ЗВУКИ РУ  2008: Руководство по спасению мира в високосный год

Кто предупрежден - тот вооружен. Дмитрий Бебенин размышляет о том, от каких напастей нам с вами предстоит спасать мир в грядущем году. Только не пугайтесь грандиозности задач. Вы же сидите сейчас за компьютером, верно? Ну так представьте, что перед вами - вводная игрушки типа квест. А пройти его нам поможет специалист по Апокалипсису - Alice Cooper. Итак...

Наступает 2008 год - время сюрпризов, чудес и великих потрясений. В високосный год может случиться всякое. Понятное дело, что природе-матушке от наших заморочек с цифрами не жарко и не холодно. Зато основы человеческого общества в високосные годы порой содрогаются до основания. Спящее лихо просыпается, и все накопившиеся к этому моменту заморочки грозят погрести нас под своей массой. Что остается делать в такие дни? Правильно - закатывать рукава и спасать мир. Но после подобных потрясений мир наш становится чуточку лучше. Так что дело того стоит. Кто предупрежден - тот вооружен. Осталось лишь поразмышлять о том, от каких напастей нам с вами предстоит спасать мир в грядущем году. Только не пугайтесь грандиозности задач. Вы же сидите сейчас за компьютером, верно? Ну так представьте, что перед вами - вводная игрушки типа квест. А пройти его нам поможет добрый дядюшка Alice Cooper. Итак...

Нас очень долго пугали застоем и деструктивными процессами в шоу-бизнесе. Осознайте простой факт: эти процессы уже зашли слишком далеко. Точка невозвращения пройдена. Шоу-бизнес почти умер. Разумеется, такая махина не может в одночасье рассыпаться в прах. Где-то еще что-то рефлекторно дергается, где-то булькает. Но то, что мы принимаем за продолжение его жизнедеятельности - не более, чем копошение осиротевших паразитов в разлагающихся внутренностях. Копошение опасное - продукты распада грозят заразить весь мир чумой пострашнее многих. Так что рано победно прыгать на трупе монстра - разберемся, как это произошло, и что теперь делать.
Что убивает на корню демократию и свободу выбора? Не мировые заговоры и не свирепые диктаторы. А банальная невозможность выбрать из трех производимых сортов кофе, когда в магазин завезли лишь один. Тот, кто с претензией - идет в другой магазин. Кто попроще - пьет, что дают. А то и этого не будет. Вторые - электорат, моральное большинство, опора государственных институтов по всему миру. Сегодня их научили организованно любить "Фабрику Гнезд" - завтра они так же организованно (а главное - массово) проголосуют на выборах за тех, чей рекламный ролик красивее.

The name of the game
Is to titillate the brain
Stimulate the immorality

Alice Cooper "Sex, Death & Money"

Таким образом, наиболее выгодный случай - общество, состоящее из идиотов. Но оно выгодно здесь и сейчас, в текущий момент. Никаких перспектив для бизнеса вообще и шоу-бизнеса в частности не существует. Их законы расчитаны на неизменность внешней среды, и никто даже не допускает, что среда может начать изменяться. А она начала. Причем по вине все того же бизнеса, только другой его ипостаси.
В самом ближайшем будущем компьютерная сеть по замыслу бизнесменов от hi-tech должна войти в каждый дом, а компьютер, как класс - распространиться наряду с телевизором и радио. Вот только в обществе, состоящем из благостных дурачков, это невозможно. Проблема в том, что компьютер - не телевизор. Двух одинаковых компьютеров (если собирать их по уму), просто не должно существовать. Кнопкой "пуск", переключателем программ и гегулятором громкости здесь дело не ограничится. Компьютер - машина, с которой в сущности, нельзя работать, не понимая хотя бы общих принципов ее работы. И наладчики из сервис-центров проблем не решают. Двадцатый вызов за день. Голос в трубке: "Слыш, братан, у меня каждые две недели одна программа пропадает. Я ее ставлю, а она пропадает. Как же она называется-то... А! Вспомнил - "Виндовз"!" Верьте мне - никакая зарплата не оправдывает этот кошмар.

It was mental cruelty - i was so shocked...
Alice Cooper "Sex, Death & Money"

Можно упростить идею компьютера - но тогда от нее мало что останется. "Создайте систему, которой сможет пользоваться даже дурак - и только дурак захочет ей пользоваться". В итоге окружившая нас вторая природа вновь подстегивает наш застоявшийся разум. И вот уже моральное большинство начинает потихоньку умнеть.
А компьютер, зараза такая, как на грех, предоставляет неплохие возможности для понимания того, что происходит в мире вообще, и истинной природы того, что нам продают, как товар, в частности. Пара часов в "Home Studio" - и вот уже ты сам себе народный артист, и пишешь мотивчики хотя и тупые, но уж никак не хуже тех, что под давлением загоняются в твои уши извне. Пара часов в видеоредакторе "Vegas" - и ты уже сам себе режиссер. Теперь ты, в сущности, знаешь, как все это делается. Понимаешь, что попсари гребут деньги лишь потому, что затраты на производство их музыки прогрессирующе малы. А добрая половина телесериалов смонтирована настолько халтурно, что о попадании слов в артикуляцию актеры при озвучке уже и не задумываются. Раз так - мы начинаем развлекать себя сами. Сами пишем песни, снимаем видеоролики и выкладываем их в свободный доступ на бесплатных серверах. Интернет-радио. Диски-саморезы клубных групп на клубных концертах с отксеренными обложками по полтиннику. Большой шоу-бизнес остается где-то там, в своей задурманенной дали.

Время идет - доходы воротил падают. Сперва они лихорадочно ищут козлов отпущения среди производителей пиратской продукции, и только потом до них доходит, что потребительская среда претерпела-таки изменения, и люди получили возможность выбора. Те, кто с претензией - понимают, что открылся новый сегмент рынка, и начинают удовлетворять новые запросы. К примеру, знаменитая дизайнерская студия "Hipnosis", оформлявшая альбомы Pink Floyd, Styx и Cranberies, ныне работает над визуализацией, вшиваемой в mp3-треки и для каждого трека строго индивидуальной. А все остальные шоу-бизнесмены решают, что в таком случае потребителей следует по-простому лишить свободы выбора. Пускай жрут, что есть, и не выпендриваются. Нельзя же признаться, что твои акции падают в цене лишь по причине массового использования принципа "do it yourself". Лишь по причине того, что твоя индустрия развлечений вдруг оказалась не нужна, и былые твои клиенты теперь научились веселиться без твоей помощи.

Запись на компакт-диски в домашних условиях? Перенос wav-файла в память компьютера с CD? Противозаконно. Запретить. И не париться над тем, что на CD и DVD типа R и RW записывают не только копии бестселлеров Димы Баклана, но и песни под гитару собственного сочинения, домашние видео и фотки с цифровой камеры, которым стало тесно на жестком диске.
Остается вопрос: как запретить то, что уже выпущено в массовое употребление? Обойти все дома с обысками и конфисковать DVD-райтеры? Объявить вне закона профессиональный звуковой редактор "Sound Forge" с его крамольной опцией "extract audio from CD"?

...Любой закон, который невозможно заставить соблюдать, и который поэтому не соблюдается, ослабляет и все остальные законы...
Robert A. Heinlein "Friday"

Техника нынешней эпохи, пожалуй, впервые потребовала от массового потребителя наличия мозгов - так вот сейчас из этих самых мозгов целенаправленно вытравливается сама идея о возможности использования её "немассовым", скажем так, образом. А то начали, понимаешь, умники с любительской аппаратурой подвергать сомнению труды профессионалов...

Я с ностальгией вспоминаю совковый магнитофон "Весна-211". Массовый, недорогой, и в то же время - аналог портостудии. Два канала с возможностью раздельной записи, два прилагающихся внешних микрофона, куча входов и выходов, ручная регулировка записи и тембра... Уже в 1996 году подобной аппаратуры народу не предлагалось. Выход? Есть на наушники, и будет с вас. Вход? Нахрен он нужен, мы встроили микрофон. Переписать на другую кассету? Покупайте двухкассетную деку. Плохие частотные показатели? А нефиг переписывать лицензионные кассеты... В итоге к концу 90-х полупрофессиональная аппаратура просто исчезла. Остались лишь "балалайки" для агрессивных чайников и дорогая, как чугунный мост, техника для тех, кому нужно нечто большее.

Компьютеры пока выручают. Но вдруг их производители опомнятся? И лет через пять звуковая карта с таким же набором входов и выходов, как сейчас, просто исчезнет из продажи. А на видео-картах не останется иных входов, кроме TV-тюнера с жёстко (а не просто по умолчанию, как ныне) заданными параметрами захвата 640-480 и безальтернативным форматом wmv. Ибо простому потребителю не положено и думать о возможностях, к примеру, аудио- и видео-записи с помощью общедоступных компьютерных платформ. Зачем вам править картинку с видеокамеры, она же идеальная? Если так пойдёт дальше, не останется ни харда, ни софта, позволяющего хотя бы ретушировать собственноручно сделанные цифровые фотографии. И уж тем более записывать результат на диск. Флэшки есть, и будет с вас!
Вы когда-нибудь стояли в очереди в фотомастерской, наблюдая, как очередной агрессивный потребитель перед вами мучительно долго выковыривает из своего фотоаппарата восьмигиговую флэшку, а потом, после ожесточенного сражения с карт-ридером, начинает судорожно искать среди полутора тысяч фотографий нужные? А трояны к вам на домашний компьютер на флэшке из той же фотомастерской ни разу не приезжали? Это - пока...

Флэшки этот мир не спасут. Они, если вы не знаете, не укладываются в юридическое понятие документа, как "материального носителя с зафиксированной на нем социальной информацией для передачи оной во времени и пространстве". На CD и DVD информация реально фиксируется - а на флэшке лишь гостит. Кроме того, посчитайте сами, во сколько раз DVD-RW дешевле флэшки такого же объема. Правильно, он ведь, в отличие от нее, состоит из одной детали (коробка не в счет). А плотность записи на диске, судя по начавшейся недавно войне стандартов (HD vs Blue-Ray), теоретически можно довести до того, что нолей и единиц туда будет влезать столько же, сколько в покрытии молекул. Так что в ближайшие десять лет задачи у диска и у флэшки, как ни крути, разные.

Путем долгих обходных маневров я вытащил с "YouTube" несколько видеоклипов голландской группы Valensia. Или греческой группы Aphrodites Child. Или хотя бы французской группы The Rockets. Потом стянул с CD соответствующие им песни. Подложил их в видеоредакторе под видеоряд вместо убитых "ю-тьюбовских" моно-дорожек, а заодно подреставрировал, как мог, картинку. Я бы не занимался этой хренотенью, если бы мог купить эти видео на хорошо изданном DVD, где ремастеринг выполнен профессионалами, и на основе оригиналов, а не сотых копий. Но мне говорят - "на это нет спроса, а ты - капля в море".

They laughed in my face They said: son, you're a one-in-a-million minority
Alice Cooper "Sex, Death & Money"

Что будет завтра? Тюремный срок за прослушивании музыки, не попавшей в хит-парады? А потом - и за сочинение песен, не оправдавших надежд шоу-бизнеса?

К счастью для нас, этот вздорный жирный старик почти мертв. А если не мертв, то уж точно в маразме. И сам не знает, что ему нужно. Года три назад петроградский клуб любителей фантастики выпустил ограниченным тиражом на DVD один из мультсериалов "Cartoon Networks". Можно ли квалифицировать данную деятельность, как противоправную, если, согласно официальному заявлению представителей фирмы, коммерческих интересов для издания своих фильмов на территории РФ она не имеет?
Внимание: после того, что сделали с "Мост-Видео", у "Warner Brothers" на территории РФ тоже нет официального представителя...

Когда законы перестают соответствовать потребностям общества - может, послать ли их ко всем чертям? Или хотя бы придумать новые, более соответствующие реалиям нового века?

Мы узнаем это в будущем году. Может быть.

26.12.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)