ФЕСТИВАЛЬ  Как это будет по-русски?..

Близится летний сезон - время больших фестивалей. Мы снова отправляемся в музыклаьные поездки по Европе. Но пора задаться вопросом: что мешает развернуться фестивальному движению в России? Почему у нас до сих пор не прошло ни одного полноформатного "недельного" фестиваля? В этом исследовании мы собрали самые важные качества хорошего хэппенинга, а также представили новую рубрику...

Более десятка лет редакция Звуков.Ру практикует музыкальный туризм. Поехать в какую-то страну послушать музыку - из всех разновидностей отпуска именно такая кажется нам наиболее интересной и плодотворной. Во-первых, это дает возможность в течение нескольких дней ознакомиться со всеми актуальными группами и музыкальными стилями во всем мире; во-вторых, устав от прослушивания музыки, вы всегда можете отправиться глазеть на ближайший город, а то и вовсе объехать страну, в которой проходит фестиваль. С объединением Европы все шире раздвигаются границы наших путешествий и наших познаний в области популярной музыки.
Каждая европейская страна гордится своими музыкальными хэппенингами и считает их законной статьей привлечения туристов в летний сезон. Законодатель летних мод, Британия проводит более ста фестивалей, из которых наиболее известные бренды - Glastonbury Festival, Holidays in the Sun, All Tomorow's Parties и Reading & Leeds Festival. Не отстают от англичан и соседи: Roskilde Festival проходит в Дании, Dynamo Open Air и PinkPop - в Голландии, Rock Am Ring, Aerodrome и Nova Rock - в Германии, Hultsfred Festival - в Швеции, Provinssirock -в Финляндии, Iceland Airvawes - в Исландии, Sonar и Tanned Tin - в Испании, Sziget Festival - в Венгрии, Exit - в Сербии... И все эти фестивали наша редакция уже много лет исправно посещает, все чаще задаваясь вопросом: что мешает развернуться фестивальному движению в России? Почему у нас до сих пор не прошло ни одного полноформатного "недельного" фестиваля?

Некогда журнал "КоммерсантЪ-Деньги" проводил опрос известнейших промоутеров Москвы, пытаясь найти корень зла в бизнес-составляющей процесса. В самом деле, в 2004 году, когда музыкальные фестивали на территории России носили, скорее, эпизодический характер, проще всего было свалить всю вину за не сложившееся счастье на несознательных спонсоров, которые не горели желанием вкладывать средства в мероприятия с неочевидной бизнес-схемой. Однако в настоящее время число компаний, включивших в свои маркетинговые бюджеты строку "спонсорство", значительно увеличилось. А крупных фестивалей так и не появилось. Отчего так? Попробуем исследовать, из каких составляющих складывается хороший фестиваль, и в чем отличие западных фестивальных реалий от российских...

Чужие звезды светят нам...
Из года в год посетители российских фестивалей наблюдают на афишах одни и те же имена. Многие фестивали даже начали ассоциироваться со своими хедлайнерами: какое, к примеру, "Нашествие" без группы Чайф? Но давайте признаем: в России просто нет достаточного числа звезд, способных из года в год привлекать публику на большую фестивальную площадку. Некоторое время в этом заблуждении пребывали организаторы "Нашествия" и "Крыльев", однако даже самым стойким славянофилам стало со временем очевидно, что на одном русском роке далеко не уедешь. К тому же, отечественной рок-продукции традиционно сопутствует весьма сложная и не поддающаяся дрессировке публика, о которой пойдет речь ниже. А в случае комбинированной программы весьма немногим организаторам удается соблюсти баланс между российскими и западными исполнителями без ущерба для смысла. Слишком разителен контраст в качестве музыкального материала.

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Если посмотреть на программу европейских фестивалей, становится очевидно, что их состав, за редким жанровым исключением, формируется вокруг нескольких крупных мейнстримовых групп, пустившихся летом в гастрольный тур. Для музыкантов такой график означает возможность существенно поправить бюджет, активно провести лето, а главное - продемонстрировать массовой и при этом благодарной публике свою новую программу. К примеру, в этом году активно концертируют Kings Of Leon, The Hives, Rage Against The Machine, Sex Pistols, Babyshambles, Serj Tankian, R.E.M. Их имена встречаются на каждом втором крупном фестивале. России же не повезло, в первую очередь, с дислокацией: мы находимся вдалеке от быстрых европейских трасс, а это означает заоблачные цены на авиабилеты, и, как следствие, удорожание букcирования в полтора-два раза. Часто бывает так, что в результате экономии на транспортных расходах звезды приезжают в Россию в неполном составе (без бэк-вокалов, пиротехники, серьезного звука, сценического оборудования). А некоторые и вовсе прилетают на корпоративные вечеринки в Норильск, Сургут или Сыктывкар, минуя столицы. В последнее время в Москве функцию фестивалей взяли на себя крупные клубы, которые целенаправленно приглашают западных звезд категории "В", однако билеты на такие концерты стоят столько же, сколько недельный абонемент на любой европейский фест.

