Цифровая музыка  Лейбловедение

Ни в какой точке музыкальной истории лейблы не играли такой важной роли, как в современной электронике. Сейчас, задав меломану вопрос "какую музыку ты любишь", запросто можно услышать ответ в духе "мне нравится лейбл Compost Records"... Публикуем первую часть рассказа Ника Завриева о самых знаковых электронных лейблах 90-х и их нелегкой судьбе в нулевых.

Ни в какой точке музыкальной истории лейблы не играли такой важной роли, как в современной электронике. Сейчас, задав меломану вопрос "какую музыку ты любишь", запросто можно услышать ответ в духе "мне нравится лейбл Compost Records". Здесь лейблы часто главнее артистов и причин на то несколько. Во-первых, электроника, по традиции, сложившейся еще в конце восьмидесятых, часто анонимна. Музыканты легко меняют псевдонимы, ухитряясь при этом играть под разными именами совершенно разную музыку. Поэтому бренд "имя артиста" здесь ценится не так, а функцию носителя определенной музыкальной идеи, собственного звучания, берет на себя как раз лейбл. А вместе с этим - несет и ответственность за то, что материал достаточно хорош. За многими лейблами закрепилась репутация "знаков качества" - так, например, любой, сколь угодно не раскрученный артист, выпустив пластинку на WARP или на Kompakt, может быть уверен в том, что на него наверняка обратят внимание. Принадлежность к "элите" увеличивает гонорар и раз и навсегда снимает вопросы из серии "кто ты вообще такой?" .

Расцвет культовых лейблов наступил в первой половине девяностых. Warp, Skam, Metroplex, Rising High, MFS, Instinct, Harthouse, Rephlex, Worm Interface, GPR - за каждым из этих названий стоял собственный звук, собственная история и плеяда музыкантов. Что стало с теми, кто пятнадцать лет назад создавал этот культ? Живы ли они, какую музыку выпускают и какое место занимают на сегодняшней музыкальной карте? Попробуем провести небольшое исследование, прибегнув, где надо, к приемам музыкальной археологии.
Сначала о плохом. Увы, больше половины из культовых лейблов девяностых - мертвы. Причин на то много - многие из них банально финансовые. Кто-то потерял чутье и начал штамповать неудачные пластинки, кто-то не пожелал меняться и проморгал смену эпох, кому-то просто помешали обстоятельства. Другая причина в том, что многие лейблы держали музыканты и одной из первичных целей был выпуск своих собственных релизов. Когда же острая необходимость в этом отпадала, лейбл немедленно отправлялся в "спящий режим". Так что начинать приходится с некрологов. Все, о ком мы будем говорить в первой части - мертвы, пребывают в коме, либо влачат жалкое существование.

GPR, один из первых супербрендов интеллигентного техно, стал одновременно и первой жертвой жесткого рекорд-бизнеса. За период 1993-1996 General Production стал стартовой площадкой для таких звезд, как Black Dog, Plaid, Luke Slater, Beaumont Hannant и именно здесь они выпустили свои лучшие релизы. Однако в 1996-м у GPR начались проблемы с дистрибуцией и лейбл тихо "свернул пожитки". Их релизы немедленно стали "уходить" с аукционов за рекордные суммы - за виниловое издание Beaumont Hannant "Texturology" (несмотря на одно и то же название, с CD-изданием у винила нет ни одного общего трека, это просто другой альбом) давали несколько сотен долларов. Таким спросом было грех не воспользоваться и в двухтысячные GPR, расплатившись с долгами и решив все юридические вопросы, подумал было восстать из пепла и напечатать несколько переизданий, но и этот проект, что называется, "не пошел". С тех пор о лейбле ничего не слышно.

Лейбл Harthouse, ведомый Свеном Фэтом (Sven Vath), в девяностые был флагманом немецкого техно-транса. "Хартхаус" был домом для Hardfloor, Resistance D, Alter Ego, Marco Zaffarano и Оливера Либа (Oliver Lieb) и слыл одним из самых коммерчески успешных электронных лейблов. Однако в 1997-м, когда трансовая волна пошла на спад, Harthouse решил расширить формат, кидаясь то в даунтемпо, то в жесткое техно. Как это часто бывает, меры успеха не имели - на лейбле начались финансовые проблемы. Свен разругался с владельцами (лейбл существовал под "крышей" могучего WEA) и бросил свое детище, отправившись создавать компанию Cocoon. Хартхаус был куплен компанией UCMG и переехал из Оффенбаха в Берлин. A&R менеджером новые хозяева назначили Оливера Бондзио (Oliver Bondzio) из группы Hardfloor. Но при нем лейбл вел жизнь почти растительную - издал несколько невнятных релизов, выпустил пяток переизданий, но в целом был скорее мертв, чем жив. В 2003-м лейбл был снова закрыт, а год спустя название было куплено компанией Daredo Music. Под старым брендом был создан фактически новый лейбл Harthouse Mannheim, издающий ничем не примечательный немецкий тек-хаус. К чести новых хозяев надо сказать, что они все-таки пытаются спасти репутацию и продемонстрировать связь с первой реинкарнацией "Хартхауса" (среди недавних релизов - пластинки Braincell и Spicelab), но никаким возрождением тут, увы, не пахнет и близко.

