Вольфганг Амадей МОЦАРТ  Головокружение от успехов

При большом стечении народа в Национальном театре Праги состоялась премьера "Дон Жуана" - новой оперы Вольфганга Амадея Моцарта

Внимание! Эта новость - новогодний фейк!

Вчера, 29 октября, при большом стечении народа в Национальном театре Праги состоялась премьера "Дон Жуана" - новой оперы ставшего уже культовым, но остающегося молодым композитора - Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart). Стабильность - признак мастерства, и публика могла быть уверена, что его 19 опера будет, как минимум, не хуже предыдущих. Хотя трудно предположить, что Моцарту удастся сразу же после "Женитьбы Фигаро", премьера которой состоялась всего лишь в прошлом году, создать что-то сравнимое с этим шедевром. По логике событий ему следовало бы взять тайм-аут, чтобы накопить новых идей. Однако не таков Моцарт, ему и две оперы в год выпустить не кажется чрезмерным.

Выбор сюжета не отличается оригинальностью - кто только не использовал образ повесы Дон Жуана, скоро одно упоминание его имени станет дурным тоном. Но вот трактовка этого сюжета необычна - сделать из поучительной истории о наказании ловеласа комическую оперу шаг смелый и коммерчески оправданный. Публика гораздо охотнее пойдет за легковесным развлечением, чем за обличением греха.

В целом новая опера получилась блестящей, но блеск это поверхностен. Чего стоит один только факт, что популярный композитор просто-напросто забыл написать к опере увертюру! И сваял ее за ночь перед премьерой после напоминания друзей. О каком качестве продукта может идти речь при таком подходе к работе? Причем из общей стилистики эта скороспелая увертюра не выбивается, что заставляет задуматься о том, как вообще писалась эта опера? И зачем, зачем необходимо было вводить тромбоны в сцене появления статуи? Неужели господину Моцарту не хватает того набора инструментов, который устраивает всех остальных? Так можно дойти и до того, что начнут изобретать новые инструменты. Между тем признак таланта - в умении максимально использовать имеющиеся средства, а не в поисках легких путей и дешевых спецэффектов.

Конечно, опера не лишена изящества и содержит несколько запоминающихся арий. Но все же создается впечатление, что молодой композитор стал слишком уверен в себе. Не хотелось бы, что его редкий дар был растрачен на сиюминутные поделки. Возможно, ему следует взять паузу года в три или попытаться переключиться на более серьезную музыку.

28.12.2007, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Вольфганг Амадей МОЦАРТ