FATBOY SLIM  Темное прошлое мистера Кука

До начала фестиваля Tuborg Greenfest осталось чуть больше месяца, и мы начинаем знакомить вас с хедлайнерами фестиваля. Начнем, конечно же, с одного из самых коммерчески успешных диджеев за всю историю музыки - Нормана Кука.

Музыканты-электронщики, как правило, вынуждены работать на несколько фронтов сразу (собственные проекты, диджейство, ремиксы, продюсерская работа), но по-настоящему преуспевают в чем-то одном. Sasha или Sven Vath, например, бесподобные диджеи, но при записи собственных треков не могут обойтись без помощи "cопродюсеров" Ральфа Хильденбойтля (Ralf Hildenbeutel) или Чарли Мея (Charlie May), которые напротив хороши именно в роли "серых кардиналов", раскрываясь в роли закадровых помощников при звездах и выпуская бледные сольники; BT - превосходный музыкант, но довольно средний ди-джей, и так далее. Исключения из этого правила редки и ценятся на вес золота. Норман Кук (Norman Cook), известный широкой публике как Fatboy Slim - как раз из такой породы.

Для многих его имя связанно лишь с парочкой нашумевших хитов вроде "The Rockafeller Skank", однако британец славен далеко не только этим. На его счету участие более чем в десяти проектах, четыре соло-альбома (один из которых, "You've Come A Long Way Baby", стал трижды платиновым и возглавлял британский альбомный чарт), многолетняя работа в качестве продюсера (среди его подопечных были даже Blur) и россыпь совершенно фантастических ремиксов, некоторые из которых полностью затмевали оригиналы. Добавьте к этому больше двадцати лет за вертушками и непростые отношения с рекорд-индустрией и получится биография настоящего рейв-героя.


В начале восьмидесятых молодой Норман (Норман это, кстати, самопровозглашенное прозвище - на самом деле нашего героя зовут Квентин Лео Кук ( Quentin Leo Cook), как и всякий уважающий себя британский подросток, увлекался панком и новой волной, играл в местных группах на барабанах, гитаре и даже пел. Однако вкусы юноши быстро сменились, Кук переключился на хип-хоп и соул и потихоньку начал крутить пластинки в клубах. В 1985-м Норман получает от давнего приятеля Пола Хитона (Paul Heaton) приглашение занять освободившееся место басиста в его группе Housemartins. Легкомысленный гитарный поп, который играли Housemartins, был Куку не слишком по душе, но у группы намечалось масштабное турне, а на руках был контракт с Go! Discs, так что предложение выглядело заманчивым. Перед тем, как пуститься с "Мартинс" во все тяжкие, Норман все-таки успел выпустить первый соло-релиз - под именем DJ-Megamix выходит пластинка "The Finest Ingredients": привычная для тех времен нарезка из сэмплов, положенная на танцевальный электро-ритм. С тех пор Норман сменит множество жанров, но страсть к сэмплированию останется с ним на всю жизнь.

С Housemartins Кук провел три года, успев за это время поднабраться бесценного опыта, обрасти связями и подзаработать деньжат - за группой числилось два альбома и несколько хитовых синглов, один из которых даже добрался до вершины британского чарта. После распада Housemartins Пол Хитон отправился создавать The Beautiful South, а Норман вернулся в Брайтон чтобы наконец заняться собственным творчеством. Вместе с рэпером MC Wildski Кук записывает пластинку "Blame It On The Bassline" - превосходный образец электро-хипхопа конца восьмидесятых, построенный вокруг сэмплов из "Blame It On The Boogie" Майкла Джексона (Michael Jackson) и "Good Times" группы Chic. Пластинку выпустил лейбл Go! Discs, с которым Кук наладил дружеские отношения, а сингл стал клубным хитом.

