Цифровая музыка  Добро пожаловать в семидесятые

Цикличность музыкальных тенденций - поразительная вещь. Ни один сколько-нибудь заметный тренд не исчезает бесследно, любую ветвь, зашедшую в тупик, ждет возвращение... Ник Завриев о винтажном электронном звучании и триумфальном противостоянии с цифрой.

Цикличность музыкальных тенденций - поразительная вещь. Ни один сколько-нибудь заметный тренд не исчезает бесследно, любую ветвь, зашедшую в тупик, ждет возвращение. Еще недавно, человека, в приличном обществе признавшегося в любви к группе Tangerine Dream, немедленно били, а сейчас консервативные немецкие электронщики нежданно-негаданно оказались властителями умов. Современная электроника если на что-то из семидесятых и ориентировалась, то уж никак не на первых "синтезаторных волшебников" вроде TD или Клауса Шульца (Klaus Schulze). Да, в семидесятые были еще и Kraftwerk, но в отличие от других немецких первопроходцев, у Ральфа (Ralf Hutter) и Флориана (Florian Schneider) в голове был фанк, который продолжал увлекать одно поколение продюсеров за другим.
Первая волна вылилась в несколько культовых пластинок (Tangerine Dream "Rubycon", "Phaedra", Klaus Schulze "Timewind" и относящийся сюда с некой натяжкой саундтрек грека Вангелиса (Vangelis) к "Бегущему по лезвию бритвы"), но как-то незаметно сошла на нет.
Всплеск возврата к этой истории случился в начале девяностых, когда эмбиент потихоньку начал развиваться своей дорогой, отойдя от заветов Брайана Ино (Brian Eno), и постепенно оброс четкой структурой и даже мелодикой. Тут можно вспомнить и Global Communication, и Irresistible Force и чуть ли не весь лейбл FAX, и даже Banco De Gaia - все они любили подолгу крутить бесконечные синтезаторные арпеджио, накручивая эту паутину на медленные пассажи аналоговых струнных. Тут надо добавить, что вся эта музыкальная история совершенно неотделима от культа "винтажных" синтезаторов - не обставив спальню "мугами", "профетами", "арпами" и прочим антиквариатом, в последователи электронного классицизма можно даже не соваться.

Самым плодовитым для любителей "электронных психоделических сказок" стал 94-й, а потом тенденция стала потихоньку угасать, и долгие десять лет музыкальное развитие шло в диаметрально противоположном направлении. Жирный аналоговый звук сменялся суховатой "цифрой", а витиеватому максимализму, нагруженному деталями приходил на смену минимал. Дело дошло до того, что мэтры вроде Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel André Jarre) гордо заявляли что позабросили свои громоздкие машины, купили ноутбуки и теперь в их жизни наступила новая эра. На качестве звука все это сказалось далеко не лучшим образом - "программные" синтезаторы звучат чисто, но совершенно выхолощено - ни тепла, ни жира, ни пространства. Чтобы почувствовать разницу, сравните два альбома, идущих в жарровской дискографии один за другим - "Oxygene 7-13" и "Metamorphoses". Очень хорошо слышна эта разница в подходе и на поп-пластинках - с одной стороны у нас есть теплые и пространственные Depeche Mode "Ultra" и Madonna "Ray of Light", с другой - нарочито высушенные и цифровые "Exciter" и "Music" тех же артистов.
В общем, когда казалось, что от компьютеров нет никакого спасенья, помощь пришла оттуда, где ее совсем не ждали. Немец Энтони Ротер (Anthony Rother) выпустил удивительный альбом "Art Is A Technolohy". Ротер, надо сказать, совсем не из тех, кто идtт поперек "актуальных тенденций" - он водит дружбу с DJ Hell, Эриком Морилло (Erick Morillo) и вообще слывет конъюнктурщиком. Пластинка не снискала решительно никаких лавров в коммерческом плане (что, впрочем, и так крайне редко случается с эмбиент-альбомами), но в музыкальной среде получила некоторый резонанс. Ротер записал диск, насквозь пропитанный влиянием Tangerine Dream и электронных саундтреков к horror movies семидесятых. Бесконечные синтезаторные арпеджио, тревожные басовые линии и романтические соло в духе "космос зовет" - в общем, ретро-футуризм во всей его первозданной красоте.
Подкрепление подоспело из подполья - давний любитель "докомпьютерной электроники" Danny "Legowent" Wolfers открыл собственный лейбл Strange Life Records, где выпускал лимитированные издания дисков с той самой, "vintage-style" электроникой под семидесятые. Вдобавок к лейблу, Дэнни открыл на интернет-радиостанции cbs.nu собственную программу, героями которой были все те же Джон Карпентер (John Carpenter), Tangerine Dream, Эдуард Артемьев и прочие "корневые" электронщики. Добавьте к этому съемку для видеожурнала Slices, где Вольферс рассказывал о своей коллекции синтезаторов, называя их собственными именами, и у нас перед глазами новый культ.