Лейбл Rising High, где вышло невероятное количество техно, транса и эмбиента от Union Jack до Syzygy, Bedouin Ascent и Wagon Christ, образовался в 1991-м и пять лет буквально бурлил - такого насыщенного каталога не было буквально ни у кого. Здесь было все - от трансовых хитов Paragliders и Union Jack до эстетской эмбиентной психоделии Irresistable Force и Neutron 9000. Исчез Rising High так же внезапно, как и появился - не вписавшись в очередной виток музыкальной моды, они не стали агонизировать, пытаясь вскочить в уходящий поезд, а тихо ушли в небытие. Через три года, в 1999-м лейбл был открыт заново, выпустил десяток блеклых релизов и еще четыре года спустя снова закрылся.

Похожий путь прошел лейбл R&S - легендарная бельгийская техно-фабрика была главным плацдармом жесткой клубной электроники в континентальной Европе. Здесь издавались пластинки североамериканских "отцов" вроде Хуана Аткинса (Juan Atkins) а также ковались новые звезды вроде Sun Electric, Joey Beltram и CJ Bolland, да и Aphex Twin выпускался тут куда раньше, чем на Warp. Так же как и Harthouse, R&S сильно забуксовал в конце 90х - выпускал то трайбал хаус, то drum & bass, но ни то ни другое успеха лейблу не принесло, и в 2001-м лейбл закрылся. Пять лет спустя, в 2006-м была запущена вторая реикарнация, неофициально названная "R&S, Mission Two". Возрожденный лейбл выпустил несколько ремастированных переизданий и даже отметился новыми релизами - это было классическое техно в духе того, что бельгийцы пропагандировали в свои лучшие дни, но увы - в тот момент страсти по девяностым еще не вспыхнули, продукция прошла незамеченной и с тех пор об R&S Records никаких вестей нет.

Одним из первых узкопрофильных IDM-лейблов стал немецкий Musik Aus Strom. В 1996-м году его создали участники группы Funkstorung Михаель Факеш (Michael Fakesch) и Крис Де Лука (Chris De Luca). MAS отличал чрезвычайно высокий коэффициент полезного действия - пластинки они печатали нечасто, но каждый релиз становился событием. Продержались они целых шесть лет, но в конце концов, подмигнув на прощанье отличным сборником "MAS Confusion", ушли в спячку - Крис и Михаэль были связаны контрактом с !K7, а без них лейбл, по сути, терял смысл - ведь создан он был в первую очередь для того, чтобы быстро выпускать свой собственный материал, не дожидаясь пока на него клюнет какой-нибудь издатель. После распада группы, MAS достался Факешу, и тот даже реанимировал было лейбл, выпустив единственный сингл - разумеется свой собственный. Станет ли это полноценным возрождением - поживем увидим, но, честно говоря, верится с трудом.

Продолжение следует...

13.03.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Цифровая музыка - Лейбловедение - ваше мнение о статье
  • > а каждым из этих названий стояла собственный звук, собственная история и > собственная плеяда музыкантов. а _за_ каждым из этих названий _стояли_ собственный звук, собственная история и > собственная плеяда музыкантов извините.
    Написал(a): Hans Pfaal, 13/03/2008 21:45
  • К автору вопрос - о каких тиражах выпусков идет речь? Ну или по-другому - какого порядка число слушателей, точнее покупателей, у названных лейблов, сколь велика сцена?
    Написал(a): М. Шпиро, 13/03/2008 19:27
Цифровая музыка - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

19:00 – Ресторан Shore House –  ШУРА ШУРА »»

20:00 – Клуб Volta – ЛЕСОПОВАЛ ЛЕСОПОВАЛ »»

Хроника18/08

1949 – Ralph Flanagan Orchestra записывают одну из первых пластинок на воске. Это сингл «You’re Breaking My Heart»  »»

1958 – Пластинка "Короля мамбо" Переса Прадо получила одну из первых "золотых" наград ассоциации RIAA - cингл "Patricia" был продан тиражом более миллиона копий  »»

1969 – Мик Джаггер был случайно ранен выстрелом в руку во время съемок фильма «Нед Келли» в Австралии  »»

1971 – Магистр электроники Ричард Дэвид Джеймс aka Aphex Twin родился в Ирландском городе Лимерик. Афекс - известный композитор, dj и продюсер, чей конек - техно, эмбиент, эсид, драм-энд-бэйс, Intelligent Dance Music. Ни одного лимерика он так и не написал  »»

1997 – The Rolling Stones начали мировое турне "Bridges to Babylon" с пресс-конференции под Бруклинским мостом. К месту проведения конференции Мик Джаггер, Чарли Уоттс, Ронни Вуд и Кит Ричардс прибыли из Манхэттена в вишнево-красном кадиллаке 1955 года выпуска с полицейским эскортом  »»

Curtis JONES

Григорий Максимович ПЛОТНИЧЕНКО

Lee JACKSON (1921)

Oscar BRASHEAR (1944)

Sarah DASH (1945)

Владимир МИГУЛЯ (1945)

Наталия ВЕТЛИЦКАЯ (1964)

Johnny OSBORN (1972)

MIKA (1983)

Frances Bean COBAIN (1992)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить