JETHRO TULL  "Говорить как американец - да ни за что!"

Накануне концерта Jethro Tull в МДМ Звуки не смогли отказать себе в удовольствии побеседовать с лидером группы "одноногим флейтистом" Яном Андерсоном, который рассказал о занятиях электронной музыкой, боязни Владимира Путина и прошелся по героине недавней Грэмми Эми Уайнхаус.

Легендарные артрокеры в год своего 40-летия навещают Москву в четвертый раз. Звуки не смогли отказать себе в удовольствии побеседовать с лидером группы Яном Андерсоном (Ian Anderson), который несмотря на занятость и, мягко говоря, знакомость ситуации оказался на редкость разговорчивым.

Звуки.Ru: Вы уже представляете себе, какие именно песни будете исполнять на московском концерте?
Ян Андерсон: Приблизительно представляю. Мы не первый раз в России, так что к составлению сет-листа подойдем ответственно - надо будет обязательно сыграть хотя бы несколько композиций, которые мы еще ни разу не исполняли на концертах в вашей стране.

Звуки.Ru: А может случиться так, что вы вдруг посреди концерта подойдете к музыкантам и скажете, например - "а давайте-ка, ребята, забабахаем "Cross-Eyed Mary""?
Ян Андерсон: Ну, посреди концерта это вряд ли возможно, конечно. Вместе с нами приезжают люди, отвечающие за звук, за свет во время шоу и прочие подобного рода вещи - им необходимо заранее знать, какие песни будут исполняться, чтобы правильно все настроить. Думаю, они очень разозлятся, если я вдруг по ходу концерта изменю программу. Но во время саундчека действительно возможны любые неожиданности. Иногда бывает, что мы "разогреваемся" на саундчеке с помощью какой-нибудь песни, которая не входила в первоначальный сет-лист, и если нам нравится, как она звучит, мы моментально решаем исполнить ее на концерте.

Звуки.Ru: В прошлый ваш приезд вы в числе прочего исполняли композицию "Boris Dancing", посвященную экс-президенту России Борису Ельцину. А члены нашей нынешней политической элиты способны вдохновить вас на написание новой песни?
Ян Андерсон: Теоретически - почему бы и нет. Но вообще-то, поскольку мне не очень улыбается сидеть в тюрьме, я, пожалуй, оставлю господина Путина в покое и не буду сочинять о нем песен (смеется).

Звуки.Ru: Ваш основной инструмент - флейта, но поклонники Jethro Tull прекрасно знают, что на самом деле вы умеете играть на подавляющем большинстве существующих в природе музыкальных инструментов. Любопытно, на каком инструменте вы обычно сочиняете музыку - на флейте, или же на гитаре, или еще на чем-нибудь?
Ян Андерсон: По-разному. Я пишу песни иногда на флейте, иногда на гитаре, иногда на клавишных, иногда на мандолине, а бывает, что вообще никакой музыкальный инструмент не нужно задействовать - ведь иногда мелодии просто берут и рождаются в голове, когда ты занимаешься чем-нибудь совсем другим. Кстати, именно так случилось с песней "Boris Dancing", о которой вы говорили. Я шагал по Бейкер-стрит и вдруг у меня в голове раз - и заиграла мелодия этой песни. Мне даже, помнится, пришлось зайти в близлежащую лавочку и купить там простейший диктофон, на который я сразу напел эту мелодию, чтобы потом ее невзначай не забыть.

Звуки.Ru: А когда возникает текст песни - до того, как появилась мелодия, вместе с ней, или же в последнюю очередь?
Ян Андерсон: Когда как. Иногда вначале появляется какая-то последовательность аккордов, иногда запоминающийся рифф, иногда в голову первым делом приходит название для песни (притом что самой песни еще нет), иногда сами собой складываются несколько поэтических строчек: Знаете, это как секс - намного веселее им заниматься всякий раз по-разному.

Звуки.Ru: А на компьютере не пробовали писать музыку?
Ян Андерсон: Кажется, в середине 80-х я написал пару-тройку песен с использованием тогдашнего цифрового оборудования - знаете, ранние секвенсеры и все такое прочее. Но это увлечение быстро прошло, и с тех пор я больше ничем таким не занимался.

Звуки.Ru: К вопросу о цифровых технологиях - а часто ли музыканты помоложе обращаются к вам за разрешением использовать сэмплы из песен Jethro Tull в своих собственных композициях?
Ян Андерсон: Постоянно. Не скажу, что каждую неделю, но уж пару раз в месяц я точно сталкиваюсь с подобного рода просьбами.

Звуки.Ru: И что, разрешаете? Или отказываете?
Ян Андерсон: Обычно разрешаю - почему бы и нет. Я ведь и сам когда-то делал нечто подобное с записями классической музыки - заимствовал из них основную мелодическую линию или гармоническую последовательность, а все остальное радикально переаранжировывал на свой лад. Мне кажется, что если бы Иоганн Себастьян Бах дожил до наших дней, он не имел бы ничего против этого. Вот и я, как правило, позволяю делать со своими песнями все что угодно - если только их не собираются использовать в качестве саундтрека к порнофильмам или жестоким компьютерным играм-стрелялкам.

Звуки.Ru: У вас поистине необъятная дискография. Существует ли у группы Jethro Tull песни, которые вы сейчас терпеть не можете?
Ян Андерсон: Чтобы прям терпеть не мог - нет, таких, пожалуй, нет. Есть несколько песен, которые мне разонравились, и мы их больше не исполняем на концертах. Но вообще-то я вполне благодушно настроен по отношению к своему же собственному творчеству - по крайней мере, оно практически всегда было самостоятельным, непохожим ни на Дэвида Боуи, ни на Pink Floyd, ни на The Beatles, ни на Рода Стюарта, и уж тем более я никогда не занимался имитацией американской музыки. Знаете, что меня бесит больше всего на свете? Когда музыканты начинают копировать американский акцент - "в миру" они разговаривают как мы с вами, на нормальном английском языке, но как только выходят на сцену, сразу начинают говорить совершенно чужим голосом. Я испытываю глубокое уважение к американской музыке, но разговаривать как американец - да ни за что! В то время как Мик Джаггер, Элтон Джон, Род Стюарт, а главное, эта кошмарная Эми Уайнхаус - они именно этим и занимаются! Но это ведь просто-напросто имитация, это по сути дела чистой воды пиратство. Это не имеет к творчеству никакого отношения. И то, что Эми Уайнхаус на днях огребла пять премий Грэмми - это только лишний раз доказывает, что люди разучились чувствовать разницу между имитацией и настоящим талантом. Нет у нее никакого таланта.

Звуки.Ru: Но между прочим, у вас ведь тоже есть статуэтка Грэмми.
Ян Андерсон: Да, но я давно ее не видел, честно говоря. Потерялась куда-то.

13.02.2008, Лев ГАНКИН (ЗВУКИ РУ)