Duke ELLINGTON  Портреты знаменитых джазменов: Дюк Эллингтон

Когда мы говорим о джазе, то одним из первых в ряду великих имен всегда всплывает имя Дюка Эллингтона. Это ярчайшая звезда джаза, его светило. Эллингтон говорил, что ему приятно с утра сочинить какую-то музыкальную тему, днём ознакомить с ней оркестрантов, а вечером услышать её во всей красе в исполнении своего оркестра.

Когда мы говорим о джазе, то одним из первых в ряду великих имен всегда всплывает имя Эллингтона. "Duke" Edward Kennedy Ellington - ярчайшая звезда джаза, его светило. Он был не только пианистом, но и композитором, аранжировщиком, основателем, руководителем, дирижёром, репетитором оркестра. Короче говоря, это - человек-оркестр. Он говорил, что ему приятно с утра сочинить какую-то музыкальную тему, днём ознакомить с ней своих оркестрантов, а вечером услышать её во всей красе в исполнении своего оркестра. Музыка, исполняемая оркестром Эллингтона, отличалась от других джазовых мелодий тем, что под неё можно было танцевать (это было главной целью всех джаз-бэндов в ХХ в.), но более продуктивно её надо было внимательно слушать, подобно классической музыке,- настолько содержательной по своему оригинальному звучанию она была, и настолько разительно отличалась от музыки, исполняемой многочисленными тогдашними оркестрами. Музыка Эллингтона вобрала в себя не только афро-американские ритмы, блюзовую тональность и мелодичность фольклора, но и достижения классической музыки его времени, в частности - импрессионистов (Равеля, Дебюсси).

Эллингтону удалось создать свой оркестр из музыкантов-солистов звёзд, которые на протяжении многих десятилетий играли в его составе. Так, в 1926 году к нему в оркестр пришёл Гарри Карни (Harry Carney) - барритонист, один из лучших инструменталистов джаза, игравший с ним всю свою жизнь. Двумя годами позже со своим бесподобным звуком пришёл Джонни Ходжес (Johnny Hodges ). А в следующем году в оркестре появились два замечательных духовика - мастера граул-эффекта тромбонист Джозеф "Трикки Сэм" Нэнтон ("Joseph Tricky" Sam Nanton) и трубач "Кутти" Вильямс("Сootie" Williams), сформировавшие раз и навсегда незабываемый саунд оркестра при исполнении пьес Эллингтона в стиле "джангл". В 1932 году в оркестр влились Лоренс Браун (Lawrens Brown) со своим блюзовым тромбоном и замечательный нью-орлеанский кларнетист Барни Биггард (Barney Bigard). Позднее пришёл и автор знаменитого "Каравана" - тромбонист Хуан Тизол (Juan Tizol). Следует отметить и, пришедшего в 1938 году в оркестр молодого бассиста Джимми Блэнтона (Jimmy Blanton), создавшего для коллектива мощную ритмическую "подушку". И, наконец, именно в это время к Эллингтону приходит его верный до конца своей жизни помощник Билли Стрейхорн (Billy Strayhorn) - пианист, композитор, аранжировщик, ставший по выражению самого Дюка его "altter egо", близким другом и единомышленником.

Дюк, будучи сам замечательным композитором, побуждал своих оркестрантов к импровизаторской и композиторской деятельности. В результате архив исполняемых оркестром пьес насчитывал более 2 тысяч произведений, созданных самим маэстро в содружестве с его музыкантами.
Сам Эллингтон, "гениальный пианист без техники", отличался необыкновенным артистизмом, изысканностью и духовностью. Он с большим достоинством, и вместе с тем с юмором, вёл концерты оркестра, получив признание и широкой публики и королевских особ, президентов и руководителей почти всех стран мира, где гастролировал его оркестр. Это настоящий классик джаза, его гордость и лейбл. Недаром У. Коновер, более 40 лет бывший автором и ведущим джазовых передач на радио "Голос Америки", своим хорошо поставленным и артикулированным голосом подчёркивал: "Дюк Эллингтон - классик, Дюк Эллингтон - Человек!"

Вскоре после войны мне удалось купить выпущенную в нашей стране пластинку Эллингтона, записанную на 78 оборотов и содержашую всего 2 композиции. Одна из них называлась "Экспресс", а вторая "На Юге". Обе они произвели на меня ошеломлящее впечатление. Первая - воспроизводила звуковое впечатление от поезда начала ХХ в., местный состав со скрежетом движется по провинциальному Югу Америки. А вторая - поражала своим блюзовым тоном, "гроул эффектом", впервые мною услышанным удивительным сочетанием медных инструментов и вокалиста. Позже мне удалось приобрести "долгоиграющую" пластинку на 33 оборота, содержавшую в том числе и эти пьесы, которые в оригинале назывались "Daybreak Express" и "Dear Old Southland". Они были записаны в 1933 году, а диск назывался по названию первой пьесы.

Интересно, что тема поезда использовалась Дюком неоднократно. В 1941 году в репертуаре оркестра появилась пьеса "Take the "A" Train", ставшая рефреном оркестра. Она общеизвестна. А в 1947 году Дюк записал композицию "Счастливого пути, местный поезд" ("Happy Go Lucky Local"). Об этой пьесе я расскажу подробнее специально.

В 1971 году оркестр Эллингтона гастролировал в нашей стране. Приехали в основном музыканты-ветераны - не очень здоровые, многие из них страдали диабетом... и тем не менее, с каким молодым задором и мастерством они исполняли знакомые знатокам по записям хиты оркестра! Мне запомнились Кути Вильямс, Пол Гонзалвес (Paul Gonsalves), Гарри Карни. На публику произвело огромное впечатление что во время исполнения одного из номеров, где должно было быть соло тенора Гонзалвеса, он как будто бы дремал, и когда должна была начаться его сольная партия, то сидевший сзади него Вильямс как бы "разбудил" его прикосновением раструба своей трубы. Пол моментально "очнулся", вышел на просцениум к микрофону и безошибочно, как ни в чём не бывало, провёл с блеском свою партию.
Бесподобен был сам маэстро. Ему уже тогда было за 70 лет, но он был не только блестящим руководителем, но и интересным пианистом, ведущий свой оркестр. К этому времени на счету Эллингтона как композитора было более 2 тысяч произведений, создаваемых при помощи своих оркестрантов, многие из которых проработали с ним не один десяток лет.
Для любителей джаза встреча с оркестром Эллингтона был незабываемым праздником. Жалко только, что это случилось слишком поздно. Через 5 лет маэстро ушёл из жизни. Однако имя его всегда будет одним из первых на скрижалях джаза.

09.02.2008, Марк Миронович НЕЙШУЛЛЕР (ЗВУКИ РУ)