Barbara MORGENSTERN  Девушка в черном

Приезд передовой немки в "Икру" был обставлен без особой помпы, а само выступление пришлось даже переносить в малый зал. Но тем восьмидесяти посвященным, кому удалось побывать на этом концерте, посчастливилось наблюдать, как на их глазах рождается не гламурная одноместная индитроника.

Популярность в России тех или иных артистов - вещь непредсказуемая. Вроде и немецкую индитронику здесь любят (вспомним аншлаги на концертах The Notwist и Lali Puna), да и сама Барбара Моргенштерн (Barbara Morgenstern) многим здесь хорошо знакома - она уже бывала в Москве, а ее последний альбом "The Grass Is Always Greener" получил здесь весьма неплохую прессу. Однако ее концерт в "Икре" большого ажиотажа не вызвал - то ли воскресенье (не самый удачный клубный день) тому виной, то ли московскую публику уже не расшевелить артистами масштаба меньше Aphex Twin, в общем концерт первой леди лейбла Monika Enterprise аншлага не собрал и проходил в красном зале, куда вмещается от силы человек восемьдесят.

Впрочем, в Москву Барбара приехала в рамках европейского тура под эгидой Гете института, и в качестве "культурного посла" заезжала даже в такие места как Мурманск и Саратов, так что к "очень камерным" мероприятиям ей не привыкать. Да и набился красный зал "Икры" практически битком, что даже создавало проблемы - сцены там практически нет, и если не стоишь в первых рядах, не видно почти ничего. К тому же часть людей уселась спереди на стулья, заняв тем самым половину и без того маленького пространства. В результате кому-то пришлось ютиться в проходах у бара.

"Девушка в черном" вышла на сцену в половину десятого. Выглядит и ведет себя Барбара как-то очень по-немецки - немного угловатая, но обаятельная. Все шоу делает в гордом одиночестве - перед ней стоит микрофон и миди-клавиатура с примотанным к ней хитрым девайсом, полным ручек (не то контроллер, не то наоборот тон-генератор). Слева - стол, заваленный железом: "макинтош", пульт, какие-то примочки и kaoss pad 2, с которым немка очень ловко манипулировала, пуская через него то голос, то клавишные соло. За поющими девушками с ноутбуками частенько водится халтурить и сводить лайв к пению и нажатию кнопки "play", но Барбара отрабатывает за десятерых - все время играет на клавишах, колдует над эффктами, пританцовывает, разве что ногами никак музыкальный процесс не контролирует.

Аранжировки максимально упрощены - с "мака" идет как правило один луп с битом и гармонической подложкой, поверх которых Барбара наигрывает все соло сама, простым тембром (орган или фотрепиано), то и дало щедро сдабривая звук овердрайвом. Мисс явно пребывает в отличном настроении: общается с публикой (переходя с английского то на немецкий, то на русский), и регулярно вставляет ремарки между песнями. "Следующая вещь - с моего супер хитового альбома "The Grass Is Always Greener"! Ха, смейтесь-смейтесь! На самом деле он действительно очень известен, но почему-то - везде, кроме России!". Все это, разумеется в шутку и без малейшей претензии на звездность. Публике это нравится - народ собрался приятный, узнают треки и бурно поддерживают свою любимицу. Только вот к тихой музыке московская публика не приучена - стоит Барбаре заиграть что-нибудь вкрадчивое, как разговоры немедленно забивают вокал и мелодии. Звукач пытается прибавить звук в зале, но все немедленно начинает заводиться. "Эй, у меня тут не слышно ничего, кроме басового гудения! Переведите это парню за пультом, хорошо? Вот так, отлично! Играем все тихонечко и так будет лучше для всех!"

Немка играет сборную солянку из старого и нового: "А вот эту вещь мы написали в Новой Зеландии. Нас туда пригласили - меня и одного парня из Франции. Ну вы понимаете, француз и немка: это был полнейший бардак! В общем, послушайте". У всех песен - немного затянутые концы, в которых Барбара оттягивается с длинными "триповыми" соло, иногда получается что-то вроде лоуфайного пост-рока. После двух подряд инструменталок, Моргенштерн с хитрой ухмылкой заводит "The Operator". Народ немедленно встает на уши, а сама Барбара начинает носиться с микрофоном по залу (чуть не выдрав однажды шнур "с мясом"), поет иногда невпопад, в общем дает "панкухи" по полной программе, но получается чертовски весело. После овации немка вдруг переходит на русский: "Ураааа! Спасибобальшоооо!". Сыграв еще одну вещь, наша звезда думает было удалиться, но разогретый зал требует продолжения банкета. Закончила Барбара опять лоуфайным "рубиловом". В общем, хорошие концерты в красном зале уже становятся традицией - вспоминается устроивший тут феерию Alias.

01.04.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)