В июне московская группа ОбщежитиЕ презентует свой дебютный альбом "Я проснулась", который писался два года. 9 мая они вывесили один из двух дисков, большая часть материала с которого появлялась ранее в виде сингла "Все в порядок", на официальном сайте группы для свободного скачивания. Еще совсем недавно они существовали в абсолютной информационной пустоте - теперь же их нелегкой музыкой интересуются все больше и больше людей. Звуки.Ru пожаловали к Общежитию на концерт в "Живом Уголке", приуроченный ко дню рождения одного из музыкантов группы Сергея Разводова и поговорили с вокалистом Юрием Высоковым и бас-гитаристом Дмитрием Меркуловым о выходящем альбоме, массовой культуре и честности.
Звуки.Ru: Сегодня на концерте очень мало людей, в какой-то момент в зале
народу было даже меньше, чем на сцене. Вам не обидно?
Юрий Высоков: Сегодня мы и не планировали много людей, вот Олег (Олег
Сурков - вокалист группы Палево, прим. ред.), допустим, вообще не
давал нигде никакой информации. Потому что это просто праздник.
Звуки.Ru: На вас вообще больше людей приходит? Я вот в прошлый раз на
вас ходил, там тоже в зале человек тридцать было. Вам большей отдачи не
хочется?
Ю.В.: Ну, во-первых, время нужно, а во-вторых, что Бога гневить.
Значит, пока столько положено. Потом, действительно, у нас многие вещи очень
камерные, для того, чтобы больше людей собирать, нужно действовать иначе.
Звуки.Ru: У вас скоро альбом выходит, когда, кстати? И когда
презентация будет?
Ю.В.: Выходит сейчас фактически. В Петербурге будет 20 июня презентация,
а в Москве 15, скорее всего, в "Доме". Вот 12 или 13 числа мы на завод
уже все отправим печатать. На дисках будет тысяча экземпляров, а на кассетах выйдет
эксклюзивный тираж пятьдесят экземпляров.
Звуки.Ru: Расскажите поподробнее про альбом.
Ю.В.: Кто-то может его сравнить с тем, что в большом количестве
издавалось разными группами в шестидесятые годы. Там есть длинные треки по
пять-шесть минут, где начитывается проза, есть какие-то откровенно
психоделические и авангардные вещи, но все они сделаны. То есть это был не
какой-то единичный джем. Записывали долго, записывали два года, записывали
наложением, чем, может быть, некоторая перегруженность этого альбом и будет
объясняться. Трудно, может быть, сейчас, после такого праздника, об этом
говорить, но темой альбома стала смерть, и разные взгляды на ситуацию смерти.
Из разных культур, разными людьми, в разных ситуациях. Есть там, допустим,
духовный старообрядческий стих, есть сорокакуплетная песня на испанском с
переводом, есть фрагмент из "Хазарского Словаря" Павича, есть
фрагмент из "Войны и Мира", есть стихотворение нашего друга поэта Тимура
Зульфикарова. То есть достаточно боевикового толка песни, быстрые, скорые,
сильные, которые сочетаются с более сложными для прослушивания вещами. Есть
дорожка такая, где под дикий барабанный гул в духе Sonic Youth идут
какие-то напевы от имени Акакия Акакиевича Башмачкина из "Шинели"
. Альбом мы записали на своей студии в Москве, а свели у группы Елочные
Игрушки в Ораниенбауме, под Питером. Альбом на двух дисках, мы еще во время
работы себе говорили, что сейчас так не дебютируют, что это такая агрессия на
мир. Но здесь в чем еще дело: это альбом наш, он во многом нас конституирует,
обозначает как творческих людей, как художников в абсолютном средневековом
смысле. Без той бесчисленной иронии и цинизма, которые навешиваются на
художника сейчас. У каждого автора и у каждой группы авторов есть какой-то свой
совершенный, сказочный, райский мир, в котором потрясающе хорошо. И вот на этих
двух дисках наш этот мир разложен. Причина, по которой появилось два диска, это
богатство этого мира, а не графомания, как кому-то может показаться. Может
быть, этот альбом более важен для нас самих, чем для тех, кто его услышит. Это
такой нахальный и агрессивный жест в отношении среды.
