ФЕСТИВАЛЬ  Попытка номер 5

Джазовый фест в "Союзе Композиторов" будет весьма представительным.

Клуб "Союз Композиторов", в прошлый, дебютный год своего существования выдавший 4 первосортных джазовых фестиваля, не собирается снижать интенсивность концертной жизни и в 2008-м году. Арт-дирекция клуба обещает привозить по большой джазовой знаменитости чуть ли не каждый месяц. И подтверждением этого "соцобязательства" становится 5-й по счету джаз-фестиваль в клубе, за время которого в Москве выступят 5 высококлассных коллективов.

13-14 марта. BAND BURRAGE (США)

Ronnie Burrage (вокал, ударные), Terry Tyler (бас), Алексей Попов (саксофон, СПб), Павел Чекмаковский (гитара), Алексей Подымкин (клавишные)

Есть ли выбор у ребенка, которому в 9-летнем возрасте довелось выступать на одной сцене с Дюком Эллингтоном? Конечно, нет. Ронни Барридж после эетого события сразу же перешел в высшую музыкальную лигу - и вся его дальнейшая история подтверждает, что так и должно было быть. Сегодня Барридж авторитетен во всех своих качествах - барабанщика, клавишника, вокалиста и преподавателя, но основным его инструментом являются все же ударные. Уже в 1980-м, когда молодых талантов вокруг было множество, именно едва-едва достигший совершеннолетия Барридж был приглашен самим Маккоем Тайнером - величайших пианистов своего поколения. После Тайнера последовала работа с вереницей артистов, о которых можно говорить лишь в восторженных тонах - Майкла Бреккером, Сонни Роллинзом, Жако Пасториусом, Джо Завинулом и многими, многими другими. Его заслуженно называли одним из самых разноплановых барабанщиков мира - Барридж активно экспериментировал с элементами ритм-энд-блюза, фанка, танцевальной музыки. Универсальность этого музыканта - еще и в его стремлении использовать лучшие джазовые силы каждой страны, в которой ему приходится работать. Российский проект "Band Burrage" - это прекрасно сыгранная пара Барриджа и его басиста Терри Тайлера, которую обрамляет трио блестящих российских инструменталистов, таких же авторитетов и универсалов, каков сам лидер.

21-22 марта. DIANE SCHUUR QUARTET (США)

Diane Schuur (вокал, клавишные), Dan Balmer (гитара), Scott Steed (бас), Reggie Jackson (ударные)

Белых вокалисток среди высшего джазового эшелона можно пересчитать по пальцам одной руки, и первое имя, которое приходит на ум - имя Дайэн Шуур (Diane Schuur). Однако, как и все ее немногочисленные сестры, всерьез претендующие на место под солнцем рядом с великими афроамериканскими певицами, она не является певицей "просто" джазовой. В случае с Шуур джаз органичным и узнаваемым образом объединяется сразу с двумя популярными музыкальными направлениями, которые до нее никто парадоксальным образом не догадался соединить воедино: классическим электрическим блюзом и хрестоматийной эстрадой "белого" толка.

Что получается в результате? Один из самых заметных голосов своего времени, обрамленный очень и очень "широкополосным" аккомпанементом. Музыка, с которой можно появляться и в консервативных джаз-клубах, и на переполненных подростками стадионах, и в окружении фанатов блюза. Музыка, которая объединяет все лучшее от трех и так популярных направлений и которая изначально рассчитана на огромную аудиторию. Музыка, которая изначально направлена на коммерческий успех. Впечатляют не только результаты, которых добилась Дайэнн Шуур, но и тот путь, который ей пришлось пройти: чего стоит одно то, что еще в младенческом возрасте она навсегда лишилась зрения. Молодую Дайэнн много критиковали за увлечение высокими нотами (а диапазон ее уникального голоса это увлечение просто-таки провоцировал), она долго не могла найти свой собственный стиль и в первое время пела даже традиционную музыку кантри.

Перелом наступил в 1979 году, когда 24-летняя певица выступила на джазовом фестивале в Монтерее с классическим гимном "Amazing Grace", к которому после великой Ареты Фрэнклин рискует подобраться не каждый. Это исполнение сразило наповал самого Стэна Гетца, взявшегося за продвижение Дайэнн. В 1982 году его концерт с ее участием транслировался по телевидению из самого Белого Дома, после чего все вопросы были решены. Дайэнн подписала свой первый контракт - и сразу с GRP (а в те годы трудно было найти более авторитетный лейбл в области популярной джазовой музыки). Первые два альбома прошли без громких успехов (Шуур набирала обороты), но уже третий, "Timeless", в 1986-м принес ей "Грэмми" за лучший женский джазовый вокал. И - началось. Шуур пела в сопровождении величайших мастеров из разных областей музыки - и всегда добивалась как минимум громкого успеха: уже в 1987 ее совместная работа с оркестром Каунта Бейси вновь принесла ей "Грэмми", и вновь в той же номинации! Вот вам и "белая певица":

Четыре альбома поднимались до первого места в чартах "Биллборда" в категории "лучший джазовый альбом" (среди них "Heart To Heart" 1994-го года, записанный с великим Би Би Кингом). Менеджеры GRP не ошиблись: многообещающий талант расцвёл и превратился в одно из главных имен лейбла, а сама Шуур с годами "добрала" опыта и существенно улучшила технику своего пения. Если раньше ее могли критиковать за те же высокие ноты и чрезмерную экзальтированность, то уже к концу восьмидесятых ее ставили в пример.

