ЗВУКИ РУ  Письмо главного редактора: ирония судьбы

Когда мы составляли итоги года, самой большой проблемой для редакции стало отсутствие кандидата на звание "Печаль года". Знаете, что все это значит? Что у нас в кои-то веки все хорошо.Хватит ныть!

Когда мы составляли итоги года, самой большой проблемой для редакции стало отсутствие кандидата на звание "Печаль года". В конце концов мы вручили эту номинацию инвесторам журнала Play - не потому, что нам так его не хватает, а исключительно из уважения к былым заслугам коллег.
Знаете, что все это значит?
Что у нас в кои-то веки все хорошо.
Хватит ныть!

В этом году столичные клубы расстарались и совпали с мировыми гастрольными графиками звезд категорий А и В. Мы увидели всех - начиная от Beyonce, Шинейд О'Коннор и Лили Аллен до The Good, The bad & The Queen, !!! и Schpongle. Для меня, искушенного музыкального туриста, стало неочевидным преимущество европейских фестивалей перед московскими концертами: программа та же, разве что уровень комфорта выше.
Впервые у нас выпускается столько музыки, что банально нет времени на то, чтобы ее отслушать. Впервые молодые российские музыканты дебютируют с пластинками, за которые не испытываешь мучительного стыда.
Меж тем, достаточно открыть любой музыкальный блог, любое издание, чья концепция далека от консьюмерского толка - и пожалуйста: со всех страниц раздается дружный стон о гибели Великой Культуры.
Но, в самом деле, что же у нас с таким грохотом гибнет? И как это сказывается на нас, бедных меломанах?

Падают продажи CD? Ничего удивительного - это следствие стремительной мутации музыкальной индустрии. Лейблы судорожно бросаются повышать цены на жесткие носители, а музыканты забивают на контракты и выкладывают свою музыку на MySpace. Все громкие успехи года связаны с экспериментами независимых музыкантов в области дистрибуции за спиной лейблов: Radiohead и Земфира указали прочим красивый вектор, который слушатели ошибочно приняли за лозунг "долой лейблы!". Только при этом забыли, что у обоих героев за плечами - много лет, проведенных в жесткой ротации.
Закрываются "культурные" СМИ? Да, жизнь их была недолгой. Но скажите честно: кто из вас запоем слушал радио "Мелодия"? Кому в жизни не будет хватать прекраснодушной радиостанции "Культура"? Кто читал восхитительный в своей "самости" журнал "Play" и знает, как он выглядит? Нам уже давно есть, что слушать и читать, помимо оффлайновых СМИ. Более того: многие из нас просто не помнят, что музыкальная культура в России - нонконформистская в основе своей. Мы всегда слушали музыку не благодаря, а вопреки. У многих нет дома телевизора, радио мы включаем преимущественно для того, чтобы узнать о пробках, а всю музыку попросту скачиваем - кто бесплатно, кто за деньги. Похоже, музыкальным оффлайновым СМИ в России уготована довольно скучная судьба: родившись каких-то 10 лет назад, сегодня они уходят с рынка или мигрируют в серо-буро-малиновый сектор под названием "развлекательные СМИ". Им активно помогают промоутеры, которые всегда заинтересованы в том, чтобы издание написало анонс события, и никогда - чтобы потом в нем появился репортаж с него.

Но, разумеется, интернетчиков хлебом не корми - дай пострадать: мол, сейчас наступит 1 января, войдет в силу новый ГК, нас всех засудят и посадят. Но кто заставлял вас, guys, нарушать законы? Кто внушил вам, что правила, по которым музыка попадает на ваш жесткий диск, устанавливает кто-то кроме ее авторов? Сейчас, когда в запущенной нами год назад системе Soundkey есть все сколько-нибудь интересные лейблы и музыканты, мы видим, что у "злобных монстров шоу-бизнеса" есть готовность делиться с вами музыкой за разумные, в общем-то, деньги. Но скачивать из p2p и ждать, пока за тобой придут, разумеется, народу интереснее. Это такая разновидность экстрима, адреналин в кровь, понимаю.

В этом году у нас нет для вас плохих новостей. Будем надеяться, их не будет и в следующем. Поэтому часть рождественского выпуска мы посвятили фейкам - новостям, которые выглядят "как настоящие", таковыми не являясь. Надо же дать вам повод для законного нытья!
А тем временем в моих колонках звучит новый диск группы N.O.H.A, открывающийся веселым призывом:
Go out and make it - and do not fake it
It's up to you - dive in your life!
Go your own way, forget the old days,
It's up to you - dive in your life!

Если вам не хватает хороших историй из мира музыки - создавайте их сами. Пишите, творите, записывайте, размещайте все это в сети.
С Новым годом! Хорошей вам музыки!

29.12.2007, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)