Александр Ф. СКЛЯР  Артист

Харизматичному лидеру Ва-Банка, просветителю энтузиасту и ведущему самой вменяемой музыкальной передачи и одноименного фестиваля "Учитесь плавать" исполняется 50 - юбилей серьезный и для простого смертного, и для заслуженного рокера. Но подтянутый Александр Ф. Скляр полон идей, энергии и отдает очень здоровыми вибрациями.

Александр Феликсович Скляр вряд ли нуждается в представлениях - как и его голос. Для одних - харизматичный лидер Ва-Банка и сайд-проектов, для других - просветитель и идейный вдохновитель, энтузиаст, ведущий самой вменяемой музыкальной передачи 90-х и одноименного фестиваля "Учитесь плавать" - в любом случае, это - человек, сделавший для отечественной музыки многое. При этом Скляр, в отличие от большинства рокеров, никогда не пытался жить за счет капающих со своего вклада в музыку каких-либо процентов. Сегодня ему исполняется 50 - юбилей серьезный и для простого смертного, и для заслуженного рокера. И дело тут даже не в напрашивающемся подведении итогов, а просто вот она - старость, до нее рукой подать... Тем не менее, ни тени подобных настроений у подтянутого Скляра не обнаружилось: он полон идей, энергии, отдает очень здоровыми вибрациями, а день рождения отмечает сегодня прямо на сцене клуба Б2, где исполнит материал со своего последнего сольного альбома "Город Х".

Звуки.Ru - Александр, скажите, пожалуйста, почему закрылся Ваш знаменитый проект "Учитесь плавать", который все так любили?
Александр - В первую очередь, проект был закрыт по финансовым причинам. Во-первых, не нашлось станции, которая была заинтересована в этой программе. Во-вторых, все фестивали, которые мы организовывали, уходили в минус, и в какой-то момент организатору этих фестивалей, Игорю Тонких, стало просто тяжело мириться с этими "минусами". Интересно, что сейчас пошла новая волна интереса к программе "Учитесь плавать" и именно со стороны радио "Максимум".

Звуки.Ru - Во втором вопросе я как раз хотел коснуться радио Максимум.
Александр - Они хотят возродить программу на старых принципах, но с новым подходом. Я считаю, что это вполне возможно в нынешних условиях, потому что ситуация опять поменялась - появился довольно большой интерес к альтернативной, тяжелой музыке, в том числе российской. Плюс к этому, появилась какая-никакая инфраструктура, при которой возможно приглашать весьма достойных западных артистов для участия в фестивалях. И само радио Максимум расширило свое вещание на все города-миллионники, а это тот самый костяк, вокруг которого должна формироваться аудитория "Учитесь плавать". В общем, есть все предпосылки, но мы с Игорем сразу решил выступать тандемом и сейчас ведем переговоры на тех условиях, что должна существовать не только радиопрограмма, но и осуществляться поддержка ежегодного фестиваля на площадке масштаба Лужников. В течение марта все должно решиться.

Звуки.Ru - У Вас недавно был какой-то западный проект, кажется, в Финляднии?
Александр - Прошлым летом я выступал на поликультурном фестивале в Норвегии (Midnight Sun - прим.). На открытии этого фестиваля выступали 15 барабанщиков и два вокалиста. Одним из вокалистов был финский шаман, то есть, он пел в шаманской технике. А вторым был я. Партитура была заранее прописана шведским композитором, который специализируется на таких неожиданных перформансах, на нее и была наложена игра и вокал всех музыкантов. Получилось очень здорово и интересно.
Звуки.Ru - Наверное, когда интервью выйдет, в Youtube начнут судорожно кидать запрос "Скляр и барабанщики".
Александр - Может быть, что-то найдут. Город Карштадт, фестиваль в Норвегии, 22 июня 2007 года.

Звуки.Ru - Вы делали серию передач о Вертинском, делали пластинку-посвящение этому замечательному артисту. Есть ли еще какая-нибудь персона в русской музыке или культуре вообще, о которой Вы могли бы так же рассказать?
Александр - Думаю, что нет. В русской песенной музыке 19 и 20 веков аналога Вертинскому я не вижу. Разве что только Козин, но он все-таки фигура помельче да и от меня подальше. Все остальные наши певцы, в основном, пели не свой репертуар. Тот же Утесов пел песни советских композиторов. Мы можем, конечно, говорить о Высоцком, но о нем очень много было сказано и показано, очень трудно сказать о нем что-то новое. Поэтому в этом ключе я его не рассматривал, хотя многое из его репертуара исполняю, очень люблю его и высоко ставлю. Тем не менее, именно проект Вертинского оказался наиболее для меня интересен, и я вижу потенцию его развития: в частности, в этом году день рождения Вертинского мы таки будем отмечать. Не в Москве, а, как это ни странно, в Томске, куда нас позвали. Там нашлись люди, которым захотелось услышать эту программу. К сожалению, она там будет идти в усеченном виде, без квартета и без нашей Ракель Меллер - Алеси Маньковской. Но вместе с Глебом Самойловым и нашим пианистом мы туда поедем и дадим два концерта "Ракель Меллер - прощальный ужин".

