Музыкальная карьера  Как становятся кумирами. Не все то золото, что блестит.

Продюсер создает божков, которым потом будут поклоняться люди. На какие ухищрения он для этого идет, мы уже разобрались. Остается только покрасить и отполировать нашего истукана - и он готов к отправлению культа. В предыдущих статьях цикла о карьере музыканта мы рассказывали о секретах превращения "обычного" исполнителя в "звезду". Поговорим о последних штрихах в подготовке музыкального проекта...

В предыдущих статьях мы говорили о секретах превращения "обычного" исполнителя в "звезду". По словам российского продюсера Леонида Бурлакова, продюсер "создает божков, которым потом будут поклоняться люди". На какие ухищрения он для этого идет, мы уже разобрались. Остается только покрасить и отполировать нашего истукана - и он готов к отправлению культа. Итак, на этот раз речь пойдет о последних штрихах в подготовке музыкального проекта. Отчасти эта тема уже не раз поднималась Звуками в предыдущих публикациях, но будет полезно посмотреть на происходящее с позиции рекламистов и психологов.

Выбор названия
Название - это первое, что проект сообщает о себе, трансляция сути его концепции. Значение правильного выбора названия музыкального проекта или псевдонима артиста нельзя переоценить. Название является одним из основных элементов позиционирования и, если оно обладает подходящей смысловой нагрузкой и эмоциональной окраской, то помогает проложить путь к сердцу слушателя.
В названии могут содержаться следующие послания:

  • стиль музыки (Metallica, Лада Дэнс)
  • состав коллектива (US 5, Take Six, "Чай вдвоем")
  • имидж группы (Pussycat Dolls, Panic! At the disco, Army of Lovers )
  • аудитория-адресат (Beatfreakz, Cafe del Mar, Apocalyptica)
    Название может быть аллегорией или символом и создавать особую образную атмосферу, вызывая конкретные ассоциации у сколько-нибудь образованного слушателя: Мумий Тролль, Moloko, Enigma.

    Пока человек не научился общаться с помощью слов, он получал информацию из звуков, и на уровне подсознания делает это до сих пор. Каждый звук несет определенные психологические характеристики, чем с подачи авторов теории НЛП, Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, часто пользуются хитроумные рекламисты. Не углубляясь в детали, можно сказать, что шипящие и закрытые гласные (п, щ, с..-) вызывают чувство беспокойства, сонорные (н, м, л..-) - успокаивают, открытые звуки (а, у, о..-) - связаны с получением удовольствия. Эти свойства разных звуков следует учитывать при выборе названия проекта.
    Например, в словах "кровь", "гроб", "гром", "мрак", "мразь", "раб", "рана", "рыдание" акцент сделан на звуке "р", который вызывает тревожность и беспокойство. Если назвать музыкальную группу, скажем, "Громкоговоритель", то, вряд ли подобное слово будет вызывать положительную реакцию у слушателя. Точно так же отдельные сочетания фонем или целые языки воспринимаются как "благозвучные" или "неблагозвучные".