Сегодня Дайэнн Шур считают за честь видеть в числе своих гостей именитейшие джазовые, блюзовые и эстрадные фестивали мира. Иными словами, она не только сумела взять от разных стилей музыки лучшее. Она сумела ещё и стать одной из лучших в каждом из этих стилей. Поэтому если вам говорят, что Дайэнн Шуур - это джазовая вокалистка - не верьте. Это просто Вокалистка - вокалистка с большой буквы, умеющая петь джаз. Среди прочего.

25-26 марта. HENDRIK MEURKENS & SAMBA JAZZ (США)

Hendrik Meurkens (губная гармоника, вибрафон), Миша Цыганов (клавишные), Gustavo Amarante (бас), Adriano Santos (ударные)

Коллективов, специализирующихся на латино-джазе, попросту не счесть, и выделиться в их массе довольно трудно, если только у состава нет своей яркой отличительной черты. У квартета Хендрика Меркенса эта черта есть: это сам лидер, замечательный исполнитель на губной гармонике. Меркенса не раз называли самым значительным джазменом-гармошечником после Тутса Тилеманса. Сравнение это не совсем верное, - Тутс был не лучшим, а первым. Меркенс же, представитель другого поколения, рос в ином окружении и интересовался иной музыкой, поэтому его музыкальный почерк отличается от почерка великого предшественника очень разительно. В творчестве Меркенса объединяется искушенность и изысканность человека, прекрасно знакомого с академической теорией музыки, и непринужденность большого специалиста по джазу. Кроме того, Меркенс не ограничивает себя одним форматом, одной тематикой: он широко известен как гармошечник, как вибрафонист, как исполнитель высококачественного мэйнстрима и как адепт латино-джаза.

28-30 марта. TYPHANIE MONIQUE QUARTET (США)

Typhanie Monique (вокал), Алексей Подымкин (клавишные), Владимир Кольцов (контрабас), Игорь Игнатов (ударные), Олег Киреев (саксофон)

Имя чикагской вокалистки Тифани Моник не так привычно звучит в устах российского любителя джаза, как имя Дайаны Кролл или, скажем, Патрисии Барбер. А ведь, к слову, у Тифани и Патрисии куда больше общего, чем мы могли бы думать. Моник не так давно образовала творческий дуэт с гитаристом квартета Патрисии Барбер, Нилом Элджером - необычайно креативным, неординарным музыкантом, тяготеющим к стилю ambient, несмотря на свою способность включиться в любое направление джаза. Последний их совместный альбом, "In This Room" наглядно иллюстрирует, насколько объемно, выпукло, ярко и необычно может звучать джазовый вокал в сопровождении одной лишь электрогитары. Пение Тифани, глубоко интимное, драматическое, изобилующее полутонами, полунамеками, в который раз доказывает, что немногословность и искренность бывают куда убедительней, чем показная виртуозность. Тифани Моник блестяще интерпретирует знакомые, запетые до дыр джазовые стандарты и дает новую жизнь инструментальным композициям, исполняя их в духе чикагской джазовой школы.

8-9 апреля. ERNIE WATTS QUARTET (США)

Ernie Watts (саксофон), Christof Saenge (клавишные), Rudi Engel (бас), Heinrich Koebberling (ударные)

Кто способен объединить музыку гениального Джона Колтрейна, творца коммерческого джаза Ли Райтнура и "великого и ужасного" Фрэнка Заппы? Конечно же, только по-настоящему большой мастер, и имя этого мастера - Эрни Уоттс. Находящийся в расцвете творческих сил американский саксофонист начал триумфальное вхождение в мир большой музыки двадцатилетним, сумев пробиться в оркестр самого Бадди Рича. Тяготея к передовым (и далеко не самым простым) идеям современного джаза, он успевал в то же время сотрудничать и с популярными артистами тех лет, записывался как сессионный музыкант, регулярно сопровождал телевизионные шоу - и стал заметной фигурой. Настоящий талант, прогрессивно мыслящий и способный излагать свои идеи доступно, трудно не заметить. Уоттс никогда не противопоставлял "умную" и "легкую" музыку, всегда находя возможность сделать легкую содержательной, а умную - доступной (2 персональные "Грэмми" в середине 80-х лишних комментариев не требуют). И его кардинальное изменение курса (когда Уоттс перешел к союзу с великим новатором Чарли Хэйденом) на самом деле получилось органичным и естественным. Уоттс остается сегодня одним из немногих исполнителей, не видящих противоречий между разными стилями джаза, и успешно использует в своем творчестве все самое лучшее.

Клуб "Союз Композиторов", Брюсов переулок, 8-10, стр.2, 629-65-63, www.ucclub.ru

04.03.2008, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)