RED SNAPPER  Дай бог каждому

Red Snapper вернулись так, как дай бог вернуться каждому музыканту. За этот камбэк можно простить и невразумительные последние альбомы, и полное отсутствие магии в сольных проектах. Они вернулись, доказав, что за пять лет их бездействия, к ним никто даже близко подойти не смог. Наш репортаж с московского концерта группы...

Red Snapper были здесь семь лет назад - тогда любой "привоз" был событием историческим, а тут - живые герои с Warp Records, открытый клубный концерт - что-то было эпохальное в этом их визите. В то, что они приедут, не верилось до последней минуты, хотя Snapper и питали к восточной Европе какие-то тайные симпатии - за полгода до визита в Москву англичане откатали тур (!) по Украине. Тогда, поздним июньским вечером в старой "Точке" кажется, собрались все, кто на тот момент был хоть чуть-чуть "в теме". В очереди на вход старожилы вспоминали "Бритронику", а заядлые клабберы - приезд The Orb и Джими Тенора. Тогда Red Snapper переживали на лучшие дни, и приехали в довольно специфичном составе - без духовых, но с электроникой и рэпером MC Det. И хотя солирующая гитара в "Sleepless" или "Hot Flush" временами и резала слух, Snappers брали своё за счет драйва, эмоций и харизмы чернокожего вокалиста - этакий "Rap Snapper". Зал был набит битком, и публика рубилась в экстазе.

С тех пор англичане успели распустить группу, выпустить пару невразумительных посмертных альбомов, разбежаться по сольным проектам, и... воссоединиться снова.
И ревайвал этот был неизбежен хотя бы потому, что Али, Ричарду и Дейву каким-то образом удилось создать совершенно уникальный звук - бесконечные поиски "что бы такого послушать в духе альбома Prince Blimey" заранее обречены на провал. И если бы они не взялись за продолжение идей сами, это наверняка сделал бы кто-то другой. В результате, примерно год назад, троица собралась опять, расширилась до квартета, взяв четвертым саксофониста Тома Челленджера (Tom Challenger), безо всякой шумихи отыграла гиг на фестивале Big Chill, и потихоньку засела писать новый материал. В общем, их второй приезд в Москву после сумасшедшего успеха в 2001-м, да еще и на фоне того, что едут сюда сейчас все кому не лень, был ожидаем.

Теперь, что называется, о земном - уж сколько всего говорилось про организационные проблемы, но каждый раз появляется новый повод. Ну хорошо, допустим что даже очередь на вход - явление неизбежное (в этот раз, впрочем, её удачно удалось миновать, придя в клуб к девяти (официальному времени начала) - пришлось при этом 20 минут "мариноваться" в гардеробе, слушая конец саундчека, но это в общем терпимые мелочи. Непонятно другое - зачем таким концертам вообще нужен разогрев и какие могут находиться объективные причины для двухчасовой (!!!) задержки. Мало того, что меланхоличный рок от Everything Is Made In China перед "рвакой" от Red Snapper был явно не в формате, так еще и выход на сцену главных героев тем самым отодвинулся до 23-00. Неторопливые EIMIC начали в десять и проиграли минут сорок, после чего еще 20 минут потребовалось на перестановки.

Когда "герои дня" вышли на сцену, казалось, что ноги и голова уже утомлены настолько, что прихода не случится. Но стоило Али брякнуть в контрабас, а Ричарду ударить в барабаны, как все негативные телесные фидбеки отключились напрочь, вместо этого моё тело само собой поймало грув, которого у этой группы пожалуй больше, чем у кого бы то ни было. Ари, Ричард и Дейв по сравнению с 2001-м выглядят заметно старше, но смотрятся с седыми висками вполне импозантно. Али Френд (Ali Friend) с контрабасом расположился по центру и выполнял роль лидера, разговаривая с залом в паузах. Ричард Тайр (Richard Thair) - справа за ударной установкой, у левого края - Дэвид Айерс (David Ayers) с гитарой и ноутбуком, а чуть правее от него - Том "The Yougster" Челленджер с саксофоном. Внешне Том как-то подчеркнуто контрастирует с остальными участниками - рыжая шевелюра, клетчатый свитер, прямо какой-то пришелец из шестидесятых.

Англичане звучат увесисто и мощно - электроники у них почти нет (с ноутбука идёт только чуточку оформительских спецэффектов), а вот ритм-секция красуется на переднем плане. Особенно хорошо звучит раскатистый контрабас - качает так, что на месте устоять невозможно. По сравнению с прошлым своим визитом RS зазвучали как-то богаче и "навороченнее" - гитарист то и дело меняет тембры (то выдаст атональных "sci-fi" эффектов, то фанковых квакушек, то звенящее соло сыграет), а в каркас из гитары и ритм-секции чудесно вписывается Том со своими духовыми. Поначалу он играл на саксе (тоже крайне разнообразно - то добавит объема тихими партиями, то выдаст сложнейшую колтрейновскую руладу), а потом переключился на губную гармошку и кларнет.
Духовые добавили в их музыку каких-то совершенно новых оттенков - вспоминаются то FSOL образца "Far Out Son Of Lung", то Хендрикс, то хард-боп конца шестидесятых.

Музыкальная интрига начинается почти сразу. Али выводит до боли знакомые ноты, народ взрывается, узнав хит, но что именно это будет - пока неясно, ведь "Snapper" и "Sleepless" - по сути, две вариации одного и того же трека. Али придвигает микрофон поближе, и я уже было начинаю думать, а не решил ли он сам почитать рэп. Но нет, его хватает только на слово "Snapper", а Том начинает выводить замысловатые узоры на саксе. Значит все-таки версия с первого альбома. Как бы не так - в середине вещи Том вдруг резко меняет тему и из его сакса льются знакомые ноты - доигрывают они все-таки "Sleepless".

"Spasibo! We're happy to be here again! This is a new one",- говорит Али и вот он, долгожданный новый материал. Новая вещь чертовски хороша - это привычный "Снэппер" образца первых двух альбомов, но чуть более алогичный и психоделический. Вообще, влияние семидесятых на их нынешний звук заметно невооруженным ухом - лёгкая "нестройность" (вопреки разговорам о несыгранности группы, мне она видится намеренной), "летящий" ритм и длинные алогичные соло. Здравствуй, Вудсток!

Новые вещи группа чередует с хитами - тут и "4 Dead Monks", и "Space Sickness", и "Get Some Sleep Tiger", и "Tunnel". Со старым материалом Али и компания обходятся весьма вольно - играют вещи "мегамиксами", чередуя темы, меняют инструменты - из-за этого и из-за привычки парней к самоцитированию и "ресайклингу" в стиле Art Of Noise, хорошо знакомые вещи иногда меняются до неузнаваемости. То кларнет партию гитары сыграет, то на месте вокала оказывается сумасшедшее саксофонное соло. Этот концертный трюк всегда вызывает у меня необъяснимые приступы восторга. Вот, например, блюзовый трек в середине концерта - был ли он вариацией "Image of You"? С уверенностью не скажу, но очень на то похоже. Были и совершенно неожиданные моменты, например, "акапелльное" соло на саксе или резкий поворот от мрачноватой психоделии к танцевальному свингу. Свиговый "Dnipro" ("Hey, do you know this one?") уделывает студийную версию по всем статьям.

Одна из новых вещей сильно отдаёт дабом (сразу вспомнились Tied & Tickled Trio), а самым ярким моментом концерта, определенно, был еще один свежак - "Brickred". Песню уже можно послушать на их MySpace, но здесь исполнение оказалось в разы ярче и интереснее - непривычный для группы позитив, удивительной красоты дуэт звенящей гитары с кларнетом и совершенно пост-роковые "взлёты и падения". Публика в очередной раз откликнулась взрывом, чему Али, похоже, был изрядно удивлен. Напоследок - ожидаемый "Hot Flush", после которого парни ненадолго уходят, но почти тут же возвращаются и играют на бис. "Which one do you want to hear?" спрашивает Али. Я, конечно, кричу "Boogeyman!!!" - ума не приложу, почему уже второй раз подряд этот хит они игнорируют, но парни играют "Suckerpunch", и это тоже здорово, особенно на фоне флешбеков с с прошлого раза. Занавес. И только сейчас восстанавливается контакт с телом и я осознаю, как же от непрерывных танцев болят ноги.

Что ж, они вернулись - вернулись так, как дай бог вернуться каждому музыканту. За этот камбэк можно простить и невразумительные последние альбомы, и полное отсутствие магии в сольных проектах. Они вернулись, доказав, что за пять лет их бездействия, к ним никто даже близко подойти не смог. Вернулись изменившись, повзрослев, усложнившись и став еще музыкальнее. Если бы Джон Колтрейн и Майлс Дэвис были бы живы, они наверняка играли бы в Red Snapper!

23.02.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: redsnapperofficial.com

Группа RED SNAPPER

Британская команда RED SNAPPER (Ali Friend (Бас-гитара), Richard Thair (барабаны), David Ayers(гитара)) играет в стиле, идентифицировать который можно лишь условно - это гремучая смесь acid jazz,...

Дата образования:

1 января 1990

Подробности из жизни:

Британская команда RED SNAPPER (Ali Friend (Бас-гитара), Richard Thair (барабаны), David Ayers(гитара)) играет в стиле, идентифицировать который можно лишь условно - это гремучая смесь acid jazz, trip hop, drum-n-bass, dub, jungle, funk и других направлений современной электронной музыки, с одной единственной особенностью v вся музыка играется ими в живую, без всяких семплов, вертушек, синтезаторов и т.д.
Группа существует с 1990 года, когда Али Ричард и Дэвид встретились в первый раз и основали свой собственный лейбл. Затем начались выступления по клубам, а 1994 году группа выпустила свой первый сингл. В 1995 году группа записала сборник "Relled and skinned", продолжая свои постоянные выступления по английским клубам.
В 1996 году Red Snаpper издает свой первый полноценный альбом "Prince Blimey", который многие из критиков назвали "истинным шедевром современной музыкальной культуры". Группа Redsnapper много времени проводит в турах, выступая вместе с такими звездами, как Bjork,…

Далее... →