МУЛЬТИ-НОРМАН И ЕГО ФАБРИКА ХИТОВ
Всю первую половину девяностых будущий Fatboy Slim, что называется, растет вширь - создает великое множество проектов, записывает ремиксы и занимается продюсированием. Нормана увлекает свалившаяся на Англию тотальная хаус-лихорадка, однако подход к этому жанру у Кука своеобразный - он записывает не жесткие клубные треки, а создает музыку более карнавальную и развлекательную, разбавляя хаус-ритмы элементами других жанров и не слишком удаляясь от поп-формата. Самым успешным его детищем становится группа Beats International - эксперимент на стыке поп-музыки даба, регги, хауса и электронного фанка, плотно фаршированный сэмплами. Beats являли собой не просто группу, а что-то вроде передвижного театра. Помимо клавишника и нескольких разномастных вокалистов, в составе числился даже граффити-художник, который рисовал свои шедевры прямо во время концертов на глазах у изумленной публики. Первый альбом группы по-настоящему выстрелил, попав в двадцатку британского хит-парада, а сингл "Dub Be Good To Me" и добрался до первой строчки - так за Норманом шаг за шагом создается репутация хит-мейкера.

Параллельно с этим, британец записывает множество ремиксов - он одним из первых встроился в эту индустрию (особенным спросом ремиксы начали пользоваться именно в конце восьмидесятых) и оказался нарасхват у поп-звезд. Его версии выходили на синглах De La Soul, A Certain Ratio, Ванессы Уильямс (Vanessa Williams) и даже Джеймса Брауна (James Brown). Музыкальным "трейдмарком" Нормана становится эдакая шумная прифанкованная веселуха - позже он построит на этом многие свои биг-битовые боевики, а пока самозабвенно эксприментирует. Помните феерический кавер на "Englishman In New York" Стинга, записанный ямайцем Shinehead? Эта вещица успела даже в России стать радиохитом. И тут без вездесущего мистера Кука не обошлось!

У танцевальных проектов начала девяностых была одна серьезная проблема, они очень редко оказывались "долгоиграющими" - такое уж было время, мода менялась с калейдоскопической быстротой. Второй альбом Beats International с треском проваливается и в жизни Нормана наступает черная полоса - вслед за группой разваливается и личная жизнь, после чего Кук бросает все проекты, запирается в Брайтоне и не занимается музыкой почти два года.

Оправившись от нервного срыва, англичанин кооперируется с Эшли Слейтером (Ashley Slater) и вместе они создают Freak Power - самый живой из всех проектов Нормана со времен Housemartins. И хотя в основу пластинки "Drive-Thru Booty" легли треки, написанные для несостоявшегося третьего альбома Beats International, звучание сильно изменилось. Теперь в сфере интересов Нормана был семидесятнический фанк - "черный" вокал с привкусом госпела, квакающие гитары и приджазованные "rhodes piano". И снова успех - сингл "Turn On, Tune In, Cop Out", поначалу добравшийся лишь до 29 места британского чарта, был лицензирован компанией Levi's для рекламы. Год спустя уже хорошо знакомая публике вещь была переиздана и добралась до первой тройки.

Параллельно с Freak Power, Норман запускает еще несколько проектов - теперь его снова увлекает хаус. Хаус по версии мистера Кука - музыка красочная, летняя и мелодичная, с обилием духовых, фортепиано и неизменно глубоким, качающим басом. Особенно удачными оказались дуэты Mighty Dub KatzGareth Hansome) и PizzamanJohn C. Reid). Треки "Magic Carpet Ride" и "Trippin' On Sunshine" имели сумасшедший успех в клубах и даже добрались до мейнстримовых радиостанций, причем в отличие от тех же Beats International, не обошел успех и Россию. Все, кто помнит наши клубы в середине девяностых или танцевальные эфиры Фонаря на "Максимуме", наверняка узнают эти вещи с первых аккордов, но либо не вспомнят их автора, либо, как минимум, не проассоциируют названия проектов с Норманом Куком. Он не то чтобы скрывал собственную персону за этими масками - скорее просто не выпячивал ее. Клубная сцена в тот момент была устроена так, что звездами становились не авторы музыки, а диджеи - медиумы, которые несли ее в массы.

Продолжение следует.

Tuborg Greenfrest
19 июня - Санкт-Петербург, стадион "Телебашня"
20 июня - Москва, СК Лужники, открытая площадка

Информацию о продаже билетов можно посмотреть вот здесь.

12.05.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.fatboyslim.net

FATBOY SLIM

Дата рождения:

13 июля 1963