Звуки.Ru - А кто, по Вашему мнению, мог бы хорошо исполнить ваши песни, не считая Вас самого?
Александр - В связи с моим довольно уникальным тембром голоса и с моей характерной подачей, которую я разрабатывал на протяжении многих лет, я сомневаюсь, что кому-то это удалось бы сделать... Мне даже никто не приходит в голову. По крайней мере, никто из тех, кого я знаю. Может быть, какой-то женщине-вокалистке это удалось бы сделать, если бы она этого захотела. Но по яростности подачи... Было бы любопытно, если программу из моих песен попробовала сделать Жанна Агузарова, но я сомневаюсь, что ее это заинтересует. Я до сих пор считаю, что она обладательница золотого голоса и неповторимой харизмы.

Звуки.Ru - Вы прочитали антологию "Поэты русского рока", в которой присутствуют и Ваши произведения?
Александр - В московской школе, да. Свою часть читал и еще Петра Мамонова, хотя я почти все его тексты читал и знаю. Еще питерскую школу читал. У меня и всех этих книг-то нет, а их всего пять или шесть. Сама идея, конечно, хорошая, благотворная и правильная. Тексты эти все-таки написаны для музыки и когда ты их читаешь отдельно, ты их совсем иначе воспринимаешь. Иногда лучше, иногда - хуже, но это другой взгляд. Прочитать глазами, не слыша музыки - это правильно. Хорошо, что эта мысль пришла кому-то в голову и хорошо, что ее сумели довести до конца, потому что, я так понимаю, это был большой и сложный проект в организационном смысле.

Звуки.Ru - Вы сами хотите что-нибудь писать?
Александр - В ближайшее время нет. Здесь важно найти ключ. Не столько даже время - его всегда можно найти, его может не хватать только на текучку. А для чего-то серьезного можно вырвать себя на три-четыре месяца из музыкального контекста и что-то создать. Но вопрос - что создать? Я не нашел пока ключа, мне нужен ключ - под каким ракурсом писать. Не мемуары: это меня не привлекает, они неинтересны зачастую. Размышления? Но тогда какие размышления, на какую тему? На тему рок-н-ролла мне тоже неинтересно писать. С какими я людьми встречался? Я пока не очень могу себе представить и понять круг этих людей, и чем он должен быть объединен. Я ведь плотно пересекался с очень большим количеством людей, значимых людей. Начиная с Эдуарда Артемьева и заканчивая Володей Мартыновым. Ключ нужен, у меня нет ключа пока.

Звуки.Ru - Может быть, Вам уже задавали этот вопрос в связи с юбилеем, но все же - не жалеете о том, что когда-то оставили дипломатическую карьеру?
Александр - Кстати, этот вопрос мне в связи с этой датой не задавали, слишком много воды утекло. Но есть говорить коротко, то я не жалел об этом ни секунды и не ностальгировал по тем пяти годам, которые я отдал дипломатической работе. Более того, я о них вспоминаю со сдержанной теплотой, но просто как о пяти годах моей молодости. Зато в эти годы мне удалось если не очень много сделать по музыке, хотя кое-что я тогда уже написал, что так или иначе было реализовано, то очень много почитать. А это такой возраст, что если бы я активно был вовлечен в рок-н-ролл, не факт, что я нашел бы для этого столько времени. У меня тогда было очень много свободного времени, и я целиком и полностью бросил его на чтение и сочинение новой музыки.

Звуки.Ru - Как вы относитесь к тому расколу, который произошел в так называемом русском роке после выборов, когда одни музыканты выступили за победившего кандидата, а другие - против?
Александр - Русский рок - это действительно что-то непонятное, именно поэтому я и не хочу себя к нему относить. Получается, что вся ситуация очень показательна, если русский рок может быть настолько диаметрально противоположным, это доказательство размытости этого понятия (смех). Когда спрашивали у Александра Николаевича Вертинского, кто он по профессии, он чаще всего, как мне говорили, отвечал просто: "Артист". Вот мне кажется, что если спросить у меня, кто я такой, я тоже отвечу "Артист". А уж то, что я артист, который, в том числе, замешан в рок-н-ролле, ну, и не только в рок-н-ролле, а вообще в песенном жанре, в телевизионных съемках, да и просто, с позволения сказать, русский интеллигент, московский, причем, интеллигент, как человек думающий, как человек, не чуждый культуре... Если бы ваш вопрос ко мне звучал так: "Как вы как артист смотрите на наш русский рок-н-ролл?", то я бы вам ответил, что я как артист смотрю на наш русский рок-н-ролл очень неоднозначно. То есть, я не вижу в нем единства, я вижу в нем личности, каковыми без сомнения являются и Юра Шевчук, и Костя Кинчев, и Володя Шахрин, и Слава Бутусов, и ушедший Егор Летов. Это личности, каждая из которых в данном конкретном случае принимала бы или не принимала бы ту или иную сторону или стояла бы вообще в стороне. Вот я как артист предпочитал бы и пока предпочитаю стоять вообще в стороне - и не плясать и Красной площади, и не участвовать в марше несогласных в Питере.
Звуки.Ru - А предлагали?
Александр - Нет, не предлагали ни там, ни там. В этом смысле у меня позиция очень удобная, душевных метаний быть не могло по определению.

Александр Ф. Скляр
Клуб Б2
7 марта
22:00

07.03.2008, Максим КОРОЛЬКОВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: afsklyar.ru

Александр Ф. СКЛЯР

Дата рождения:

7 марта 1958