CURRENT 93  Два дня огня

Двухдневный марафон дарк-фолкеров в "Икре" настолько потряс нашего корреспондента, что репортаж мы публикуем лишь спустя неделю после первого сета группы Дэвида Тибета. Попытка прикоснутся словами к метафизике случившегося далее.

День первый. 11 апреля: Current 93 feat. Hush Arbors.
Изначально планировалось, что в этот день перед Current 93 выступит специальный гость - известная американская рок-певица Рикки Ли Джонс (Rickie Lee Jones). К сожалению, в Москву она прилететь не смогла, оставив зрителей без меланхолично-спокойного панк-рока. А ведь некоторым из них не терпелось послушать ее новые песни: последний альбом Рикки "The Sermon On Exposition Boulevard" вышел в прошлом году. Заменить заслуженную артистку был призван Hush Arbors - психоделичный фолковый проект молодого американского гитариста Кейта Вуда (Keith Wood), участника психоделик-фолк группы Six Organs Of Admittance. Однако перед выходом Кейта случился сюрприз - на сцене появился московский поэт Вера Сажина с баяном. Неосведомленные зрители сразу насторожились, увидев странную тетеньку в пестрых одеждах. Вера Сажина - это сочетание глубокого медленного затягивающего вокала и заторможенной меланхоличной игры на баяне: Вера на нем почти не играла, просто вяло растягивала меха, иногда осторожно переставляя пальчики. Плюс, конечно, необычные тексты, которые с голоса становятся совсем странными и переливаются в нем как разноцветные рыбы. Что интересно: Сажина всерьез увлекается тувинским шаманизмом, так что ее выступление - это вовсе не дурачество, как показалось некоторым зрителям. А я пожалел, что ей не хватает музыкальной мощи. Ей бы в помощники какого-нибудь лихого аккордеониста или баяниста, чтобы рвал и метал как Киммо Похьонен (Kimmo Pohjonen) или Владимир Ойдупаа Ойун - и цены бы ей не было. Последнего, кстати, рекомендую к прослушиванию - невероятный апокалиптичный тувинец.
Перед тем, как покинуть сцену, Вера сообщила о своем грядущем выступлении: 19 апреля, в субботу, в КЦ Дом, в рамках музыкального фестиваля с дивным названием "Царевны подвалов".

После психо-фолка от Веры Сажиной можно было передохнуть и поскучать - на сцену выбрался небритый и растрепанный, как зимний воробей, Кейт Вуд. Время от времени прикладываясь к стакану с жидкостью, похожей на коньяк, он пел приятным, но вполне стандартным инди-голосом и бренчал на электрогитаре. В одиночку, без своих товарищей по Hush Arbors, Кейт звучал сонно и неубедительно. Не такая музыка должна предварять выступление Current 93, не такая.

Затем, после небольшой паузы, началось: зал погрузился во тьму, а из динамиков понеслась звуковая атака - нарастающие до звона в ушах звуки какого-то бодренького поп-фолка и шум конских копыт. Шум был на грани невыносимого, а в это время по сцене крались к своим местам музыканты. Признаюсь, я был обескуражен, когда увидел на темной сцене нелепую полную женщину, и даже подумал: "А это что еще за кухарка?" . Но, когда сцена осветилась, я пожалел о своих мыслях, - это оказалась замечательная Бэби Ди (Baby Dee) - рыжеволосая американская пианистка и арфистка. Последним на сцену поднялся лидер Current 93 Дэвид Тибет (David Tibet), но не один, а в компании с православным священником. Эту выходку Тибета можно воспринимать по-разному. С одной стороны она кажется естественной, так как Тибет - человек, в итоге пришедший к христианству, несмотря на увлечение кроулианством и оккультизмом в прошлом. Приглашение на сцену священника выглядело попыткой превратить зал в храм на время концерта, в священное место. С другой стороны - из зала это смотрелось как элемент шоу, т.е. нелепо.

Главной особенностью этого концерта стал расширенный до восьми человек состав группы. Вокал, скрипка, клавиши, виолончель, барабаны, бас и две электрогитары, на одной из которых играл все тот же Кейт Вуд. При таком количестве инструментов звучание группы претерпело изменение, сгустилось, насытилось и превратилось из дарк-фолка в дарк-фолк-рок и даже прог. Некоторые поклонники группы оказались не готовы к отклонению в сторону рока (и позднее высказывали свое недовольство в блогах). Кто-то из зала настойчиво просил, чтобы группа сыграла "A Song For Douglas After He's Dead" - вкрадчиво-нервную балладу с классического альбома группы "Thunder Perfect Mind" (1992), для исполнения которой достаточно акустической гитары и скрипки. А кто-то другой настойчиво звал Бэби Ди, видимо, желая насладиться ее бодрым фрик-фолк кабаре, а не мрачными изысканиями Тибета. Последний, впрочем, был больше похож на поэта и доброго волшебника с усталым и внимательным взглядом. Он двигался в самом центре музыки: то плавно плавал по сцене, то дергался как марионетка, а возле его ног, у сцены, колыхалась странная парочка - парень и девушка. Они тянули руки к Тибету и бились о сцену, как утопающие в шторм. Видно, очень хотели спастись и искали спасения в музыке, а музыка тем временем напоминала тяжелого великана спускающегося по ступенькам - нарастающей тяжестью и напряжением. В таком ключе и прошел весь концерт, а под конец Тибет склонился над залом, поцеловался с несколькими слушательницами, перекрестился и улизнул, оставив остальных музыкантов доигрывать песню.
В этом было что-то особенное, когда семь музыкантов, расположившихся полукругом, играли, глядя не в зал, а в опустевший центр сцены - как будто они продолжали играть не для зрителя, а для каких-то невидимых высших сил, спустившихся в этот миг на сцену. На бис группа исполнила "Oh, Coal Black Smith", которая на этом концерте превратилась из нервного фолка в мощный рок-боевик. Зал вздрогнул и забился как большое сердце.

День второй. 12 апреля: Current 93 feat. Baby Dee.
Этот день также открывала Вера Сажина, но ее второе выступление не сильно отличалось от первого, так что рассказывать о нем смысла не имеет. Вторым участником разогрева стала обещанная Бэби Ди. Поначалу к ней присоединился лишь один участник предыдущего концерта - американский виолончелист Джон Контрерас (John Contreras) с невозмутимым лицом (даже в самые бурные моменты обоих концертов он был как стоик). Вместе они сыграли одну песню. На второй песне к ним подсел молодой рыжеволосый барабанщик, чем-то похожий на юношу из фильма Ларри Кларка "Кен Парк" (того, который застрелился в самом начале). От песне к песне музыкантов прибывало и, наконец, наступила кульминация - Бэби Ди спела две лучшие песни со своего последнего альбома "Safe Inside The Day" (2008). Во время "Earlie King" и "Only Bones That Show" эта уже немолодая и грузная женщина почти парила над клавишами, воздевала глаза к потолку, играя так, словно это был последний концерт в жизни. После такой экспрессии я подумал, что Тибету необязательно выходить на сцену - Ди и без него найдет, чем занять публику.

Но Тибет вышел и вновь со священником, который всех благословил, после чего и начался концерт Current 93. Тем временем стало заметно, что в C93 приятное пополнение состава - на сцене, за большим пультом, появился известный британский электронщик-экспериментатор Эндрю Лайлз (Andrew Liles), в разное время работавший с Эдвардом Ка-Спелом (Edward Ka-Spel) и группами Faust и Nurse With Wound - значительными величинами в неопсиходелии, краут-роке и индастриале соответственно. Таким образом количество музыкантов достигло девяти человек, а выступление, благодаря Лайлзу, приобрело суровую нойзовую оболочку. Туман, состоявший из тяжелых звуков, накрыл зал, и слушатели застыли, словно "под свинцовым одеялом". Партии скрипки и виолончели на теле этой музыки звучали как раны.
Музыканты намеренно играли другой концерт, из более старого материала, тяготеющего к нойзу и индастриалу. Так что, тем, кто посетил оба концерта, был обеспечен контрастный душ. Тибет в этот день выглядел более тревожным и несчастным и не общался со зрителями, но белую розу, которую ему протянули из зала, принял и поднес к лицу. А на бис группа исполнила две песни, но, к сожалению, среди них вновь не оказалось "A Song For Douglas After He's Dead">. Сначала Тибет исполнил "Sleep Has His House" - длинную и трагичную балладу, написанную в память о его отце. Во время ее исполнения Тибет чуть ли не плакал и казался заметно потускневшим. Завершился концерт кипящей и параноидальной "Black Ships Ate The Sky". Этой песней музыканты разворошили зал огромной невидимой кочергой, оглушили, смяли и ушли.

После такой изматывающей концовки надежды на второй бис не осталось, поэтому все начали расходиться. Я шел домой тихими ночными улицами и чутко реагировал на каждый неожиданный шум - все они казались заблудившимися звуками, убежавшими из индустриально-нойзовых полотен раннего Current 93. Шныряют по ночным улицам, как тараканы.

18.04.2008, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
CURRENT 93 - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Великобритания
Релизы:
2005 Soft Black Stars
2004 Halo
1987 Imperium

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить