Frank BLACK  Christmass

Фрэнк Блэк (Frank Black), бессменный лидер Pixies, ключевая фигура в истории американского колледж-рока и indie, свой первый сольный альбом записал тайком от коллег незадолго до распада самих...

Фрэнк Блэк (Frank Black), бессменный лидер Pixies, ключевая фигура в истории американского колледж-рока и indie, свой первый сольный альбом записал тайком от коллег незадолго до распада самих Pixies. И с тех пор он развивает совершенно шестидесятнические скорости - за 15 лет сольной карьеры выпустил без малого 20 альбомов и сборников редкого материала. Особого коммерческого успеха они не завоевали, чего никак не скажешь об с успехе творческом: без лишнего шума Блэк разобрал наследие Pixies (альбомы "Frank Black", "Teenager of the Year"), освоил мягкий полуакустический блюз и кантри, записал несколько пластинок с сайд-группой the Catholics и успешно возвратился к своим альтернативным корням.
Создается впечатление, что кропотливое подведение итогов - важная черта характера Блэка: ведь все возможные материалы Pixies были переизданы еще в 90х. Что касается "периода распада", то Блэк уже выпустил рефлексивный двойник "Frank Black Francis" и суховатый сборник "93-03".
В отличии от шизофренического "Frank Black Francis" и предсказуемого "93-03", "Christmass" уникален благодаря своей задаче - это взгляд на творчество Блэка через призму серии акустических концертов. Первоначально распространяемый через интернет, он приобрел достойное физическое воплощение в двухдисковом варианте, в первой части которого уютно расположились живые версии песен Pixies и Блэка, а во второй - видеозапись небольшого персонального концерта.
Интересно то, с каким удивительным мастерством использует Блэк формат "голой акустики" - из более чем 30 песен на альбоме минимальный аккомпанемент присутствует лишь на шести, а во всех остальных случаях слушатель оказывается один на один с трескучей гитарой и все таким же по-подростковому высоким, и вместе с тем уже хрипловатым голосом Блэка. Исполнение стандартов Pixies может удивить слушателей, неосведомленных о концертной манере Фрэнка: он играет старые хиты в полтора раза быстрее, как будто стараясь поскорее проглотить их. Возможно, и вполне справедливо, что ему действительно уже опыстелело играть "Where is My Mind" двадцать лет подряд - но даже скомканные, они не теряют своей резкости, и наоборот, в акустическом прочтении в них проявляется что-то нервное и истеричное, что их только красит.
Но главные номера Фрэнка - это поразительно нежные и мелодичные баллады: "Nadine", "I Burn Today", "She's My Way" и с первых нот западающая в память поп-роковая вещь "Living On Soul".
Есть на альбоме и новинки - особенно стоит упомянуть выделяющуюся странной болезненной красотой вещь "Radio Lizards" и открывающую трек-лист композицию ("Do what You Want") Gyaneshwar - самую быструю и энергичную песню на пластинке, с небольшим налетом восточного колорита, зажигательно и упруго подзвученную электрогитарой. Перед тем как исполнить закрывающую первый диск знаменитую песню Элвиса Пресли - "Song Of the Shrimp", Блэк практикуется в жанре stand up comedy, отшучиваясь тем, что совершенно не в состоянии петь и не слышит просьб бушующего зала - но потом все же исполняет ее, абсолютно мимо нот, и в этот трогательный момент понимаешь - музыка Блэка строится исключительно на его бесконечной харизме, ей ноты не нужны.
Видеодиск компенсирует полученные впечатления от первой части альбома - лаконичная любительская съемка с буквально тремя-четырями сменяющимися планами, усталый Фрэнк, смахивающий на, прости Господи, Дэвида Гилмора и слабая реакция зала, подающего признаки жизни только на вступительных аккордах "Where Is My Mind" (вот она - пресловутая безвестность сольников Блэка), которую музыкант обрывает на середине проигрыша со словами "у меня еще есть новые песни". Да, они у него действительно есть, и какие!..
Впрочем, зал так ни разу и не покажут за весь концерт, что только усиливает эффект "один на один" - ощущение, которое дополняется отсутствием минимальной режиссуры. Наибольший интерес представляет трек "Los-Angeles", в оригинале снабженный брутальным хэви-металлическим рифом: он, потеряв в весе, не потерял в силе. То же можно сказать и про фирменную Pixie-истерию "Ed Is Dead" - разве что потускнел голос Блэка с тех пор, когда он вопил на весь мир в прямом эфире BBC.
"Christmass" оказывается совсем не коллекционной пластинкой для упертых фанатов Блэка, но одним из наиболее интересных релизов в его сольной карьере. C него одинаково хорошо начинать знакомство с этой фигурой и пытаться осмыслить, как изменили когда-то Блэк и Co. мир музыки... И самое важное - как с тех пор изменился он сам: для кого-то - громовержец, а для кого-то - просто удачливый паренек.

12.03.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)