    Визуальное представление
    В бизнесе успех новой торговой марки или продукта в большой степени зависит от того, как потребитель воспринимает их на уровне чувств, особенно зрительно. Поэтому каждый успешный бренд имеет хорошо запоминающийся, уникальный фирменный стиль. Индустрия развлечений не является в этом случае исключением.
    Фирменный стиль включает в себя логотип (например, написание с восклицательным знаком названий мюзикла "Mamma Mia!" или группы '!!!'), использование уникальных шрифтов, символику (Jamiroman группы Jamiroquai), графику, цветовые решения. Все эти элементы можно использовать в оформлении сайтов и вкладышей альбомов, мерчендайзинговой продукции музыкальных исполнителей, в сценографии шоу. С этой точки зрения, популярные бродвейские мюзиклы, например, являются полноценными брендами.
    Все компоненты фирменного стиля должны соответствовать концепции позиционирования проекта и производить необходимое впечатление, учитывая стереотипы аудитории. Неотъемлемой частью образа группы KISS, к примеру, был сложный сценический грим вкупе с театрализованным шоу.
    Если говорить о цветовых решениях оформления проекта, то логично ожидать, что обложка альбома группы, исполняющей готику, будет выполнена в темных оттенках с использованием мифологической символики, "опознавательным знаком" исполнителя эмо будет сочетание черного и розового цветов.
    Дополняя имидж музыканта, грамотное визуальное представление проекта позволит аудитории отличить "своего" артиста, с которым она сможет идентифицироваться, а также точнее передать основной месседж.
    Помимо шаблонной гаммы, характерной для определенной субкультуры, стоит учитывать и особенности эмоционального восприятия определенных цветовых сочетаний. Ощущения, возникающие от разных сочетаний цвета, могут вызывать разные чувства - раздражение, радость, грусть - и восприниматься как агрессивные, дорогие, дешевые, что часто используется в рекламе. В шоу-бизнесе, который "продает" ощущения, подобные детали могут быть определяющими при продвижении проектов. С помощью цветокоррекции можно создать образ исполнителя, вызывающий желаемую реакцию аудитории, в соответствии с его имиджем и общим позиционированием.
    Фирменный стиль, таким образом, играет роль визитной карточки, по которой слушатели, в том числе потенциальные, будут отличать артиста от его конкурентов. К примеру, группу The White Stripes сложно перепутать с другой командой. В оформлении ее пластинок всегда используется только три цвета: красный, белый и чёрный. Красно-белыми полосами раскрашена и барабанная установка Мэг Уайт (Meg White) .
    Фирменный стиль неразрывно связан с имиджем, и если музыканты играют практически идентичную музыку, борьба за аудиторию будет вестись не столько с помощью творчества, сколько благодаря привлекательным и запоминающимся образам.

    Эффект ореола
    Еще один способ воздействия на восприятие - эффект ореола. Суть этого метода сводится к использованию предметов и образов, обладающих сильным аттрактивным воздействием, которые притягивают внимание и к самому рекламируемому объекту. Если контекст, в рамках которого появляется, например, исполнитель, привлекает аудиторию, то сам исполнитель будет ассоциироваться с этим контекстом и вызывать сходные эмоции .
    Самый простой способ произвести такой эффект - использовать известных личностей рядом с продвигаемым артистом, что часто делается на старте проекта. Возможные варианты:

  • дуэт (Pussy Cat Dolls feat. Snoop Dog, Авраам Руссо и Кристина Орбакайте);
  • родственные отношения (Стас Пьеха - Илона Броневицкая - Эдита Пьеха);
  • участие в клипах (Скарлет Йохансон в клипе Джастина Тимберлейка (Justin Timberlake) );
  • высокие оценки творчества в профессиональной среде (например, рецензия Артемия Троицкого);
  • участие известных сессионных музыкантов в записи альбома.

    К эффекту ореола можно отнести и создание особой вымышленной атмосферы вокруг проекта. В частности, в случае Глюкозы это были "виртуальный" мир в клипах, в оформлении дисков и сайта артистки, "подмена" исполнительницы мультяшной девочкой. Ярким примером того, как удачные креативные решения приобретают самостоятельную ценность и способствуют успеху исполнителя, является Гвен Стефании (Gwen Stefani). Ее танцовщицы Harajuku Girls пользуются огромной популярностью наравне с самой Гвен, и уже воспринимаются неотъемлемой частью ее сольного проекта.
    Эффект ореола можно использовать в клипмейкерстве, позиционируя группу как уличную, или исполнительницу - как шикарную диву. Именно поэтому отечественные клипы начинающих артистов часто похожи, как две капли воды, и сняты в одинаковых "дорогих" интерьерах, чтобы зрителю сразу стало понятно, что перед ним "звезда". По сходным причинам в музыкальных видео широко используются также эротические мотивы и красивые ландшафты. Рэп- и хип-хоп исполнители, например, практически всегда одеты в меха и бриллианты, а важной деталью фона в их клипах становятся дорогие машины и красотки в бикини. При просмотре зритель может идентифицироваться с музыкантом и чувствовать себя причастным к происходящему, желая пережить подобные ощущения в действительности.

    Контекст отдельных телепрограмм и печатных изданий, в которых появляется информация об артисте, тоже влияет на его имидж и побуждает потенциальную аудиторию реагировать на него определенным образом. В таком случае эффект ореола производят имидж и репутация самого издания или телепередачи. Появление интервью или рецензии на альбом в журнале "Афиша" будет говорить о проекте как определенном культурном явлении, а съемка апартаментов или гардероба в журнале "Семь дней" - подтверждать статус народной звезды.
    Эффект ореола может создаваться и "за кадром" - за артистом будет тянуться шлейф светской хроники, сведений об отношениях с другими известными персонами, об участии в выставках и презентациях, благотворительности, о творческих экспериментах.

