Гарик ОСИПОВ  В тихом омуте

Побывав на одном из шоу, наш корреспондент уверяет: посетителям на концертах является чорт!

Цикл концертов Гарика Осипова в Cool Train Club начался два года назад, но толком об этом никто не знает до сих пор, и даже сам Осипов отшучивается тем, что он "широко известен в узкий кругах" и не поменяет вдохновение на ремесленничество, пусть это и принесет ему большую аудиторию. В каком-то смысле этим Осипов подвел черту под всем своим обширным творчеством - он пишет стихи, рассказы, записывает альбомы, является культурным проводником в сферу необычной и забытой популярной музыки - но, судя по всему, число людей, которые по достоинствам оценивают значение фигуры Осипова, (в предыдущей творческой реинкарнации - Граф Хортица), с годами не слишком растет. Впрочем, Осипов к тому и не стремится. Эрудит, полиглот, интеллектуал с хитрым бесовским прищуром, большой ценитель восточноевропейской эстрадной поп-музыки, вдохновляющийся гаражными группами шестидесятых, серфом и оккультной литературой; человек, умеющий подать обычную советскую полублатную песню, так что она заблестит всеми огнями, потускневшими от однообразных и прямолинейных перепевок. На сегодняшний день Осипов - это фактически отечественный Скотт Уокер (Scott Walker) - только вывернутый наизнанку, идущий не от поп-шлягеров к мистическим авангардным экспериментам, а от темной эзотерики и духовного Аненербе к Аркадию Северному и Константину Беляеву.

Акустический концерт 28 февраля в Cool Train Club - один из тех аргументов, которым можно взрывать все башни из слоновой кости, выстроенные недальновидными псевдоэстетами вокруг утверждения, что интересная музыка в России - это лишь слабая тень и калька с музыки западной. Более необычное ощущение, чем на концертах Осипова, испытать сложно: в голове рушатся все устои относительно того музыкального явления, которое в России стыдливо окрестили "шансоном", наружу выходит потрясающее ощущение сопричастности эпохе, воспеваемой артистом - на западе подобное делал в начале своей карьеры Том Уэйтс (Tom Waits), но именно лингвистический барьер оказывается здесь решающим - Осипов и ближе, и актуальнее, да и бэкграунд у него поинтереснее будет.

Выходя на сцену, Гарик извинился, объяснив, что сегодня он будет выступать сольно, без сына, обычно сопровождающего концерты отца виртуозным аккомпанементом на балалайке. Начав с собственной песни "Бакинские огни", Осипов пел, подыгрывая себе на акустической гитаре, играл нарочито неровно и шероховато, но от этого еще более выразительно.
В исполнении Осипова ресторанная классика 70х годов, итальянские и испанские эстрадные песни, английские радиохиты времен биг-бита звучат настолько аутентично, что может показаться, что перед тобой не обшитые кожей столы вальяжного Cool Train Club, а скромная клееночка придорожной "стекляшки", где вместо куриного фрикасе - слабосоленая селедка на развернутой газете а публика в зале - сплошь стиляги да коллекционеры-фарцовщики. Но удивительно то, как романтично и с каким превосходным вкусом Осипов обставляет это путешествие во времени. Тонкое чутье поэтики той эпохи не подводит его даже в тех случаях, когда опасные ассоциации могут отбить у неопытного слушателя понимание первоисточника, замыленное отвратительными интерпретациями.

Потрясающе сочным, глубоким голосом Осипов так тонко интонирует повествование, что песням не просто возвращается второе дыхание, они обретают совершенно иной, подспудный и таинственный смысл. Как говорит сам артист, "в тихом омуте черти водятся", и это утверждение - основной лейтмотив его творчества.
Местами между гладких итальянских шлягеров и юмористических бардовских зарисовок про советские реалии проглядывали такие мучительно щемящие номера, как "Ромео и Джульетта" - немногословная история о двух подростках, погибших по неосмотрительности в открытом море от винта мимоидущего судна. Вот уж где действительно дрожь берет! Впрочем, эмоциональности Осипову хватает на всю программу: он вскрикивает, шепчет, исторгает совершенно невообразимые вокализы, но при этом исполняет песни четко, без лишнего кривлянья и пост-модернистких штучек, обогащая их эмоциями, ровно настолько, насколько диктует это сам материал, который он чувствует в превосходной степени. И в этом проявляется фантастическая внутренняя свобода, которая заметна в каждом слове, в каждом движении Осипова, который просто лучится удовольствием, не скрывая того, как ему нравятся те песни, что он играет.

Во второй половине программы, когда к гитаре присоединился незамысловатый аккомпанемент на пианино, стали звучать хорошо знакомые песни, с электрической пластинки "Еще раз о чорте", записанной вместе с составом Запрещенных Барабанщиков. Впрочем, даже такие вещи, как "Куплеты про Садко", в оригинале пропитанные американской психоделикой 60-ых, "раздетые" акустикой, звучали не хуже, чем на записи. Особенно уморительной была изобретательная цензура, которой подверг полную отборной матершины песню о бедоватом Садко Гарик. Прозвучали также ставшие уже классическими в его исполнении песни "Фотография" и "Маленькая девочка".

По залу в то время плыл дым, люди выпивали - в общем, делали все то, что делали бы и сорок лет назад, и в этой атмосфере Осипов чувствовал себя как рыба в воде. Излишне пытливый слушатель был бы некомфортен ему: снобство и дотошность плохо сочетаются с той иронией, которой, как наточенной шпагой, Осипов постоянно жалит окружающую его действительность.

Отыграв около тридцати песен, артист встал, чтобы попрощаться. В бурных аплодисментах и свете прожекторов стал виден его слушатель - темнокожие иностранцы, татуированные рокеры, радикальная молодежь, предприниматели средних лет и свободные художники всех мастей. И казалось, что за их спинами ходит тот самый рогатый, но бесконечно добрый и обаятельный чорт.

03.03.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Гарик ОСИПОВ - свежие публикации: