Об этой команде молчат старые рок-энциклопедии "Кто Есть Кто В Советском Роке" (М.: Останкино, 1991) и "Рок-Блиц" (М.: Сов. Композитор, 1990). Все упоминания - вскользь, и в связи с чем-нибудь еще. В какой-то момент могло показаться, что группу, уничтоженную стараниями властей в середине 80-х, просто стерли из истории - как стирали людей и события у Дж. Оруэлла в "1984". Однако записанные с 1981 по 1983 год альбомы оказались теми самыми рукописями, которые не горят. Более того - явившись на свет из небытия, эти записи, способны если не перевернуть, то уж точно поколебать уже сложившиеся представления о т. н. русском роке. Эти три альбома подобны свиткам Мертвого моря. Приготовьтесь к небольшой сенсации - впервые за долгие годы мы можем услышать песни группы Жар-Птица.
Группу основал в 1975 году Сергей Попов, житель подмосковной Дубны, уже имевший к тому моменту репутацию желанного на всех городских свадьбах автора-исполнителя. Написанные им еще в студенческие годы песни исполнялись и дворовыми компаниями, и первыми нашими ВИА - или удачно мимикрировавшими под ВИА группами вроде Цветов. К началу нового десятилетия Жар-Птица, выступавшая по преимуществу на дубненских танцплощадках, быстро стала главной музыкальной достопримечательностью родного города. И даже смогла удачно закосить под ВИА областного значения - отчасти благодаря ряду обходных маневров с регистрацией песен группы в Московском Областном Доме Самодеятельного Творчества, отчасти благодаря высокому для любительской команды исполнительскому уровню команды, и репертуару, отчасти похожему скорее на традиционную эстраду (хотя и явно не советскую), нежели на рок.
В 1981 году Жар-Птица, получившая прописку при ДК "Октябрь", отважилась на запись первого альбома. В распоряжении музыкантов были лишь доступные тогда инструменты средней паршивости и любительская аппаратура, частично модифицированная своими силами. В частности, тон-валы катушечных магнитофонов 2 класса были изменены так, чтобы повысить скорость записи. В итоге с любительских 19 см сек скорость удалось поднять до 30. До принятых в профессиональных студиях 38 см сек дотянуть не удалось. Нестандартная скорость записи долгое время была одним из основным препятствием для перевода альбомов в цифровой формат.
Запись далась команде тяжело - в процессе работы состав ее обновился на две трети. Тем не менее альбом "В Городе Желаний, Под Радугой Мечты", оформленный фотографами ДК, сделал группе хорошую рекламу на областных дискотеках, а вскоре полулегальным образом начал расползаться посылторгом по стране - на часовых бобинах, в пластиковых коробках и с глянцевыми вкладками на фотобумаге. Программа весьма точно отразила стилистический разнобой начала 80-х - здесь есть диско-эксперименты ("Да И Нет"), психоделика ("Если"), некоторое влияние Пола МакКартни ("Слон"), и даже смелые попытки играть хэви-метал ("Жар-Птица"). А пост-битловские "Водовоз" и "Окна", равно как и дворовые шлягеры "Некрасивая" и "Маша" были сочинены Поповым еще в студенческие годы.
Год спустя обновленная группа записала новую программу "Зной". Из всех альбомов Жар-Птицы он получил наибольшую известность: одних только собственноручно оформленных экземпляров музыканты разослали по стране 700 штук. Здесь по-прежнему присутствует фирменная рок-эстрада группы.Заглавный номер, или ностальгическая "Горевать Не Буду Я", звучат, как плод соавторства Пола МакКартни и Джеффа Линна. Но есть и кое-что новое.
Альбом открывается насмешливым радио-коллажем "Слушай-82", переходящим в нахальное регги "Дверь На Сцену", где музыканты заявляют о себе, как о преодолевших все препоны и пробившихся на сцену (если бы...). Но пронизанное паранойей хэви-диско "Вне Закона" возвращает слушателя в суровую реальность. Вряд ли вы будете танцевать под этот номер. Ходят слухи, что в некоем исправительно-трудовом лагере этот номер разрешали крутить через репродукторы по выходным.
Вообще, официально разрешенных в 1982 году к исполнению песен здесь всего две - "Мы Сумеем Все" и "Танцуем, Танцуем" (последняя была прилизанной переработкой более раннего номера Попова "Купите, Купите (Сердце Мое)"). Вряд ли бы подобной чести удостоился номер "Пламенем Пламя", где в довольно ехидной форме высмеиваются попытки деятелей советской культуры приручить и официализировать диско-моду.
К сожалению, местами альбом подпорчен попсовой стилистикой 80-х. В номерах вроде "Не Вместе Мы" Жар-Птица звучит, как некий кризисный совковый ВИА. Увы, это было общей тенденцией в те времена.
К третьему альбому "Рокодром" (1983) музыканты Жар-Птицы пришли уже героями родного города. В то время группа даже выступала в двух составах - второй, "молодежный", был в традициях некоторых наиболее продвинутых ВИА сформирован из молодых учеников и последователей музыкантов. Некоторые из них впоследствии вошли в основной состав, а потом и оставили собственный след в истории рока: именно в "молодежном" составе группы начинал карьеру Владимир Дягель, впоследствии - барабанщик Монгол-Шуудана, а потом и основатель собственной группы Дягель И Монголы.
В соответствии с названием альбом получился более рок-ориентированным, хотя с позиций дня нынешнего отказ музыкантов от элемента здоровой эстрадности воспринимается скорее, как утрата. Впрочем, пауэр-баллада "Ночь" и симпатичная "Чепуха" еще имеют налет былого очарования. А судя по жутковатому эпику "Ожидание", и музыкой и лирикой близкому к "The Final Cut" Pink Floyd, дело того стоило. Неплох и сатирический "Чемпион", высмеивающий фальшь т. н. профессионального спорта.
Увы, на дворе стоял черный 1983 год - время, когда даже официальным ВИА приходилось несладко. К тому же один из друзей группы, работавший в отделе МинКульта, курировавшем всякого рода хобби советских людей, неожиданно оказал музыкантам медвежью услугу. С помощью обложек альбомов Жар-Птицы он попытался устыдить халтурных дизайнеров "Мелодии" на одной из министерских коллегий - смотрите, даже самодеятельность делает свое дело лучше! Увы, государственные монополии не любят самозванных конкурентов. К тому же неожиданно всплыл факт покупки Поповым студийного оборудования у подвергавшейся тогда судебным преследованиям группы Воскресенье. Под горячую руку Жар-Птице перекрыли кислород в разгар записи нового альбома "Ангар-4". Из него до наших дней дошли только номера "Все меняю" и "Без".
К середине десятилетия история группы прекратила свое течение. Впоследствии Сергей Попов познал новые взлеты и падения со своей новой группой Алиби. Но это уже совершенно другая история.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)