LIARS  Лжец, лжец, лжец

Московское выступление актуальных нойз-рокеров позволит увидеть вживую не только одних из самых многообещающих дебютантов нового столетия, но и застать их, пожалуй, в прекрасной форме.

В ситуации, когда на одной сцене могут спокойно выступать как недавно воссоединившиеся легенды рока с сорокалетней историей, так и порожденные "блогобумом" новички без единого альбома, принято куда более настороженно относиться к молодым командам - мол: "куда лезут, юнцы". Правда, к трансконтинентальному коллективу Liars такое вряд ли можно обратить. Во-первых, потому, что тематика их творчества бесконечно далека от навязших на зубах пубертантных любовных стенаний и сиюминутных гимнов жизни, а во-вторых, играют так, что сложно поверить в молодость группы - лжецы собрались в 2000-м году. Впрочем, за это время музыканты успели столько, сколько некоторым не удается и за четверть века. Но обо всем по порядку.

Сейчас уже можно проводить исследовать влияние, которое оказали колледжи искусств на историю рок музыки, ведь именно оттуда выходили, например, заслуженные Talking Heads, Wire, Roxy Music и более молодые, но не менее важные Lightning Bolt и Arab on Radar. Liars такие же полноценные участники этого списка: основатели группы вокалист Ангус Эндрю (Angus Andrew) и барабанщик Джулиан Гросс (Julian Gross) познакомились на курсах фотографии в Лос-Анджелосе, а позднее к ним присоединился гитарист Аарон Хэмпфилл (Aaron Hemphill ). Видимо, именно тогда в головах музыкантов плотно засела навязчивая идея алхимических поисков новых музыкальных горизонтов, и с тех пор первым и основным качеством группы стала неутомимая жажда перемен - перемены места, музыки и даже идеологии группы.

Музыканты слонялись из Австралии в Америку, оттуда в Германию, на ходу перекраивая свое и без того непростое звучание. Liars - это как раз тот самый случай, когда под термином "экспериментальный рок" скрывается попытка замаскировать необъяснимое, а именно - удивительное умение созидать свежие формы на развалинах знакомых жанров. Наследуя звуковые заветы ранних Sonic Youth, где шум и яростный авангард встречаются с почти идеальными поп-песнями, нью-йорскую школу ноу вейва (DNA, Mars, Teenage Jesus and the Jerks) и наследие пост-панк экспериментаторов The Fall и Gang of Four, Liars, в первую очередь сосредоточены на создании постоянно движущихся, сложных ритмов, являющихся скелетом их музыки.

Первый альбом группы получил название достойное опусов пост-рокеров третьего эшелона - "Они бросили нас в канаву и памятник воздвигли". Состоящий из неожиданно зловещих дэнс-панк сюит, впрочем, танцевать под них крайне проблематично - скорее корчиться под беспрестанные выкрики Ангуса накладывающихся на рваный ритм и "грязное" гитарное звучание. Альбом демонстративно заканчивался тридцатиминутной медитацией "This Dust Makes That Mud", провокационный ход - у кого-то вызвал всплеск возмущения, но многие по достоинству оценили итог. Впрочем, не смотря на даже пророческое название пластинки, Liars не стали группой одного альбома, и следующий сделали в совершенно ином ключе.

Второй альбом "They Were Wrong So We Have Drowned" своим названием отсылает слушателя к методам европейской инквизиции - так называемому "Божьему суду" или испытанию водой, когда подозреваемого в ведовстве связывали особым образом и бросали в воду. Если человек тонул, то его признавали не виновным, всплывавших же пытали дополнительно. В пересказе Liars этот сюжет приобрел откровенно шизофренические нотки. Методичное повторение фраз и монотонный бит переходили в форменную пытку звуком, гитарные обвалы множились в электронных шумах. Великий Инквизитор был бы доволен. Несмотря на неприятие многими критиками периода оголтелой деконструкции собственных достижений, поклонники группы не были разочарованы - упрекнуть Liars в самом страшном для экспериментаторов грехе самоповтора было нельзя. Альбом для пущей жути записывался в лесах штата Нью-Джерси, а продюсером выступил небезызвестный Дэвид Ситек (David Sitek) из близких по духу Tv On The Radio.

На шестой год существования группы они так поднаторели в создании необычных ритмических рисунков, что решили посвятить этой теме целый альбом "Drum's Not Dead". В музыкальном плане этот альбом стал настоящей вершиной. Впервые они смогли нащупать тонкий баланс между прогрессивными, но утомительными экзерсисами и запоминающимися мелодиями. Они стали звучать так, будто свои силы решили объединить Flaming Lips и McLusky. Исковерканный психо-фолк переплетался с переосмысленным опытом американского нойз-рока, а каждый инструмент приобретал свой новый голос в чутких руках музыкантов. Творческая активность группы к тому моменту стала уже просто пугающей - Ангус Эндрю сотоварищи записывали миниальбомы с множеством коллег по цеху (в том числе с Yeah Yeah Yeahs), выпускали по клипу на каждую песню с альбома и беспрерывно гастролировали.

Последняя работа группы на сегодняшний день - одноименный альбом, умудрившийся даже после великолепного "Drum's Not Dead", выглядеть не бледно, а, напротив, еще более упрочить позиции группы. Обвинения в заигрывании с мейнстримом не так уж и далеки от истины, но, честно говоря, поп-музыка в исполнении Liars сродни самым "воздушным" альбомам Swans. Несмотря на все изменения, музыканты остаются собой, и даже за простыми и несколько наивными мелодиями чувствуется знакомая по предыдущим альбомам разрушительная сила коллектива, и грустные баллады соседствуют с безжалостным шумовым террором.

Музыканты в повседневной жизни выглядящие как трое не отягощенных интеллектом бездельников из мексиканского квартала, на концертах совершенно преображаются - играют глухо, злобно, много и с удовольствием импровизируя, заигрывают с хаосом и гармонией, производя неизгладимое впечатление на публику. Московское выступление позволит увидеть вживую не только одних из самых многообещающих дебютантов нового столетия, но и застать их, пожалуй, в прекрасной форме.

Liars
Б2
2 мая
22:00

22.04.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)