Звуки.Ru: Вот вы все время говорите "агрессивный". Но позиция группы
Общежитие довольно открытая, все эти призывы объединяться и прочее.
Вы же, в общем-то, открыты людям, но при этом вашу музыку трудно таковой
назвать. Она закрытая, труднодоступная, ее не так легко понять. Как это сочетается?
Ю.В.: Это значит - открыто, но приходят пускай те, кто хотят. У нас
вообще, достаточно, боевое мировоззрение. Мы не раз ловили себя на том, что
современность воспринимаем как войну. Я не знаю даже, сил света и сил тьмы.
Поэтому мы очень серьезно, очень осторожно себя ведем. Как сочетается
открытость и некоторая недоступность? Надо сказать, что многие не хотят
мобилизоваться таким образом. Плюс ко всему, у нас очень много вот этого рывка
к корням бытия, к архаике, к какому-то первозданному ужасу ночи - это тоже
многим оказывается не близко, ведь живем в городе, в многоэтажных домах, с
телевизором. Ждите от нас неожиданностей. Ведь кто такой концептуалист, кто
такой настоящий художник? Это такой человек, как Сергей Курехин, у
которого один альбом совершенно не слушабельный, другой зверски известный и
популярный, а третий вообще саундтрек к фильму. Наш первый шаг получился таким,
но он показывает нас только с какой-то одной стороны, дальше совсем что-то
другое будет. У нас материал на еще один альбом, в принципе, уже есть, вот мы
летом будем записывать, а осенью-зимой уже издавать.
Дмитрий Меркулов: Мы, как я это понимаю, выступаем за сотрудничество с
любыми людьми, которые понимают, что происходит. Вплоть до того, что, если бы
пришел наш друг Илья Зинин (группа Verba), он мог бы взять в руки
гитару и это было бы в тему.
При этом у нас есть электрический состав, достаточно стабильный, у которого
есть отрепетированные песни, грубо говоря. Сейчас мы играли в формате
открытой репетиции.
Звуки.Ru: Альбом вам сводили Елочные Игрушки - они с вами что-нибудь
сделали, они чувствуются на альбоме? И как вообще вы с ними сошлись?
Ю.В.: Да по ЖЖ познакомились. Зафрендил я Сашу Зайцева и он там
как-то пошел по
ссылкам, стал слушать. Закончилось тем, что ребята стали помогать сводить запись,
сказали, что все очень интересно, но банально не слышно и приходится в плеере
громкость на максимум выводить.
Д.М.: Ситуация была такая, что мы сначала вообще ничего не умели. Мы
очень свободно как-то экспериментировали, но в звуке ничего не понимали. Не
знали, как будет, если все это взять и свести, как все будет звучать. А они в
этом очень хорошо разбираются.
Ю.В.: Плюс ко всему они поняли наш замысел, задачу наших записей, и
достаточно быстро за пять дней мы все свели. В Петербурге один человек
смастерил и теперь все это в совершенно другом виде и качестве, чем, допустим,
сингл, существует.
Звуки.Ru: А как вы пишете песни? Все вместе это делаете, или по
отдельности? И что появляется сначала - текст или музыка?
Ю.В.: В разных ситуациях по-разному. С песнями, в основном, как-то
проще: я пишу текст, потом это все аранжируется на репетициях. Что-то гораздо
более спонтанно. В принципе, у нас нет людей в группе, которые бы сами по себе
не представляли силу и не могли что-нибудь предложить или сделать.
Звуки.Ru: Вы как-то ощущаете себя частью русской культуры?
Современной и вообще.
Ю.В.: С одной стороны мы, по крайней мере, я ощущаю себя последователем
радикальной русской музыки: проектов Вороновского (видная фигура
русского "метафизического эмбиента", прим. ред), Гражданской Обороны,
Аукцыона, Сергея Курехина, проектов Сергея Летова. Я достаточно
широкий спектр назвал, но вот эту традицию мы продолжаем. С другой стороны, я
вот недавно говорил, что жалко у нас нет такой организации, какая была при
режимах Гитлера и Муссолини, которая бы занималась изучением
древности, раскопками древностей. Это всего касалось: музыки, текстов, все
изыскивали. У меня сейчас колоссальный интерес к русской древности. Я вот
недавно познакомился, тоже в ситуации интервью, с таким известным нашим
музыкантом Сергеем Старостиным (видный джазовый и этнический
мультиинструменталист, прим. ред). На меня очень сильное впечатление произвело
общение с ним, тоже планами разными заразился. А с третьей стороны,
психоделическая традиция, которая тоже в России, по-моему, очень популярна и
превосходно живет. Потому что север, север, снег, звезды, и пространства
огромные, на которых на поезде едешь, которые сами по себе психоделические, это
тоже все наша такая низовая, опорная сфера. Плюс ко всему мы и
концептуалистским аппаратом владеем. Поэтому я думаю, что все у нас хорошо.
Звуки.Ru: Насколько честным должен
быть человек в музыке?
Д.М.: Это вопрос стремления. Если человек об этом в принципе думает и
к этому идет, то это уже во многом его оправдывает, в театре или в музыке, где
угодно; а вообще, конечно, надо, чтобы было как у Неумоева - "что не до смерти
- то ложь"
Ю.В.: Это два дня можно отвечать, потому что честность, это зависит от
того, какая у нас система ценностей. У меня, допустим, духовный ориентир -
русские старообрядцы. Чтобы соответствовать их честности: Поколение прошло
после Аввакума и уже непонятно, в чем выражать честность - снова себя сжечь?
Совершенно не понятно, что делать. Здесь можно сказать, что вообще все, что мы
делаем - тотальная слабость и вранье. Современный мир понятие истины под
страшное сомнение вообще поставил. Я, в принципе, за один и тот же концерт
успевал перечувствовать себя и коммунистом, и фашистом, и анархистом, и
демократом. Сейчас трагедия происходит. Трагедия в ситуации общества масс, и в
ситуации как власть разных государств мыслит современный мир. Надо сейчас, как
минимум, осознать это как трагедию, как страшную проблему. Мы пока, к
сожалению, никаких ответов не даем, но я за себя могу сказать, что я эту
трагедию чувствую очень хорошо. Вот в "Семнадцати мгновениях весны" есть
сцена, где бульдозер человеческие тела в котлован сбрасывает. По сути,
мировоззрение современных маркетологов и технологов это тот же самый бульдозер.
Звуки.Ru: А можно с массовым человеком что-то сделать? Как-то его
разбудить?
Ю.В.: Это нужен захват власти, нужны другие средства массовой информации
и коммуникации, чтобы с массовым человеком что-то сделать. Если мы ко всем на
улице будем подходить и просить их перестать быть массовыми людьми, мы сделать
ничего не сможем. Это массовое усилие нужно.
Д.М.: Вот у Джелло Биафры (Jello Biafra) была такая мысль:
"Don't hate the media. Become the media". Вот это вот "become the
media" как минимум очень трудно.
Ю.В.: Надо думать, надо выбирать, у нас сейчас воли никто не
прикладывает, чтобы как-то изменить обычное течение дел и какое-то сверхусилие
предпринять. Потому что и коммунизм, и любой какой-то более сильный строй, чем
сейчас, он усилий воли требует от простых людей, от власти. Сейчас не назрело
еще, к сожалению. Но мы сугубо в ожидании этого пребываем и только этим и
живем, на самом деле.
19 июня, Москва, Дом, 20.00
20 июня, Питер, Place, 20.00
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)