Ариста: конец прекрасной эпохи?

Клайв Дэвис (Clive Davis), основатель и глава одной из наиболее успешных компаний грамзаписи - "Arista", - возможно, скоро вынужден будет уйти в отставку. Владелец компании, фирма BMG, в лице...

Клайв Дэвис (Clive Davis), основатель и глава одной из наиболее успешных компаний грамзаписи - "Arista", - возможно, скоро вынужден будет уйти в отставку. Владелец компании, фирма BMG, в лице директора Штрауса Зельника (Strauss Zelnick), считает, что шестидесятишестилетний Дэвис староват для выпуска поп-музыки. Его контракт с BMG истекает 30 июня 2000 года, и его предполагают заменить президентом одного из подразделений "Аристы", ее дочерней фирмы "LaFace" (издает такие рэп-группы, как "Usher" и "TLC"), Антонио Рэйдом (Antonio "L.A." Reid). Дэвису отводится роль почетного председателя, при условии, что он не будет слишком обременять себя посещениями службы. BMG собирается ввести новые правила кадровой политики и установить возраст ухода руководящих сотрудников на пенсию - 60 лет. О Клайве Дэвисе там говорят так: "Нам нравится быть рядом с Клайвом, но мы должны принимать решения в соответствии с тем, что хорошо для компании".

Основав "Аристу", Дэвис довольно быстро превратил подающую надежды фирму в предприятие, цена которого - $ 500 000 000. Артисты "Аристы" постоянно находятся в топ-чартах. Но не только коммерческие успехи и слава составляют гордость Дэвиса-директора. Особенно важно, что артистов на фирме подбирают именно по творческим, а не каким-либо иным критериям.

Когда в 1998 году на страницах журнала "Musician" разгорелась битва между музыкантами, стремящимися донести свое творчество до слушателя, и сотрудниками фирм, отвечающими за подбор артистов и озабоченными проблемами самоокупаемости, точки над i в этой дискуссии поставила именно "Ариста". Руководитель отдела A&R (Artists and Repertoire) "Аристы" Питер Ганбарг (Pete Ganbarg) в своей пятистраничной статье изложил свой взгляд на принципы, в соответствии с которыми "Ариста" подбирает артистов. Среди многих серьезных советов музыкантам, как получить контракт с крупной фирмой, он сформулировал свое кредо: "Большинство A&R менеджеров станут слушать то, что даст направление завтрашнему дню, чем то, что соответствует сегодняшней моде". Для A&R отделов отечественных "мэйджоров", это, к сожалению, дикость. Но не только в Совке фирмы предпочитают эксплуатировать уже заезженные, но пока еще дающие прибыль стили исполнения и "причесывать" менее известных музыкантов под раскрученных звезд. Поэтому в период директорства Дэвиса многие артистичные, неуживчивые, не идущие на компромиссы звезды перебежали в "Аристу".

"Ариста" при Клайве Дэвисе прославилась не только высочайшими артистическими стандартами и предоставлением музыкантам творческой свободы. Дэвис стал одним из пионеров новой формы сотрудничества независимых музыкантов, малых и самодеятельных продюсерских фирм и крупных компаний. До последнего времени крупные фирмы занимались, в основном, теми исполнителями, которые могли более или менее гарантированно обеспечить высокие (то есть, рентабельные для крупной фирмы) тиражи альбомов. Естественно, за счет усредненности, а точнее - посредственности их музыки. Она должна нравиться всем и восприниматься с первого раза. Indie-лэйблы имели возможность выпускать серьезную и качественую музыку, индивидуально подходить к музыкантам и делать свою работу не конвейерным методом. Они выпускали альбомы артистов, которые нравились им всерьез, они действовали без оглядки на массовый вкус, и, таким образом, открывали настоящие таланты. Но у них не было финансовых и кадровых мощностей, чтобы донести до широкой публики информацию о музыкантах, организовать серьезные гастроли и, соответственно, напечатать и распространить альбомы большими тиражами. Неудачное вложение денег в группу часто означало конец существования компании.

"Arista" стала одним из пионеров симбиоза indie и major' ов. Индивидуальный подход и знание узкого стиля музыки, свойственный indie-продюсированию, плюс финансовая, рекламная, юридическая и организационная мощь крупной фирмы, способной нести риск и вкладываться в "нестопроцентных" исполнителей - сочетание преимуществ двух подходов без свойственных им недостатков.

При Дэвисе как творческий успех "Аристы", так и прибыли постоянно росли. Карлос Сантана уже месяц не сходит с первого места в мировых чартах со своим альбомом "Supernatural". Witney Houston, Houston, TLC, Outkast, Sarah McLachlan, Alan Jackson, Monica, Artist Formerly Known As Prince - все музыканты "Аристы" сейчас на пике популярности. Поэтому сами артисты серьезно обеспокоены перспективой ухода Дэвиса на покой. Сантана, Хьюстон, Sean "Puffy" Combs поддерживают его в стремлении остаться на посту директора.

Сам Клайв Дэвис считает, что он находится в расцвете сил и таланта, и что его опыт может еще долго служить компании.

25.11.1999, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)