Поначалу "Лега" неспешно искал себя, выпуская под разными именами диски, подающие надежды, но не шедевральные. Однако в 2007-м, наконец, раскрылся - Smackos "Computer Day" и Phalangius "The Cambridge Library Murders" можно смело демонстрировать всем, кто продолжает утверждать, что "электроника закончилась году в семьдесят седьмом". Это даже не эмбиент, а "электронная музыка" в ее первозданном смысле - та, какой ее видели те же Шульц, Эдгар Фрозе (Edgar Froeze)и молодой Артемьев. Эти пластинки вполне вписались бы в дискографию Tangerine Dream где-нибудь перед "Рубиконом". Волферс, что называется, верен духу и букве - мало того, что играет на древнем "железе", так еще и пишется зачастую на пленки, совершенно не стесняясь ни шума, ни легкой "ватности" звучания.
В общем, даже при том, что Волферс - немножко фрик, ярлычок "No computers, no MIDI" к середине 2007-го стал для электронной пластинки знаком качества, а влияние семидесятых стало появляться у совсем уж неожиданных людей. FSOL, которые, казалось, растут корнями из совершенно иной традиции, неожиданно выдали серию "танжериновских" пассажей на альбоме "Environments", который, пусть и старый, а официально вышел только в 2007-м. Даже сама структура пластинки (два трека по 25 минут) выглядит ужасным семидесятничеством. "Танцы в стиле винтаж" пропагандирует молодой лейбл Aube - их второй релиз (Roland Sebastian Faber "A Hommage An Die Jugend Europas") отдает Жарром в его лучшие годы, а на третьем (Starcluster "Starcluster EP") поет сам Марк Алмонд (Mark Almond). Поет, разумеется, под диско-аранжировки, ничем не уступающие молодым Soft Cell.

Но все это цветочки - в ретрограды публично записался сам Алан УАйлдер (Alan Wilder) из Recoil. При записи нового альбома "Subhuman" Уайлдер решил полностью воссоздать техническую цепочку сорокалетней давности - антикварные микрофоны, запись на пленку и так далее. Однако самый интересный момент этой пластинки (заключительные три минуты трека "Allelujah") при ближайшем рассмотрении оказывается: сэмплом из Tangerine Dream!
Жан-Мишель Жарр, еще недавно восхищавшийся ноутбуком, реанимирует свою старую студию и, подключив к делу трех сессионных музыкантов, записывает живое исполнение альбома "Oxygene" тридцатилетней давности. DVD под названием "Oxygene Live in Your Living-Room" - праздник души и именины сердца для тех, кто не равнодушен к старой "машинерии" - в прелюдии Жарр ходит по студии и с горящими глазами вдохновенно рассказывает про каждый синтезатор - точь-в-точь как Леговельт 2 года назад.

В общем, для полноты картины, электронике осталось дождаться своей Вашти Буньян (Vashti Bunyan), т.е. артиста, чей альбом пролежал бы на полке тридцать с хвостиком лет, после чего был триумфально издан в двадцать первом веке. Пока флаг возвращенцев-триумфаторов с честью несет французский диско-дуэт Black Devil Disco Club - их альбом 78-го года был переиздан Ричардом Джеймсом (Richard James) он же Aphex Twin на его Rephlex Records, после чего старцы стерли пыль с синтезаторов, записали новых песен и даже отправились в тур - летом они лихо зажигали перед многотысячным танцполом фестиваля "Sonar". И, надо сказать, звучит их новый материал на редкость убедительно.
Единственные, кого весь этот ревайвал пока не затронул - сами Tangerine Dream. Но: вдруг все-таки случится чудо и мы вдруг получим новый "Рубинон" или "Фэдру"?

31.01.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Цифровая музыка - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить