Jay-Jay JOHANSON  Комплекс вокалиста

Йохансон - больше образ, чем певец. Он воплощает собой то, что в жизни показывать не принято: душевную ранимость, одиночество. В Москве у шведа публика прикормлена, и на прощанье Джей конечно же обещает скоро вернуться, он знает, что нужно говорить, искушенный любовник.

Джей-Джей Йохансон (Jay-Jay Johanson) приезжал в Москву неприлично часто, но выступал в клубах небольших, перед узким кругом ценителей декаданса. На этот раз шведу предстояло собрать трехтысячный клуб "Б1", доказывая, что кривая его популярности ползет вверх. С этой задачей он, скажем сразу, справился. Москва в силу причин географических все чаще становится последним "флажком" в гастрольном графике иностранных артистов. На финальном выступлении выкладываться легко, концерты такие проходят ярко и с долей эксклюзивности. В соответствии с этой тенденцией и прошел творческий вечер наследного принца европейской синти-попсы.

Йохансон, одетый как на последний звонок - белый верх, черный низ, - грациозно выплыл на сцену, покачиваясь на волнах обожания, исходивших от публики. Вместе с маэстро на сцене были клавишник Эрик Янссон (Erik Jansson) и ударник Магнус (Magnus Frykberg), фамилию которого я не в силах транскрибировать по-русски. Заболевшего басиста заменил "мак", с которого Джей-Джей перед каждой песней запускал бит. После каждой песни Йохансон не говорил, почти пел "thank you", тянул каждую гласную и казалось, создавал небольшое эхо. Так звучит "спасибо" со сцен стадионов и огромных фестивалей, но никак не клубов. Далеко пойдет.

Обещая "новую программу", пресс-релизы немного погорячились, но Джей все-таки сыграл несколько песен с будущего альбома, который, как заверил певец, выйдет ориентировочно в мае 2008 года. По сглаженному концертному исполнению сложно предугадать, на что будет похож новый материал. Излишне кокетливо изображая волнение и неуверенность, Йохансон объявлял давно не исполнявшиеся песни и после каждой облегченно вздыхал и благодарил публику за поддержку. У Маркуса под барабанной установкой лежал фотоаппарат (зеркалка), и в те редкие моменты, когда услуги ударника не требовались, он снимал публику. Кадры, должно быть, получились хорошие. Синее свечение, хрупкая спина Йохансона, тысячи рук вскинуты вверх, чтобы быть запечатленными на память музыкантам.

Концерт длился чуть меньше двух часов, но материала для такого долгого выступления недостаточно или он не срастается. Отдельно воспринимаются хиты - такие, как "On The Radio", "So Tell The Girls That I Am Back In Town", "Rush"... И отдельно живут песни, менее запоминающиеся, не держащие внимание. Возможно, сказывается отсутствие басиста, не хватает трип-хопа. Нежный вокал Йохансона выигрывает от подчеркнуто грубоватых аранжировок - пробирающих трип-хоповых ритмов, минималистичного электробита. И хотя стремление к такому звучанию есть на последний двух альбомах "Rush" и "The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known", но оно не находит понимания у концертного саунда.

Бывают два типа комплексов у вокалистов. Первый - комплекс "отсутствия голоса", им часто болеют панки, забивают слабый вокал стеной гитарного шума, вместо того чтобы попытаться расставить акценты звучания. Второй - комплекс "хорошего голоса". Им страдают артисты, склонные "прибрать" остальных музыкантов, чтобы все слышали их прекрасный голос и чтобы, не приведи господь, какая слишком агрессивная аранжировка не переплюнула бы вокал. Йохансон на пути к излечению от комплекса "хорошего голоса". Путь этот долог и тернист, но прошедшему его воздастся сполна.

Поклонникам Джей-Джея не с руки делить его песни на удачные и не очень. Йохансон - больше образ, чем певец. Он воплощает собой то, что в жизни показывать не принято: душевную ранимость, одиночество. По ночам Йохансон сочиняет стихи и записывает в свою записную книжечку. Страдающие от недостатка любви юные девушки перед сном слушают его альбомы, выучивая все тексты наизусть в ожидании его приезда. Йохансон обязательно приедет, и девушки будут подпевать. В Москве у шведа публика прикормлена, и на прощанье Джей конечно же обещает скоро вернуться, он знает, что нужно говорить, искушенный любовник.

17.12.2007, Яша ВЕТКИН (ЗВУКИ РУ)