ФЕСТИВАЛЬ  Российский open-air: краткая история недалекого прошлого

Говоря о становлении в России фестивального движения, необходимо помнить, что первые рок-фестивали в нашей стране были, скорее, частью большого процесса по хлопотливому перетряхиванию социальных устоев, нежели сугубо музыкальным явлением.

Говоря о становлении в России фестивального движения, необходимо помнить, что первые рок-фестивали в нашей стране были, скорее, частью большого процесса по хлопотливому перетряхиванию социальных устоев, нежели сугубо музыкальным явлением. Вспышками молний и воронками торнадо они сопровождали повсеместно творившийся на рубеже 80-х и 90-х кавардак, выражавшийся, главным образом, в преобладании зрелищ над хлебом.

Учась в школе, я воровато собирал в столовой неиспользованные во время завтраков кубики сахара. За месяц набегала трехлитровая банка, и дефицитный сахар-песок родители смело могли заначить до лета - на консервирование дачных фруктов. Зато чуть ли не каждый месяц можно было наведываться во Дворец Спорта "Лужники", где, непонятно кем устраиваемые, проходили многочасовые концертные марафоны. В одной программе могли соседствовать, скажем, Мастер, Альянс и Крематорий, причем попутно парни из Мастера успевали на том же концерте выступить в качестве музыкантов сопровождения поп-роковой девчоночьей банды Может Быть. "Живые" выступления прослаивались сетами "фонограммщиков" - чтобы и звук успеть настроить, и общей динамики не потерять. Дисков или хотя бы кассет героев дня в фойе не продавалось - лишь сомнительного происхождения постеры и календари. По духу эти сборные солянки были больше похожи на первые рок-н-ролльные шоу в Америке 50-х - оазисы непослушания во враждебном окружении.

Предтечей рок-фестивалей на Руси, несомненно, следует считать стартовавшие 7 марта 1980 года в Тбилиси "Весенние Ритмы". Это событие словно бы определило пути развития отечественной рок-музыки на десять ближайших лет вперед. Трудолюбивая Машина Времени заявила о неотъемлемом праве советского человека на крепкий рок-мейнстрим. Эклектичный Аквариум, учинивший на фестивальной сцене смутивший умы перформанс с изнасилованием виолончели фаготом, напротив, открыто наплевал на всяческие табели о рангах. А эпоха хиппующих фолк-рокеров Ариэль и Цветы, прикинувшихся ВИА, уходила в прошлое под натиском модного "филармонического рока" Автографа, Диалога и Интеграла.

Потом были многочисленные рок-фестивали московского, ленинградского и свердловского рок-клубов - но клубную историю следует изучать отдельно. Первой же попыткой устроить масштабный рок-фестиваль в столице формально можно считать "Рок-Панораму-1986". Однако полноценным фестивалем эти пять концертов, прошедших в зале Дома Туриста с 4 по 8 мая 1986 года, считать еще нельзя. Все свелось к бледному параду "филармонических рокеров", прикинутых по моде американского стадионного рока и игравших по большей части прекрасную ахинею. Кроме того, до какого-то момента все наши фестивали были оформлены как конкурсы и смотры самодеятельности, на которых раздавались места и вручались призы. "Силен все-таки во всех нас дух соцсоревнования", - отмечал Андрей Макаревич, впервые столкнувшийся с подобной практикой еще на "Весенних Ритмах".

Все изменилось в сентябре 1987 года, когда громыхнул ныне легендарный рок-фестиваль в подмосковном Подольске. Да, место его проведения (летняя эстрада Талалихинского парка) сейчас может вызвать лишь улыбку, но не стоит забывать, что до этого жанр open air на просторах нашей необъятной был неизвестен. Так что Подольск стал таким же необходимым опытом, как и запуск первого, оклеенного обоями монгольфьера в конце XVIII века.

В программе сборища приняли участие два десятка самодеятельных групп со всей страны. От идеи соцсоревнования организаторы смогли отказаться лишь частично. Часть команд (ДДТ, Зоопарк, Бригада С) выступали на фестивале как почетные гости, часть (Наутилус Помпилиус, Алиби, Калинов Мост, Облачный Край, Телевизор, Веселые Картинки, Объект Насмешек) - в рамках некого "смотра самодеятельной песни" (не стоит забывать, что в ту эпоху без протекции ГК ВЛКСМ было бы невозможно устроить подобную акцию). Кто-то из выступавших на этом фесте дожил до наших дней в статусе заматеревшего монстра русского рока, кто-то - не дожил, но легендой стал: А кто-то и по сей день продолжает делать то, что ему нравится, будучи невидим для толп.

Кстати, 13 сентября 2002 года в галерее на улице Забелина прошла выставка, на которой все интересующиеся могли лично ознакомиться со всеми документами эпохи Подольска. Как то: плакатами эпохи перестройки, оригинальными, на машинке отпечатанными списками выступавших со всеми рукописными правками, копиями прошений в комитеты по делам молодежи различных городов на предмет командировки на фестиваль групп таких-то, бережно помещенными под пластик пожелтевшими статьями из "Известий", "МК" и "Огонька", а также большим количеством стильных черно-белых фотографий и нещадно гонявшейся в хвост и в гриву видеозаписью исторического события.

С 7 по 13 декабря того же 1987 года прошла и очередная "Рок-Панорама" - на сей раз с истинно фестивальным размахом. Малая спортивная арена "Лужников" и звукоусилительная аппаратура мощностью 20 кВт были тогда для москвичей пределом мечтаний. Часть "лауреатов Подольска" успела отметиться и там, подвинув "филармонических рокеров". На выпущенном по итогам фестиваля тройном виниловом сборнике есть и Алиби, и Наутилус Помпилиус, и Бригада С. Но не только они: в программу вошли также замороченные авангардные опусы Нюанса и Вежливого Отказа, гротесковая "Зомби" литовского Антиса (явно вдохновленная творчеством Men At Work) и (о, нет...) баллада "Без Тебя" уже тогда великой и ужасной группы Ария.

Хотя на сборнике каждая группа представлена одной песней, выступавшие команды отыгрывали более-менее полноценные сеты, каждый из которых был записан от начала и до конца. Не удержавшись от соблазна погреть руки на модном поветрии, какие-то светлые головы на "Мелодии" выпустили вдогонку концертные EP Наутилуса и Бригады, а потом еще и переиздали их на одном диске, "сплитом". Эти записи до сих пор не имеют официального статуса, а жаль: качество их по меркам конца 80-х близко к идеалу. Концертники Наутилуса "Отбой" и "Ни Кому Ни Кабельность" содержат более сырой материал. Где "мастера" этих записей сейчас? Услышим ли мы их когда-нибудь в цифровом качестве и полностью? Вопросы, вопросы...
Третья "Рок-Панорама" так и не состоялась - хотя часть рекламной графики с ее символикой успела поступить в продажу. Если у кого-то сохранились постеры с изображением неопознанной летающей кнопки, выполненной с намеком на звездолет "Enterprise" из сериала "Стар Трек" - сей раритет следует беречь, как зеницу ока.

В противовес зарождающемуся в стране стадионному року заявили о себе и представители инди-тусовки. Правда, сейчас восстанавливать первые шаги отечественной независимой сцены едва ли не труднее, нежели реставрировать по обломкам костей скелеты ископаемых животных. (Их названия звучат для меломана далекой музыкой: "СыРок", "Индюки" (русификация термина "indie", понятное дело), а также 'младший брат' этого фестиваля - 'Индюшата'... Где они ныне - фестивали серии Рок-Периферия? Где 'Полный Гудбай'? Где Череповецкая Рок-акустика, наконец?.. Команды, выступавшие в те годы на упомянутых фестивалях, для многих неизвестен, а ведь это были достойные группы. Записки Мертвого Человека. Знаки Препинания. Идея Фикс. Дядя Го. Девять. Корабль Дураков. Миссия: Антициклон. Война С Саламандрами. Волосы. Культурный Бункер. Путти. Сэргэ... Где они все?... - от ред.)

Ближе к концу десятилетия стало ясно, что подбор участников фестивалей требует систематизации. К примеру, многих изрядно смутило как засилье "тяжелых" групп на "Рок-Панораме-1987", так и агрессивность метал-хэдов по отношению к представителям "чужих" лагерей. "Мне кажется, организаторы следующей "Рок-Панорамы" (надеюсь, что она состоится) поступят разумно, если выделят особые дни или даже предоставят отдельный зал для 'хэви метал' - его поклонники, пожалуй, особенно нетерпимы к другим направлениям - пусть шумят в специально отведенных для этого местах", - писал в 1988 году Д. Ловковский. Метал-хэды шустро подхватили брошенную перчатку и тут же украсили ее шипами. В 1989 и 1990 годах специализированные хэви-металлические фестивали прошли в Череповце ("Монстры Рока") и Свердловске ("Металлопластика"). Фестиваль в Свердловске, в частности, открыл широкой общественности такие ныне "народные" хэви-группы, как E.S.T. и Черный Обелиск.

Чуть позже и здесь возникло "альтернативное течение", основателем которого стал маниакальный Сергей "Паук" Троицкий, бессменный басист Коррозии Металла. Можно как угодно относиться к устраивавшимся его маргинальной Корпорацией Тяжелого Рока шабашам, но нельзя отрицать одного - до конца смутных 90-х они здорово оживляли до неприличия бедный на события рок-ландшафт страны. КТР проводила фестивали двух типов: "Железный Марш" представлял, "в общем-то, Крутых Авторитетных Лидеров тяжелого проката", а "Трэш Твою Мать", был направлен на раскрутку поддающих надежды молодых монстриков. Сейчас об этом не принято вспоминать, но именно благодаря последнему альтернативная и экстремальная музыка в нашей стране смогли наконец-то крепко встать на ноги.

Так вот наш open-air и дожил до середины 90-х. А потом в городах начали открываться новые рок-клубы, радиоэфир заполнили сигналы специализированных FM-станций, компьютерные платформы резко упростили процесс записи музыки, а зарегистрировать свой собственный издательский лейбл стало проще простого. Началась новая эпоха - и новые фестивали!

22.05.2008, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Зануда, про независимые фестивали будет еще отдельный материал, его напишет Екатерина Борисова - большой спец в этой области.
    Написал(a): Sonya, 24/05/2008 0:45
  • Фестиваль "Рок-акустика" в Череповце был одноразовым событием, как и Подольский фестиваль, и вообще-то достоин хотя бы отдельного абзаца. Тем более, что в интернете про него полно статей. Хотя, наверно, люди, которые там выступали, Дмитрию Бебенину "неизвестен": это были такие малозначимые и сейчас всеми забытые музыканты как Янка Дягилева, Ник Рок-н-ролл, Чайф, Ольга Арефьева, Юрий Наумов, Майк Науменко...
    Написал(a): Зануда, 23/05/2008 22:26
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить