TELEFON TEL AVIV  Входящие

Выступление передовых американских электронщиков в "Икре" даже при небезупречном звуке язык поворачивается назвать феерическим.

В таких случаях обычно хочется написать "вот так всегда, то месяц нет интересных концертов, то вдруг два в один день", но это будет злобной подтасовкой фактов - интересных концертов здесь в последнее время столько, что два в день - минимальное из зол. Funckarma, Nils Petter Molvaer, God Is An Astronaut, Liars - это чуть больше, чем за неделю, не говоря уже об интересных мероприятиях с "местными". Как бы то ни было, отправившись на Telefon Tel Aviv, пришлось пожертвовать Тимом Хекером. Пропускать его было жалко, но сомнений, куда идти, не было: TTA это, вместе с Apparat и еще от силы парой-тройкой музыкантов, самый что ни на есть передний край электроники.

В девять в "Икре" было привычно для этого времени мало народу, что давало редкую возможность рассмотреть "сетап". Как всегда из-за высокой сцены обзор был не лучшим, однако было видно, что парни не халтурят - вместе с ноутбуком стоит пульт, какой-то эффект-бокс, клавиши (маленький винтажный ARP) и, что самое удивительное, два микрофона. Публика тем временем прибывала, и ровно в полдесятого, когда зал был практически забит, на сцену вышли Чарльз Купер и Джошуа Юстис. Вообще, начало концертов почти вовремя становится в "Икре" приятной традицией - все-таки слушать музыку на свежую голову, не утомленную часами ожиданий, куда приятнее.

Американцы одеты во все черное, на головах капюшоны - такое ощущение, будто сейчас они сбацают что-то в духе Sunn o))), ну или как минимум Muslumgauze, и первый трек (трехминутное интро из одного трайбал-лупа) это ощущение усиливает, но первая же песня переворачивает картинку с ног на голову, вернее сказать, возвращает ее обратно на ноги. Небыстрый прямой бит (и тут медленное диско?), пульсирующий бас, меланхоличные клавиши и вокал! Поют - оба, приятными shoegaze-style голосами, утопающими в море реверберации и делэя. Самая близкая ассоциация - конечно же, их свежий ремикс на аппратовскую "Arkadia", вспоминается даже Depeche Mode. Новый материал (а играют они сплошь неизданный "свежак") отличается от старых вещей радикально. TTA узнаются в звуке, в манере программировать бит и экспериментировать с эффектами, но содержание у новых вещей совсем другое. Если в "Map Of What Is Effortless" чувствовался соул, то эти песни - стопроцентная неоромантика, сыгранная на ультрасовременный лад.

"Hi! We're happy to be here, you're a great audience! We've got a new album coming out, there are all new songs today" - к этой фразе свелось все общение с публикой в первой половине концерта. Пауз парни почти не делают, но вещи играют одна за другой, не делая из них танцевальную "колбасу". Оно и понятно, треки совсем разные - от прямого бита минут через двадцать не остается и следа, а айдиэма становится все больше, но неоромантическая начинка, восьмидесятнические клавиши и "шугейзерный" вокал остаются. Вещи красивые до одурения - быстро становится понятно, что эти меланхоличные песнопения - по всей видимости будущий лучший альбом года. Они сдвинулись в сторону позднего Аппарата, но мелодическую основу сделали более яркой и хитовой, что ни вещь, то потенциальный радио-блокбастер.

С технической точки зрения лайв не поражает - звук так себе (не плохой, а как у всех, как обычно в этом месте с такой музыкой), вокал местами теряется. Звуковое волшебство этим дядькам, кажется, подвластно только в студии - нет, и близко они не подобрались в этом плане к Funckarma... Играют на клавишах совсем мало, но крутят фильтры и эффекты. С ARP-а, похоже, идут секвенсорные арпеджио с фильтрами, но уже за это Чарльзу и Джошуа можно простить недостаток "экшена" на сцене. Нет ничего красивей таких вот бесконечных "колец", сыгранных старыми синтезаторами. Новые песни строятся для меня по принципу "все, что вы любите в электронной музыке, собранное в одном проекте". Мало клавиш было, как оказалось, не от хорошей жизни - как потом рассказывали очевидцы, музыканты взяли в аренду Nord, но тот не захотел читать их карту со звуками и TTA остались без соло, которые собирались играть руками.

Где-то в середине "телефонисты" сыграли-таки знакомую вещь и это, разумеется, была "Arkadia" в их ремиксе. Самое примечательное в этой вещи было то, как хорошо вдруг зазвучал записанный вокал - все-таки голос вторым планом это приятно, но он должен быть различим, чем живые Юстис и Купер совсем не всегда могли похвастать. Народ, к удивлению, узнал первористочник чуть ли не по шуму в начале трека и приветствовал громогласным ревом. Публика и новые вещи принимала на ура, но "эффект хита" штука безотказная. TTA сыграли пару инструменталок, а под конец выдали пару самых настоящих танцевальных хитов - ритм хоть и заковыристый, но крутится вокруг breaks-основы. Тут не грех вспомнить и Hybrid, и даже BT пятилетней давности, а когда к этому прибавляются фильтрованные аналоговые арпеджио и вокал, получается стопроцентный "perfect pop". По концерту уже отлично формируется картинка нового альбома. Он очень мелодичный, очень хитовый и гораздо более попсовый, чем предыдущие. И, разумеется, критики не оставят от него камня на камне. Но самое удивительное то, что звучать ультрасовременно TTA удается, совсем не касаясь ни одной из "актуальных тенденций" - тут нет ни дабстепа, ни заигрываний с "френчем", ни даже сложносочиненного саунд-дизайна.

Ровно через час парни еще раз благодарят зал и удаляются, но публика, конечно, вытаскивает их на бис. Все ждут чего-то знакомое, но один из музыкантов ехидно объявляет "so: another new song!". И играют еще один эйфорический танц-блокбастер - так звучали бы Sasha, Ulrich Schnauss и Apparat, если бы задумали записать совместный трек. В общем, даже при небезупречном звуке и некотором недостатке действия, концерт просто феерический. Нет ничего лучше, чем получить на концерте любимой группы порцию новых вещей такого качества. Удивительно, почему же это случается так редко.

04.05.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)