СБОРНИК  Novomesto

Артисты двадцатого века были падки на манифесты. Каждое новое веяние в искусстве требовало, кроме эстетической основы, ещё и философского обоснования. Теперь манифестами никого не удивишь. Они всё...

Артисты двадцатого века были падки на манифесты. Каждое новое веяние в искусстве требовало, кроме эстетической основы, ещё и философского обоснования. Теперь манифестами никого не удивишь. Они всё больше становятся похожими на талантливо составленные пресс-релизы. Как, например, в случае с электронным проектом Novomesto. Внутри картонной коробки можно найти как раз такой манифест, похожий на пресс-релиз, или пресс-релиз, похожий на манифест. Претенциозное начало: "Неевклидова геометрия давно не интересует никого, кроме Евклида. Пространства и времени уже нет. Вокруг тебя Город, он тебе и пространство, и время, и геометрия". И т.д. Ознакомившись с таким многообещающим предисловием, от пластинки ожидаешь ну, как минимум экспериментов в духе Стива Райха (Steve Reich) или Зорна (John Zorn) или, на крайний случай какого-нибудь Шульца (Klaus Schulze). И что же? Зарядив диск, с ужасом обнаруживаешь, что он содержит исключительно музыкальное сопровождение для каких-то 8-битовых игр в духе Mario. Примитивный синтезатор, разбавленный настолько бедными сэмплами, что не хочется думать, что это современная работа. Композиция всех произведений (об аранжировке можно вообще не говорить) настолько откровенно линейна, что местами задумываешься: а работали ли вообще эти композиторы над своими вещами?
"Концепция" альбома, таким образом, сводится к тому, что треки здесь иллюстрируют тот или иной уровень в компьютерной игре. Названия треков связаны с музыкой так же, как вообще весь альбом - с реальным городом (а ведь это обещано в релиз-манифесте). Реалистическую, модернистскую, постмодернистскую, экспрессионистскую, да и вообще какую бы то ни было образность здесь вы не найдёте. Если это не вы написали альбом, конечно. Поэтому, остаётся только предполагать, что за этим диском выйдет какая-то компьютерная игра, в которой будут уровни, куда уместятся и "Кони Карла и Фридриха", и "Юкос устоит", "Три триллера" и много чего ещё. Всё это, конечно, замечательные и остроумные названия, но, к сожалению, они не имеют никакого значения. Пока это скучная музыка для дешёвых кофеен. Как советуют "Снегири" - лейбл, на котором было издано Novomesto, - альбом надо слушать только за рулём машины. В свою очередь, хочется посоветовать ни в коем случае этого не делать: заснёте.

29.12.2007, Стас ЕФРОСИНИН (ЗВУКИ РУ)