Гений места
Фестиваль - это, в первую очередь, инфраструктура. А ее построить непросто: публике необходимо знать, что фестиваль - удобное место для проведения досуга в течение длительного времени. До этого места нужно иметь возможность доехать, а на месте - с комфортом разместиться, не думая о том, где поесть и справить естественные надобности без риска для жизни. В свою очередь, владельцы площадок относятся к нашествию меломанов как к стихийному экологическому бедствию: ведь никто не способен так "убить" любое поле или парк, как публика на танцполе. Именно это обстоятельство стало официальной причиной закрытия фестиваля "Нашествие", и именно поэтому вынужден постоянно менять дислокацию "Пикник Афиши".
Помимо прочего, даже самый упертый слушатель иногда все-таки устает от потребления музыки и стремится куда-то выплеснуть накопившуюся энергию, поэтому его нужно развлекать, хороводить и занимать делом. Большая часть успешных мировых фестивалей предлагает своей публике разнообразные соревнования, аттракционы и семинары. Например, на Гластонбери и Сигете количество таких аттракционов значительно превышает число собственно сцен.

Вот такое хреновое лето
Open Air - cамый популярный фестивальный формат, который не приживается в России по объективным причинам. Большая часть мировых фестов проходит летом на открытом пространстве, что позволяет им быть мобильными. Вывез в чисто поле кучу техники, обнес забором - вот тебе и фестиваль. В России же, прежде чем проделать такой фокус, нужно запастись метеосводкой, которая сообщит неутешительное: дождь-дождь-дождь-засуха-дождь... И если на Гластонбери купание в грязи давно стало веселой местной традицией, то в России ни один организатор, будучи в здравом уме, не станет тратиться на бесплатные душевые кабинки и камеры хранения. А зачем? Они же лишних денег не принесут, а народ и так обойдется.

Упитанный и невоспитанный
Я много беседовала с организаторами летних фестивалей, задавая им один и тот же вопрос: почему вы так относитесь к публике? Почему вы считаете, что народу полагается упрыгаться в толпе, упиться спонсорским пивом, а потом - ровным строем отваливать на метро в сопровождении ОМОНа? Что мешает вам сделать праздник, на котором слушатель знакомится с актуальными западными группами, на концерте ведет себя достойно, разнообразно и интересно проводит время и в итоге чувствует себя счастливым? А они отвечали мне: видишь ли, публика у нас такая. Либо это интеллигентные любители неформатной музыки, которые слушают свой фолк и инди-рок на плохой аппаратуре и не требуют особой заботы, либо - рокеры, к которым приходится вызывать пару-тройку лишних нарядов охраны. "Золотой середины" нет и не предвидится.

Где деньги, Зин?
Определяющим, конечно же, остается вопрос бюджета. Фестиваль - это масштабное коммерческое предприятие, сметная стоимость которого в 2008 году составляет от нескольких десятков тысяч до полутора миллионов долларов. Однако в Европе организаторы фестивалей - это не только финансовая сторона дела. Это еще и активное участие в жизни отдыхающего народа. К примеру, на Сигете один из спонсоров предоставляет бесплатную ночевку в палаточном лагере для всех перебравших товарищей, а на Гластонбери водочный брэнд Smirnoff держит маленький тир, в котором проводит состязания на меткость. Merrell на всех площадках предлагает желающим попрыгать с тарзанки и поиграть в водный футбол, Red Bull устраивает соревнования для легкоатлетов, Nokia - масштабные рэйвы. Тематические павильоны, полезные сервисы - вот чем запоминается по-настоящему хороший фестиваль. Интересно, что все эти развлечения способны вернуть в кассу организаторов довольно существенную часть затрат, поскольку дают публике возможность провести время активно и с толком - а это ли не цель любого воскресного развлечения?

Прочтя все это, вы, видимо, задаетесь вопросом: неужели в России не реализуемо все, что я только что описала? Честно говоря, у меня нет ответа. Именно поэтому я и уезжаю из года в год слушать музыку за границу. Но есть надежда, что однажды и у нас появится такой фестиваль - с качественной, мирового уровня, музыкой и звуком; хорошей инфраструктурой; вежливой охраной и мирной публикой; разнообразными развлечениями и безупречной атмосферой.

В своей новой рубрике "Фестивали" мы будем заниматься поиском лучшего хэппенинга года. В начале лета на странице, где мы собрали актуальную программу летних шоу и фестивальные новости со всего мира, будет объявлено голосование за лучший фестиваль года, а в конце года мы подведем итоги. И выясним, какой он - идеальный фестиваль.

01.04.2008, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)