    Фрейминг
    Все эти действия формируют ассоциативное восприятие артиста публикой. Контексты, в которых он появляется, вместе с самоидентификацией слушателя влияют на последующие воспоминания об исполнителе. Все, что мы "знаем" и "думаем", является результатом совместного действия и памяти, и воображения. С помощью грамотно построенной коммуникации можно влиять на представления о людях или явлениях. Один из способов построения такой коммуникации - фрейминг.
    Суть этого метода заключается в создании желательной интерпретации фактов и исключения аспектов, которые будут способствовать противоположному или альтернативному видению вопроса. С помощью фрейминга можно влиять на человеческие ожидания, которые в свою очередь повлияют на реальные будущие переживания и воспоминания об этих чувствах. Подобный прием используется в рекламе "уникальных феерических шоу", "захватывающих блокбастеров, которые в первый день показа побили рекорды по сборам", продвижении "восходящих звезд" и "новой надежды рок-музыки, по словам известного критика".
    Фрейминг позволяет представить объект в выгодном свете, делая его более заметным и привлекательным в глазах аудитории. В результате навязанной высокой оценки зритель или слушатель получает от творчества артиста более благоприятные впечатления, чем он мог бы получить в ином случае. Специально разрабатываемая реклама может привести к возникновению "ложных воспоминаний", о чем свидетельствуют эксперименты рекламистов, в результате которых их участники приписывали тестируемым продуктам несуществующие качества.
    Технология обратного фрейминга заключается в предоставлении информации, которая побуждает сознательно переоценить свой прежний опыт, грубо говоря, заставить человека поверить, что черное - это белое и наоборот. Подобным образом можно убедить часть аудитории, что творчество группы HIM является романтичным, а клипы Бьорк (Bjork) несут зашифрованные послания для избранных.

    Какой бы прекрасной ни была музыка, которую исполняет артист, часто одних только хороших песен недостаточно, чтобы обратить на себя внимание. Если музыкальный проект имеет яркое комплексное оформление и может воздействовать эффективно не только на слух, но и на другие чувства слушателей, у него больше шансов привлечь и удержать аудиторию.

  • 10.01.2008, Анастасия ЛИСТОПАДОВА (ЗВУКИ РУ)

    Вставить эту статью в блог:
    • Написано неплохо, хоть и достаточно обыденно.
      Написал(a): Vladek, 10/01/2008 19:19
    Музыкальная карьера - свежие публикации:
    • Анализ - Слушать на... , 24.03.2016
      Решили продавать музыку на цифровых платформах? Прочитайте сперва наши советы »»
    • Для профи - Вам и не снилось , 08.06.2015
      Converse Rubber Tracks открывает музыкантам двери легендарных звукозаписывающих студий по всему миру! »»
    • Рейтинг - Молодая гвардия , 01.12.2014
      BBC опубликовала список самых перспективных артистов 2015: в лонг-листе оказался протеже Канье Уэста - Raury и хаус-музыкант Shamir »»
    Звуки.ру - новости партнёров:

    Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

    Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

    Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

    Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

    Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

    Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

    Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

    У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

    Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

    50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

    10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

    Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

    Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

    Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

    Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

    Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

    Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

    Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

    Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

    Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

    R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

    "Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

    "Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

    "Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

    "Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

    Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

    "Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

    Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

    Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

    10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

    Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

    Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

    OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

    Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

    10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

    Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

    Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

    20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

    21:00 – Клуб Volta – BILLY'S BAND BILLY'S BAND »»

    Хроника19/08

    1967 – Сингл The Beatles "All You Need is Love" выходит в США на первое место, но через неделю отступает на второе  »»

    1973 – Спустя 10 лет существования закрывается старейшая пиратская радиостанция — голландская Pirate World Music Radio  »»

    1993 – Знакомство Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. День рождения «Ночных Снайперов»  »»

    Manzie JOHNSON

    Eddie DURHAM

    Al MORGAN

    Spud MURPHY

    Jimmy ROWLES

    Ginger BAKER (1939)

    Johnny NASH (1940)

    Ian GILLAN (1945)

    John DEACON (1951)

    NATE DOGG (1969)

    Свежая реплика

    Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

    Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

    Перемен

    Пачка сигарет

    Звезда по имени Солнце

    Последний герой

    Следи за собой

    Закрой за мной дверь

    отправить