Duke ELLINGTON  Портреты знаменитых джазменов: Дюк Эллингтон

Когда мы говорим о джазе, то одним из первых в ряду великих имен всегда всплывает имя Дюка Эллингтона. Это ярчайшая звезда джаза, его светило. Эллингтон говорил, что ему приятно с утра сочинить какую-то музыкальную тему, днём ознакомить с ней оркестрантов, а вечером услышать её во всей красе в исполнении своего оркестра.

Когда мы говорим о джазе, то одним из первых в ряду великих имен всегда всплывает имя Эллингтона. "Duke" Edward Kennedy Ellington - ярчайшая звезда джаза, его светило. Он был не только пианистом, но и композитором, аранжировщиком, основателем, руководителем, дирижёром, репетитором оркестра. Короче говоря, это - человек-оркестр. Он говорил, что ему приятно с утра сочинить какую-то музыкальную тему, днём ознакомить с ней своих оркестрантов, а вечером услышать её во всей красе в исполнении своего оркестра. Музыка, исполняемая оркестром Эллингтона, отличалась от других джазовых мелодий тем, что под неё можно было танцевать (это было главной целью всех джаз-бэндов в ХХ в.), но более продуктивно её надо было внимательно слушать, подобно классической музыке,- настолько содержательной по своему оригинальному звучанию она была, и настолько разительно отличалась от музыки, исполняемой многочисленными тогдашними оркестрами. Музыка Эллингтона вобрала в себя не только афро-американские ритмы, блюзовую тональность и мелодичность фольклора, но и достижения классической музыки его времени, в частности - импрессионистов (Равеля, Дебюсси).

Эллингтону удалось создать свой оркестр из музыкантов-солистов звёзд, которые на протяжении многих десятилетий играли в его составе. Так, в 1926 году к нему в оркестр пришёл Гарри Карни (Harry Carney) - барритонист, один из лучших инструменталистов джаза, игравший с ним всю свою жизнь. Двумя годами позже со своим бесподобным звуком пришёл Джонни Ходжес (Johnny Hodges ). А в следующем году в оркестре появились два замечательных духовика - мастера граул-эффекта тромбонист Джозеф "Трикки Сэм" Нэнтон ("Joseph Tricky" Sam Nanton) и трубач "Кутти" Вильямс("Сootie" Williams), сформировавшие раз и навсегда незабываемый саунд оркестра при исполнении пьес Эллингтона в стиле "джангл". В 1932 году в оркестр влились Лоренс Браун (Lawrens Brown) со своим блюзовым тромбоном и замечательный нью-орлеанский кларнетист Барни Биггард (Barney Bigard). Позднее пришёл и автор знаменитого "Каравана" - тромбонист Хуан Тизол (Juan Tizol). Следует отметить и, пришедшего в 1938 году в оркестр молодого бассиста Джимми Блэнтона (Jimmy Blanton), создавшего для коллектива мощную ритмическую "подушку". И, наконец, именно в это время к Эллингтону приходит его верный до конца своей жизни помощник Билли Стрейхорн (Billy Strayhorn) - пианист, композитор, аранжировщик, ставший по выражению самого Дюка его "altter egо", близким другом и единомышленником.

Дюк, будучи сам замечательным композитором, побуждал своих оркестрантов к импровизаторской и композиторской деятельности. В результате архив исполняемых оркестром пьес насчитывал более 2 тысяч произведений, созданных самим маэстро в содружестве с его музыкантами.
Сам Эллингтон, "гениальный пианист без техники", отличался необыкновенным артистизмом, изысканностью и духовностью. Он с большим достоинством, и вместе с тем с юмором, вёл концерты оркестра, получив признание и широкой публики и королевских особ, президентов и руководителей почти всех стран мира, где гастролировал его оркестр. Это настоящий классик джаза, его гордость и лейбл. Недаром У. Коновер, более 40 лет бывший автором и ведущим джазовых передач на радио "Голос Америки", своим хорошо поставленным и артикулированным голосом подчёркивал: "Дюк Эллингтон - классик, Дюк Эллингтон - Человек!"

Вскоре после войны мне удалось купить выпущенную в нашей стране пластинку Эллингтона, записанную на 78 оборотов и содержашую всего 2 композиции. Одна из них называлась "Экспресс", а вторая "На Юге". Обе они произвели на меня ошеломлящее впечатление. Первая - воспроизводила звуковое впечатление от поезда начала ХХ в., местный состав со скрежетом движется по провинциальному Югу Америки. А вторая - поражала своим блюзовым тоном, "гроул эффектом", впервые мною услышанным удивительным сочетанием медных инструментов и вокалиста. Позже мне удалось приобрести "долгоиграющую" пластинку на 33 оборота, содержавшую в том числе и эти пьесы, которые в оригинале назывались "Daybreak Express" и "Dear Old Southland". Они были записаны в 1933 году, а диск назывался по названию первой пьесы.

Интересно, что тема поезда использовалась Дюком неоднократно. В 1941 году в репертуаре оркестра появилась пьеса "Take the "A" Train", ставшая рефреном оркестра. Она общеизвестна. А в 1947 году Дюк записал композицию "Счастливого пути, местный поезд" ("Happy Go Lucky Local"). Об этой пьесе я расскажу подробнее специально.

В 1971 году оркестр Эллингтона гастролировал в нашей стране. Приехали в основном музыканты-ветераны - не очень здоровые, многие из них страдали диабетом... и тем не менее, с каким молодым задором и мастерством они исполняли знакомые знатокам по записям хиты оркестра! Мне запомнились Кути Вильямс, Пол Гонзалвес (Paul Gonsalves), Гарри Карни. На публику произвело огромное впечатление что во время исполнения одного из номеров, где должно было быть соло тенора Гонзалвеса, он как будто бы дремал, и когда должна была начаться его сольная партия, то сидевший сзади него Вильямс как бы "разбудил" его прикосновением раструба своей трубы. Пол моментально "очнулся", вышел на просцениум к микрофону и безошибочно, как ни в чём не бывало, провёл с блеском свою партию.
Бесподобен был сам маэстро. Ему уже тогда было за 70 лет, но он был не только блестящим руководителем, но и интересным пианистом, ведущий свой оркестр. К этому времени на счету Эллингтона как композитора было более 2 тысяч произведений, создаваемых при помощи своих оркестрантов, многие из которых проработали с ним не один десяток лет.
Для любителей джаза встреча с оркестром Эллингтона был незабываемым праздником. Жалко только, что это случилось слишком поздно. Через 5 лет маэстро ушёл из жизни. Однако имя его всегда будет одним из первых на скрижалях джаза.

09.02.2008, Марк Миронович НЕЙШУЛЛЕР (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Duke ELLINGTON - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

20:00 – Stadium – Iggy POP Iggy POP »»

Хроника19/10

1985 – Впервые вершину американского хит-парада покорили музыканты из Норвегии. Историческую победу одержал коллектив A-HA c композицией "Take on me"  »»

1991 – В маленьком клубе в Манчестере состоялось первое публичное выступление группы Oasis  »»

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить