейт перепел хит Marilyn Manson "Mobscene". Брайан Уорнер (Brian Warner) впоследствии отзывался об этом инциденте словами: "Мы с ним обсудили незаконность такого поступка, сошлись на почве общего участия во всем незаконном, а после бутылки абсента и вовсе стали лучшими друзьями".

Впрочем, Лирою было тяжелее других, ведь ему более всех хотелось заниматься собственным творчеством. Количество его проектов действительно впечатляет - в 97-м он помогал записывать альбом землякам рейверам Shades Of Rhytm, делал ремикс для рэпера Dr.Dooom. Забавная, кстати, история - Dooom, он же Кул Кейт ( Kool Keith), был участником знаменоносного хип-хоп коллектива The Ultramagnetic Mc's, трек которых Prodigy семплировали в одном из своих первых прорывных хитов - "Out Of Space". Причем дружба с Кул Кейтом продолжалась и дальше - это вокруг его виртуозной читки построена песня "Diesel Power" с самого известного альбома Prodigy - "Fat Of The Land". Где-то за два года до наступления миленниума, Лирой сменил псевдоним на Flightcrank. По легенде это название дорогущей модели BMX, которую Торнхилл так хотел заполучить в детстве. Что же с наступлением коммерческого успеха Prodigy Лирой мог позволить себе и не такие траты, но вот чем ближе к двухтысячным тем хуже он чувствовал себя в команде. Сразу после работы с англичанами Southern Fly и Runaways UK, Лирой наконец решился сделать объявления об окончательном уходе из группы. Сказалась еще и личная жизнь - Лирой уже был женат и у него родилась дочь . Историческая дата - 4 апреля двухтысячного года, оставила кровавую рану в сердцах поклонников Prodigy. Тысячи фанатов по всему миру опубликовали открытые письма Лайаму Хаулетту с просьбой переименовать группу, по их мнению, Prodigy без Лироя это уже совсем не та группа, которую они любили. Пожалуй, все музыкальные критики мира сошлись в мнении, что Лироя сильно будет не хватать Prodigy, впрочем Торнхилл уходил без скандала, сказав, что ему будет крайне интересно будущее "Гениев".В будущем он неоднократно выступал у них на разогревах, и до сих пор находится в контакте с участниками группы. Но в музыкальном плане Лирой пошел своим путем - и вот в 2001-м он издает свою первую имевшую широкую популярность пластинку - "Beyond All Reasonable Doubt".

Этот альбом стал своего рода музыкальным базисом для Торнхилла. Идеи, заложенные в "Beyond...", оказались определяющими для дальнейшего творчества долговязого диджея. Это была удачная мешанина всего, что было любо Лирою - угрюмый трип-хоп помноженный на шизофренический соул, расслабленное даунтемпо, легкий акустический инди-рок, отсылающий к лучшим временам бигбита ритм, сексуальное электро с женским вокалом. Несмотря на это разнообразие дебют вышел цельным и продемонстрировал широкую эрудицию - здесь и заимствования из инди-электроники, и даб старой школы, в духе Mad Professor. Кстати, к работе над пластинкой был привлечен и патриарх регги Ли "Скрэтч" Перри (Lee Scratch Perry), вместе с Лироем смастеривший эффектный номер "Twisted". В том же году Лирой спел для английского диджея Hyper. Трек "We Control" взорвал в том числе и московские радиостанции, став одни из главных хитов года. Основав собственный лейбл Electric Tastebuds, Лирой стал чувствовать себя еще свободнее, записываясь со многими музыкантами прямо в своей домашней студии, устроенной на заброшенной ветряной мельнице в Эссексе, где по-прежнему живет Лирой. Недавно у Лироя вышел новый сингл "Beat Messing", неожиданно выполненный в духе Prodigy - виртуозные ритмические сбивки, грязный звук и скабрезный сэмпл, смело характеризующий то чем занимается Лирой - "Dj is Fucking With the Beat".

Мы предлагаем нашим читателям оценить несколько последних работ Лироя, расположенных на его Myspace - выполненных в той же эстетике танцевального, но при этом неглупого электро. На своих шоу Лирой, помимо собственных, частенько ставит композиции Prodigy в обработке Его Величества. Лирой прекрасно знает, что такое по-настоящему тусоваться, и умеет научить этому зал. Впрочем, все это и многое другое должно показать его московское выступление в рамках фестиваля Tuborg Greenfest.

Tuborg Greenfrest
19 июня - Санкт-Петербург, стадион "Телебашня"
20 июня - Москва, СК Лужники, открытая площадка

Информацию о продаже билетов можно посмотреть здесь.

26.05.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)