Цифровая музыка  Лейбловедение

Ни в какой точке музыкальной истории лейблы не играли такой важной роли, как в современной электронике. Сейчас, задав меломану вопрос "какую музыку ты любишь", запросто можно услышать ответ в духе "мне нравится лейбл Compost Records"... Публикуем первую часть рассказа Ника Завриева о самых знаковых электронных лейблах 90-х и их нелегкой судьбе в нулевых.

Ни в какой точке музыкальной истории лейблы не играли такой важной роли, как в современной электронике. Сейчас, задав меломану вопрос "какую музыку ты любишь", запросто можно услышать ответ в духе "мне нравится лейбл Compost Records". Здесь лейблы часто главнее артистов и причин на то несколько. Во-первых, электроника, по традиции, сложившейся еще в конце восьмидесятых, часто анонимна. Музыканты легко меняют псевдонимы, ухитряясь при этом играть под разными именами совершенно разную музыку. Поэтому бренд "имя артиста" здесь ценится не так, а функцию носителя определенной музыкальной идеи, собственного звучания, берет на себя как раз лейбл. А вместе с этим - несет и ответственность за то, что материал достаточно хорош. За многими лейблами закрепилась репутация "знаков качества" - так, например, любой, сколь угодно не раскрученный артист, выпустив пластинку на WARP или на Kompakt, может быть уверен в том, что на него наверняка обратят внимание. Принадлежность к "элите" увеличивает гонорар и раз и навсегда снимает вопросы из серии "кто ты вообще такой?" .

Расцвет культовых лейблов наступил в первой половине девяностых. Warp, Skam, Metroplex, Rising High, MFS, Instinct, Harthouse, Rephlex, Worm Interface, GPR - за каждым из этих названий стоял собственный звук, собственная история и плеяда музыкантов. Что стало с теми, кто пятнадцать лет назад создавал этот культ? Живы ли они, какую музыку выпускают и какое место занимают на сегодняшней музыкальной карте? Попробуем провести небольшое исследование, прибегнув, где надо, к приемам музыкальной археологии.
Сначала о плохом. Увы, больше половины из культовых лейблов девяностых - мертвы. Причин на то много - многие из них банально финансовые. Кто-то потерял чутье и начал штамповать неудачные пластинки, кто-то не пожелал меняться и проморгал смену эпох, кому-то просто помешали обстоятельства. Другая причина в том, что многие лейблы держали музыканты и одной из первичных целей был выпуск своих собственных релизов. Когда же острая необходимость в этом отпадала, лейбл немедленно отправлялся в "спящий режим". Так что начинать приходится с некрологов. Все, о ком мы будем говорить в первой части - мертвы, пребывают в коме, либо влачат жалкое существование.

GPR, один из первых супербрендов интеллигентного техно, стал одновременно и первой жертвой жесткого рекорд-бизнеса. За период 1993-1996 General Production стал стартовой площадкой для таких звезд, как Black Dog, Plaid, Luke Slater, Beaumont Hannant и именно здесь они выпустили свои лучшие релизы. Однако в 1996-м у GPR начались проблемы с дистрибуцией и лейбл тихо "свернул пожитки". Их релизы немедленно стали "уходить" с аукционов за рекордные суммы - за виниловое издание Beaumont Hannant "Texturology" (несмотря на одно и то же название, с CD-изданием у винила нет ни одного общего трека, это просто другой альбом) давали несколько сотен долларов. Таким спросом было грех не воспользоваться и в двухтысячные GPR, расплатившись с долгами и решив все юридические вопросы, подумал было восстать из пепла и напечатать несколько переизданий, но и этот проект, что называется, "не пошел". С тех пор о лейбле ничего не слышно.

Лейбл Harthouse, ведомый Свеном Фэтом (Sven Vath), в девяностые был флагманом немецкого техно-транса. "Хартхаус" был домом для Hardfloor, Resistance D, Alter Ego, Marco Zaffarano и Оливера Либа (Oliver Lieb) и слыл одним из самых коммерчески успешных электронных лейблов. Однако в 1997-м, когда трансовая волна пошла на спад, Harthouse решил расширить формат, кидаясь то в даунтемпо, то в жесткое техно. Как это часто бывает, меры успеха не имели - на лейбле начались финансовые проблемы. Свен разругался с владельцами (лейбл существовал под "крышей" могучего WEA) и бросил свое детище, отправившись создавать компанию Cocoon. Хартхаус был куплен компанией UCMG и переехал из Оффенбаха в Берлин. A&R менеджером новые хозяева назначили Оливера Бондзио (Oliver Bondzio) из группы Hardfloor. Но при нем лейбл вел жизнь почти растительную - издал несколько невнятных релизов, выпустил пяток переизданий, но в целом был скорее мертв, чем жив. В 2003-м лейбл был снова закрыт, а год спустя название было куплено компанией Daredo Music. Под старым брендом был создан фактически новый лейбл Harthouse Mannheim, издающий ничем не примечательный немецкий тек-хаус. К чести новых хозяев надо сказать, что они все-таки пытаются спасти репутацию и продемонстрировать связь с первой реинкарнацией "Хартхауса" (среди недавних релизов - пластинки Braincell и Spicelab), но никаким возрождением тут, увы, не пахнет и близко.

Лейбл Rising High, где вышло невероятное количество техно, транса и эмбиента от Union Jack до Syzygy, Bedouin Ascent и Wagon Christ, образовался в 1991-м и пять лет буквально бурлил - такого насыщенного каталога не было буквально ни у кого. Здесь было все - от трансовых хитов Paragliders и Union Jack до эстетской эмбиентной психоделии Irresistable Force и Neutron 9000. Исчез Rising High так же внезапно, как и появился - не вписавшись в очередной виток музыкальной моды, они не стали агонизировать, пытаясь вскочить в уходящий поезд, а тихо ушли в небытие. Через три года, в 1999-м лейбл был открыт заново, выпустил десяток блеклых релизов и еще четыре года спустя снова закрылся.

Похожий путь прошел лейбл R&S - легендарная бельгийская техно-фабрика была главным плацдармом жесткой клубной электроники в континентальной Европе. Здесь издавались пластинки североамериканских "отцов" вроде Хуана Аткинса (Juan Atkins) а также ковались новые звезды вроде Sun Electric, Joey Beltram и CJ Bolland, да и Aphex Twin выпускался тут куда раньше, чем на Warp. Так же как и Harthouse, R&S сильно забуксовал в конце 90х - выпускал то трайбал хаус, то drum & bass, но ни то ни другое успеха лейблу не принесло, и в 2001-м лейбл закрылся. Пять лет спустя, в 2006-м была запущена вторая реикарнация, неофициально названная "R&S, Mission Two". Возрожденный лейбл выпустил несколько ремастированных переизданий и даже отметился новыми релизами - это было классическое техно в духе того, что бельгийцы пропагандировали в свои лучшие дни, но увы - в тот момент страсти по девяностым еще не вспыхнули, продукция прошла незамеченной и с тех пор об R&S Records никаких вестей нет.

Одним из первых узкопрофильных IDM-лейблов стал немецкий Musik Aus Strom. В 1996-м году его создали участники группы Funkstorung Михаель Факеш (Michael Fakesch) и Крис Де Лука (Chris De Luca). MAS отличал чрезвычайно высокий коэффициент полезного действия - пластинки они печатали нечасто, но каждый релиз становился событием. Продержались они целых шесть лет, но в конце концов, подмигнув на прощанье отличным сборником "MAS Confusion", ушли в спячку - Крис и Михаэль были связаны контрактом с !K7, а без них лейбл, по сути, терял смысл - ведь создан он был в первую очередь для того, чтобы быстро выпускать свой собственный материал, не дожидаясь пока на него клюнет какой-нибудь издатель. После распада группы, MAS достался Факешу, и тот даже реанимировал было лейбл, выпустив единственный сингл - разумеется свой собственный. Станет ли это полноценным возрождением - поживем увидим, но, честно говоря, верится с трудом.

Продолжение следует...

13.03.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Цифровая музыка - Лейбловедение - ваше мнение о статье
  • > а каждым из этих названий стояла собственный звук, собственная история и > собственная плеяда музыкантов. а _за_ каждым из этих названий _стояли_ собственный звук, собственная история и > собственная плеяда музыкантов извините.
    Написал(a): Hans Pfaal, 13/03/2008 21:45
  • К автору вопрос - о каких тиражах выпусков идет речь? Ну или по-другому - какого порядка число слушателей, точнее покупателей, у названных лейблов, сколь велика сцена?
    Написал(a): М. Шпиро, 13/03/2008 19:27
Цифровая музыка - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/10

1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2  »»

1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies  »»

Gary McFARLAND (1933)

Johnny CARROLL (1937)

Ellie GREENWICH (1940)

Ernie WATTS (1945)

Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)

Weird Al YANKOVIC (1959)

Robert TRUJILLO (1964)

VV BROWN (1983)

Paradise OSKAR (1990)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить