ЗВУКИ РУ  Цифровая музыка: мы наступаем!

Буквально на наших глазах происходит революция, от масштабов которой дух захватывает. Музыкальная индустрия vs Интернет - до сих пор неизвестно, кто выиграет в поединке... Наш обозреватель Гаврила Сеткин анализирует самые интересные и перспективные достижения в области цифровой музыки и делает осторожные прогнозы на будущее.

Ребята, вы даже не представляете, в каком интересном мире и в какое интересное время мы оказались. Буквально на наших глазах происходит революция, от масштабов которой дух захватывает. Музыкальная индустрия vs Интернет - сейчас это противостояние может перерасти как в мировую войну с полным отказом от копирайта, так и в тотальный лицензионный концлагерь. И до сих пор неизвестно, кто выиграет в поединке...

Для того чтобы трезво оценивать рынок цифровой музыки в 2007 году, необходимо понять, как он складывался в течение последних 10 лет. Все эти годы мировая музыкальная индустрия совершенствовала свои умения в области защиты, аккумулирования и перераспределения прав на произведения, однако мало занималась собственно дистрибуцией контента. Отношение шоу-бизнеса к Интернету можно было охарактеризовать, скорее, как агрессивно-конформистское. Лейблы и музыканты не стремились вкладывать средства в этот сектор, в результате чего инициатива по продаже принадлежащих им по закону произведений долгое время принадлежала исключительно пиратским сайтам. В течение нескольких лет мировые музыкальные гиганты и их представители - ассоциации - наблюдали падение продаж, после чего потратили еще уйму усилий и средств на создание нескольких разновидностей DRM (защиты от копирования), судебные преследования пользователей и малоубедительные альянсы с различными "непрофильными" дистрибуторами.

Необходимо отметить, что и сейчас, спустя 10 лет, согласованной политики в области лицензирования и сотрудничества с Интернет-продавцами так и не найдено: EMI/Virgin отдает контент в iTunes без DRM, Sony BMG лицензирует контент для локальных дистрибуторов с DRM, а компания Universal, явно не представляя, что делать с накопленным массивом музыки, просто отдала ее бесплатно на год пользователям Nokia. Разработок в этой области музыкальные компании практически не ведут. Основные усилия правообладатели и связанные с ними организации бросили на запретительные меры: суды, преследования нарушителей, а также профессиональный юридический рэкет. Интересно, что именно внесудебное урегулирование нарушений становится для некоторых правообладателей и их представителей существенной статьей дохода.

Но Интернет, обладающий существенным технологическим опытом, по-прежнему активно предлагает решение проблемы, минуя аппетиты лейблов. 2007 год стал годом расцвета массовых Интернет-сервисов, направленных на дистрибуцию и популяризацию музыки. Счастье заключается в том, что Интернет стирает границы, и эти сервисы стали доступны русскому меломану.

  • MySpace и музыклаьные блоги дали всем музыкантам возможность публиковать свою музыку без всяких ограничений, создавая под свои проекты мини-страницы, обладающие всем функционалом, необходимым творцу, который пожелал познакомить мир со своей музыкой.
  • Last FM - онлайн-радиостанция, позволяющая пользователю настраивать музыку по своему выбору, легко находить новые имена и новых исполнителей в безбрежном океане звука. Недавно Last.Fm стал лучшим музыкальным сообществом в рамках ежегодного конкурса BT Digital Music Awards, и это - заслуженно!
  • YouTube, хостинг для видеофайлов, с успехом продрался сквозь сотни исков о нарушении прав, и ныне принадлежит поисковику Google. Его конкурентное преимущество, ставшее стандартом, - удбная строка кода под каждым окном плеера, позволившая всякому желающему добавить в свой блог или сайт видеоконтент за два клика.
  • Pandora - поисковик, умеющий производить сложный ассоциативный поиск по индексированной базе аудиофайлов. Создает рекомендательные серисы и плей-листы. Любите определенного рода музыку, но не знаете, что еще можно послушать похожего - вам сюда;
  • Jamendo - менее раскрученный, но чуть более удобный аналог Last.Fm, позволяющий также создавать новые поточные станции в сосбственном дизайне. У Jamendo есть еще одно достоинство - он умеет вставлять flash-код в блоги, как YouTube.

    И, конечно, достойны всяческих похвал инициативы музыкантов: сюжетом года стала акция по выходу в свет нового альбома Radiohead, который вообще отказался от услуг компании грамзаписи и сорвал на этом банк.

    В последнее время компании грамзаписи, понявшие, что от них валом уходят клиенты, перестали огульно обвинять весь Интернет в пособничестве пиратам и начали пробуждаться от спячки. Правда, особых технологических открытий они нам не преподнесли - не считать же таковым попеременное сотрудничество разнообразных компаний с iTunes!
    Тем временем локальные дистрибуторы, чей опыт легальных продаж насчитывает чуть более года, просто не располагают достаточным лицензионным каталогом для цифровой дистрибуции, поскольку музыканты и лейблы практически ничего не предпринимают в этом направлении - они просто не располагают для этого никаким техническими возможностями.
    В итоге, накануне вступления в силу поправок к 4й части ГК и изменений в Законе об авторском праве и смежных правах, которые должны способствовать цифровой торговле, онлайн-дистрибуция в России по-прежнему беспомощна и уязвима - как в технологическом, так и в правовом отношении.

    Ничего удивительного в том, что когда в прошлом году при участии Звуков была открыта система Soundkey, которая ориентирована на прямую и прозрачную продажу музыки музыкантами, нас сразу начали спрашивать, какой западной компании принадлежит эта разработка, и долго не верили, что идея принадлежала Соня Соколовой, а софт для нее написали несколько русских программистов. Подобных решений до сих пор нет не только в России, но и в мире...

    Иногда я думаю: конечно, это интересно - открывать совершенно новые рынки. Но музыкальная индустрия ест себя сама. Ей даже не приходится помогать.
    Немногие музыкальные сайты Рунета переживут грядущий год без потерь. Некоторым владельцам музыкальных ресурсов придется защищаться от обвинений в пиратстве уже не в гражданском, а в уголовном суде. Однако процесс стремительной смены формата и переоценки ценностей уже не остановить.

    Остается лишь надеяться на взаимное желание сторон зарабатывать деньги. Много денег. Мы-то с вами все равно в проигрыше: идея "свободной музыки", как показывает практика, все равно сводится к "историям успеха" о том, как какой-то Большой Лейбл нашел на MySpace Маленькую Независимую Группу и подписал с ней Миллионный Контракт...

  • 29.12.2007, Гавриил СЕТКИН (ЗВУКИ РУ)