Alexander HACKE  Ретроспектива электроники

Проект Александра Хаке и его супруги - это вечер музыкальных цитат для тех, кто уже наслушался. Когда он выходит на сцену, всем своим видом будто говорит: "Ребята, музыки сегодня не будет". А публика из зала машет ему ручкой: "ОК, Саша, мы знаем, зажигай".

Александр Хаке (Alexander Hacke) - вундеркинд электроники, записал первый альбом в 15 лет в рамках проекта P1/E, который был издан спустя много лет под названием "Second Offender". Тогда он талантливо поиздевался над Kraftwerk, балуя слушателя не слишком серьезным отношением к авторитетам, благодаря чему пластинка прекрасно слушается и сегодня, не требуя скидок. В составе легендарных Einsturzende Neubauten Хаке играл сначала на гитаре, потом на басу, всегда оставаясь одним из идеологов звучания и даже получив от основателя группы Бликсы Баргельда (Blixa Bargeld) характеристику "музыкальный директор". По признанию самого Хаке, EN до сих пор не развалились потому, что каждый из музыкантов охотно участвует в сторонних проектах. Помимо сольного творчества (три номерных альбома), Хаке с кем только не выступал, лучше даже не начинать перечисление.

За два с лишним месяца до выступления самих Einsturzende Neubauten, Хаке сыграл на опережение и привез в Москву проект имени себя любимого и своей любимой жены Даниэль де Пиччиотто (Danielle de Picciotto). Супруги представили программу "The History of Electricity" - сольное выступление Хаке (при всем уважении к Даниэль, отвечающей за скудное визуальное сопровождение, это именно концерт Александра) - такой карманный вариант "Новостроек". Все тот же зубодробительный индастриал, но все необходимое оборудование умещается на одном столе во время концерта и в один чемодан после.
Чудесным образом мы с фотографом предвосхитили все, что будет происходить на концерте, забавляясь в ожидании шоу игрой на iPod, наподобие "Угадай мелодию". Александр Хаке в роли Валдиса Пельша заставлял угадывать в электронных битах стилизации классического индастриала и почти всех пост-индустриальных жанров, поданных в хронологической последовательности. Эта ретроспектива разбавлялась вкраплениями сентиментального диско и джазовых импровизаций.
Хаке немного поиронизировал над Coil и прочими отцами-основателями, задвинул умеренный IDM, немножко стоматологического японского нойза и родил ранних Einsturzende Neubauten в строгой электронной обработке. Затем Хаке разошелся, скинул пиджачок, повязал галстук на лбу в качестве хайратника и, закатав рукава, перешел к танцевальной части вечеринки - EBM и мрачному техно в духе Laibach "WAT". Этот парад пародий звучал как цельный музыкальный текст, выжатый из одного сэмпла, взятого будто со сборника "Для начинающего диджея".

В ходе экскурса в историю электронной музыки мы вживую наблюдали ее апокалипсис: если один человек с одним лэптопом может сделать какую угодно музыку, то the history of electricity подошла к своему логическому завершению. Это дискотека для тех, кому все равно, что слушать, потому что они и так уже все слышали. Вечер музыкальных цитат для тех, кто уже наслушался. Когда Хаке выходит на сцену, он всем своим видом говорит: ребята, музыки сегодня не будет. А публика из зала машет ему ручкой: ОК, Саша, мы знаем, зажигай. И аскетичный ящик "Актового зала" становится эпицентром потустороннего рейва. В полной темноте под свингующий время от времени бит неловко подергиваются "свидетели Хаке".

04.02.2008, Яша ВЕТКИН (ЗВУКИ РУ)