ЗЕМФИРА  Большой концерт

The Best Of - важный этап для каждого артиста. Это подведение "'Итогов", это значит, что певица, на самом деле, "Созрела", она "Искала" в себе "Главное" и нашла его. Концерту Земфиры в "Олимпийском" еще не подходит определение "best". Но это было большое, взрослое шоу. И на том "Спасибо".

Земфира отыграла сорок четыре песни; концерт в "Олимпийском" продолжался три часа тридцать три минуты. На излете третьего "биса" (а впереди был еще четвертый) Земфира, вздохнув, заметила: "Точно финальный номер! Мы три часа играем. Где вы такую группу найдете? Кроме группы Чайф, кроме группы ДДТ, ну, может быть, АВВА..." Зал скандировал в ответ: "Зем-фи-ра-зем-фи-ра-зем-фи-ра!" - "Нет, ну, мы-то понятно, мы и играем".

Можно было, в принципе, перебирать в голове песни, без которых Земфиру не отпустят. И вот пока все не переберете, уйти не удастся. Зе бест оф так зе бест оф. Настоящий shuffle, где между "Мы разбиваемся" с последнего альбома и "Ромашками" с первого затесались Beatles, Queen и Монгол Шуудан. В первой части шоу Земфира исполнила несколько песен с альбома Спасибо ("В метро", "Воскресенье", "Мальчик"), словно подготавливая публику к прыжку во времени. Потом потихоньку начала добавлять в программу старину ("Город", "Ненавижу"). А завершила все бисы - одной из самых старых, знаковых: "Румбой". Ретроспективная композиция концертов обычно свойственна рокерам за 50, но на то и Земфира, чтобы ей такие шаблоны были несущественны.
Фирменно взлохмаченные волосы, узкий брючный костюм, жутковатые черные вены-татуировки - new Zемфира style. Мощный, серьезный квадро-звук, жесткая ритм-секция, усиленные духовые на заднем плане и нарочито несерьезные, очень фанковые клавишные - Zемфира sound. Стремление переиначить, переосмыслить и реанжировать все песни старой программы до полной неузнаваемости - эта новая Земфира отличается безжалостным препарированием исходного материала. Многие новшества появились в песнях без всякой внешней мотивации, словно автор проводит эксперименты над формой с целью выяснить, как далеко можно зайти в этих экспериментах. К примеру, что заставило Земфиру превратить бескомпромиссную и красивую "Ненавижу" в поп-медляк с проигрышем a la Бритни Спирс? Не верите - посмотрите концерт известной блондинки в Лас-Вегасе: там один из центральных "суицидных" хитов, "Born To Make You Happy", тоже снабжен такой вот "музыкальной шкатулочкой".
Но лично меня, стоит признать, подкосила дабовая, в мажоре, версия "Синоптика". Далеко не всегда новые аранжировки идут на пользу песне.

Другая примета шоу и его основное отличие от сыгранного полгода ранее концерта в Зеленом Театре - некоторая избыточная зрелищность и стремление визуализировать буквально все яркие образы в песнях. Доходит до смешного: Земфира поет "Обесцвечу глаза, обезличу тебя" ("Ненавижу") - на заднике ее лицо буквально расплывается; поет "Еще немного и взорвемся" ("Самолеты") - и в этот момент взрывается пиротехника. А москвичи, надо заметить, насчет взрывов народ пуганный! Ритм, до этого строго придерживавшийся канонов Depeche Mode, меняется и перетекает в инфернальное умца-шапито "Господа" - и музыканты послушно напяливают клоунские треуголки, а басист Леша Белый улетает под потолок на лонже. Сопровождалось это действо пиликанием "Марша гладиаторов" К. Дж. Элфорда.

Пик пришелся на "Я полюбила Вас". Знаковая песня для фанаток и самой певицы. Это признание в любви великой поэтессе (измененная строчка самой Цветаевой: "Я полюбила Вас, Анна Ахматова"), но одновременно это и слова Софьи Парнок, любовницы Марины Цветаевой. Кровавые клетки на черном панно по бокам сцены хаотически сменяют друг друга - осветители постарались на славу. На огромном экране за спиной Земфиры - черно-белый портрет Марины. Если до этого зал вспыхивал раз за разом, то теперь публика просто горит. Но к чему низводить богатый ассоциациями ряд до одного мемориального портрета?..
И тут как бы играючи, подчеркивая несерьезность происходящего, Земфира поет вдруг "Сердце красавиц" из "Риголетто". Думали, надрыв закончился? Не тут-то было: кульминация достигнута, но вовсе не пройдена. Певица исполняет, наверное, самую искреннюю и острую песню, написанную для фильма Ренаты Литвиновой "'Богиня: как я полюбила". Ну, тут уже и музыканты расстарались. Драматическая партия на пианино, ударные, прошибающие насквозь, щемящий саксофон, присоединяющийся в припеве. Задыхающийся и мощный вокал-речитатив в песне "Любовь как случайная смерть".
На сайте спорткомплекса в афише значилось: "1 апреля. Земфира. Концерт. Шоу." Шоу - да. Но уже значительно менее концерт, чем полгода, и тем более - 8 лет назад.
Концерты Земфиры всегда были чуть "слишком", но этот отличился избыточной зрелищностью. Золотые искры, сыпавшиеся из пушек на головы фанатов, плазменные модули во всю ширину спорткомплекса, на которых то пульcирующее сердце, то капли дождя, то бесконечно убегающая дорога. К прекрасной постановке света у Земфиры мы уже привыкли. Хороший звук - замечательное нововведение. Летающими музыкантами нас тоже не удивишь - это привычный антураж шоу Полунина. Но когда под песню "Трафик" на сцену вышла индианка-танцовщица в национальном костюме, мой сосед вежливо осведомился: "А как ты думаешь, женщин распиливать будут?"

Каждая песня Земфиры у зрителя связана с чем-то личным, но есть те, что отличаются большим "радиусом поражения". Такие как "ПММЛ", "Хочешь", "Блюз"... А вообще с таким репертуаром, как у Земфиры, поклоннице проще иметь несколько романов сразу, чтоб с одним - тяжкая глубокая грусть, с другим - родство душ, с третьим - неудержимая радость. Тогда каждый из сюжетов подойдет к какой-нибудь из песен, и все в результате окажутся "задействованы" в вашей личной жизни. Звучит "Мы разбиваемся" - и девушка рядом со мной согласно заливается слезами.
В принципе, понятно стремление артистки отойти от этих шаблонов восприятия, максимально дистанцироваться. Но дав большую свободу действительно неплохому аранжировщику, клавишнику Дмитрию Шурову, она забыла напомнить сама себе: "Жаль, но я никак не научусь остановиться... разгоняюсь, загоняюсь как отпущенная птица"... "Порхающие" аранжировки и плавные жесты не свойственны жесткой и даже угловатой Земфире. Отсюда и некоторая неестественность жестов и танцев певицы на сцене. Это кабаре-шапито - не ее, слишком очевиден неуют, исходящий от сложившегося образа. И когда Земфира говорит: "Я придумала этот концерт больше двух лет назад, и, наверное, завтра мне будет грустно, потому что все это время я шла к нему, но послезавтра я придумаю что-нибудь другое" - хочется радостно закивать: "Да! Да! Придумай поскорее что-нибудь другое, придумай нам настоящий концерт, и пусть он длится не три часа, а один, но пусть в нем будете только ты и твоя музыка!"

The Best Of - важный этап для каждого артиста. Это подведение "'Итогов", это значит, что певица, на самом деле, "Созрела", она "Искала" в себе "Главное" и нашла его. Концерту в "Олимпийском" еще не подходит определение "Бест". Но это было большое, взрослое шоу. И на том "Спасибо".

02.04.2008, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)