JETHRO TULL  Найдите десять отличий

В этот раз кардинально изменившие состав Jethro Tull решили для начала вспомнить старые добрые времена "This Was", когда блюза в их музыке было больше, чем всего остального, а губная гармоника превалировала над флейтой. Впрочем, для таких номеров, как "Living In The Past", в московской программе тоже нашлось место...

В 2008 году Jethro Tull стукнуло 40 лет. Глава "Green Wave", сообщив народу эту знаменательную дату со сцены МДМ, добавил, что этот год вообще будет богатым на юбилеи. И анонсировал грядущее пришествие Van Der Graaf Generator, а также что-то, связанное с Земфирой. Что именно - понять так и не удалось, ибо услышав это имя, зал дружно обратился в свист. Однако прошу заметить: аншлаг в МДМ на арт-н-фолковом концерте - событие, само по себе достойное уважения.
Тем не менее, всякий аншлаг в МДМ - это беда аккредитованных журналистов. Ибо отдельной зоны для пишущего народа в зале не предусмотрено и капельдинеры велят садиться на свободные места, даже когда таковых нет. А сидеть в проходах на коврике также не дозволено. Поэтому я забрался в "правый карман" - угол, куда не поставили кресла по причине низко нависающего карниза; подгрёб под себя свисающую со стены бархатную портьеру, да так и просидел все два отделения, скрючившись, шмыгая насморочным носом и злобно скалясь сквозь нависающие на глаза космы на проходящих в антракте мимо по ступенькам гламурных барышень - подобно бомжеватому персонажу песни "Aqualung".

В этот раз группа решила для начала вспомнить старые добрые времена "This Was", когда блюза в музыке Jethro Tull было больше, чем всего остального, а губная гармоника превалировала над флейтой. Впрочем, для таких номеров, как "Living In The Past", в программе тоже нашлось место.
Состав опять претерпел изменения. Вернулся барабанщик Дейн Перри, играющий в группе с 1982 года. Вслед за ветераном Мартином Барре пропал куда-то очкарик Джонатан Нойз (Jonathan Noise) - его сменщик играет на шестиструнном басу и мелаллофоне. А вот гитарист Флориан Опале (Florian Opale), приятно удививший публику московского "Эрмитажа" летом 2006 года, равно как и клавишник и аккордеонист Джон О'Хара (John O'Hara), судя по всему, решили задержаться в группе подольше. Скрипачка тоже новая, обладающая более дерзким, атакующим стилем игры. А главарь банды Ян Андерсон (Ian Anderson) не меняется лет сто - все те же жилетка, бандана, ужимки, прыжки и безумные глаза.

Новых песен группа не выпускала довольно давно. Зато музыканты всегда готовы порадовать публику сюрпризами во время исполнения старых хитов. В "Thick As A Brick" флейту полностью заменил металлофон, в студийной версии лишь приглушенно вторивший ей на заднем плане. Во время акустического исполнения "Mother Goose" многостаночник О'Хара взялся за деревянную дудочку, а все остальные музыканты по очереди показали свое мастерство во время обыгрывания основной мелодической темы. Знаменитые же "Bouree" и "Aqualung" были сыграны с такой же массой отступлений от классических вариантов, как и на оркестровом концертнике Андерсона 2006 года. Правда, в последнем случае многие предпочли бы все-таки услышать оригинальный вариант композиции, а не ее отдельные фрагменты, скрепленные многоминутными импровизациями.

Разумеется, не обошлось и без традиционного дуракаваляния Андерсона в финале "My God". Но вот идею исполнить хоровую часть этой композиции посредством холодных сэмплов клавиш "Roland" нельзя назвать особенно удачной. К сожалению, кроме старины Яна в последних составах группы поющих музыкантов не наблюдалось. И хотя в целом таковые на концертах Jethro Tull не так уж и нужны (особенно если учесть, сколько инструменталов сейчас в программе), но иногда отсутствие дополнительных голосов ощущается весьма остро.

Концерт традиционно закончился ударным исполнением "Locomotive Breath". К сожалению, так и не удалось понять, для чего на задах сцены сооружена декорация в виде трапецивидного постамента со ступеньками наверх. Бьюсь об заклад, многие ждали, что на коде Андерсон и скрипачка поднимутся туда, и встанут в позе а-ля "Рабочий и колхозница" - однако этого почему-то не произошло. Ружье не выстрелило.

Попрощавшись с публикой, музыканты покинули сцену. Я шарахнулся от престарелого уголовника в майке "Too Old To Rock-N-Roll, Too Young To Die", который уже успел задолбать всех капельдинеров и секьюрити своими неуклюжими плясками в проходе, и нырнул в метро, размышляя о бренности всего сущего. (Кстати, знаете ли вы, что стены обоих залов МДМ - большого и паркетного, а также фойе, - в советское время были отделаны хорошим белым мрамором? Сейчас взгляд натыкается сплошь на крашенный поносным бордовым суриком гипсокартон. Видимо, мрамор давно свистнули. Когда-то просторное фойе теперь опоганено кучей фальш-стенок с каморочками и клетушечками. А два входа в большой зал из четырех ранее имевшихся превращены в склады веников, тряпок и прочего утильдерьма. Коммуналка в некогда богатой гостиной...)

В общем, концерт неплохой. Но та программа, что группа сыграла летом 2006 года, кажется, все-таки была лучше.

27.02.2008, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)