НЕБЕСНАЯ ДВЕРЬ  Big City Lights

Эпоха сменяет эпоху, а последний антигерой русского рока Макс Орех упрямо продолжает напролом переть сквозь пространство и время. Угрожающе брутальный и одновременно похожий на персонажей из старых...

Эпоха сменяет эпоху, а последний антигерой русского рока Макс Орех упрямо продолжает напролом переть сквозь пространство и время. Угрожающе брутальный и одновременно похожий на персонажей из старых кинокомедий. Склонный к восхитительным пост-алкогольным обобщениям. Со ста метров попадающий точным ядовитым плевком во что-нибудь в очередной раз модное и раскрученное. Способный в сто первый раз сказать что-нибудь новое и одновременно ядреное там, где сто раз уже кидали шапки об пол, били себя в грудь, и прикалывались над этими действиями.
С конца 90-х его группа Небесная Дверь пробовала себя на ниве звукозаписи. Но так сложилось, что первые два кассетных альбома команды были вдребезги раскритикованы умными ребятами из журнала "Fuzz", а великолепный "Утренний Драйв" (1999), пронизанный модным в ту пору поп-панком, был замечен лишь в кругах, близких к курьезной Корпорации Тяжелого Рока (или Транспортных Рабочих, кому что). В новом веке для Небесной Двери наступила эпоха CD. На выпущенных в этом формате альбомах царит чехарда - совсем новые песни соседствуют со старыми, аж магнитоальбомного периода, кое-что переписывается заново в новых аранжировках... Поэтому было бы неправильно рассматривать эти работы в отрыве друг от друга.
Альбом "Взрывной Темперамент" был записан в 2003 году. Основа звучания - риффовый гаражный рок и скоростной панк. На стержень первого можно при желании насадить хоть регги ("Грузчик"), хоть индастриэл ("Линолеум"). Второй периодически мутирует в припадочно-глумливое рокабилли ("Иванова", "Я Хочу Выпить И Хочу К Тебе!", "Почему Ты Мне Снишься Ментом?").
Похмельное бренчание на всех инструментах не вылезая из-под общего на всю группу куска брезента в качестве одеяла ("Утро Добрым Не Бывает"). Пронизаные бытовым абсурдом твисты ("Зеркало", "Бревно"). Нетрезвое соло на "Les Paul" и пиликанье губной гармоники в балладе "Смысл - Ты". Если бы Guns'N'Roses выросли в Москве в районе Таганки, они бы звучали именно так.
Программа "Big City Lights", как и предшествовавший ей "Жизненный Азарт" (2005) - подчеркнуто московская. Все рассказанные здесь саркастические истории накрепко привязаны к столичным кварталам хрущевок, гулким подворотням и ночным тусовкам на двухполосных улочках вокруг ночных магазинов. Стало больше блюзового влияния, слайд-гитары и губной гармоники ("Гробовщик") - не в последнюю очередь благодаря тусовкам с Jasper Lee, оригинальным харпером и непревзойденным игроком на стиральной доске размером с бронежилет (она и носится на исполнителе примерно так же). Слушая "Рассказ Литейщика Козырева" мы в очередной раз понимаем, что живи Владимир Маяковский в наше время - быть ему крутейшим из всех репперов. Блюзовая гармоника, что интересно, проникла даже туда. К тому же команде удалось создать здесь как практически идеальный хард-роковый боевик "Твой Грех", так и доведенный до абсурда кабацкий романс "Катенька".
В остальном Макс продолжает гнуть свою линию, живоописуя пьяные базары в электричках ("Big City Lights"), и быт землекопов, танцующих ла-бамбу ("Теплотрасники"), и превращать дворовые частушки в скоростные рок-н-роллы ("Зажигалкин"). Появились две новых песни про грузчиков - одна с оттенком фьюжн, другая в более близком народу стиле ска ("Фабрика"). Перезаписаны заново, с более мясистым звуком рок-н-ролл "Я Хочу Выпить И Хочу К Тебе!" и панк-боевик "У Меня Нет Ничего". Черт подери, под старенькую "Улыбнись Мне На Прощанье" мы когда-то отплясывали на танцплощадке Таганского ПКиО, а теперь в ней звучат салонное фортепиано и элегантный саксофон - но панковская аура никуда не делась.
Кроме того, "Взрывной Темперамент" украшала записанная в содружестве с чуваками из группы Кранты песенка "Водка И Угар" - постебушка на ирландскую народную "Whiskey In The Jar". А здесь имеется намек на давшую группе название "Knocking On Heavens Door" Боба Дилана - правда, почему-то под названием "Человек Человеку - Бревно". Вспомним цитату из "Песни Про Зайцев" в "Жизненном Азарте" - похоже, добродушное глумление над классикой жанра давно уже стало для Небесной Двери доброй традицией.
Оба альбома сработаны абсолютно против всяких правил - начиная занозисто-лохматым звуком и заканчивая вызывающим антидизайном буклетов - если программу "Фотошоп" можно особо извращенным образом изнасиловать, то Максу, который самолично занимается дизайном своих альбомов, это удалось. Однако это именно тот случай, когда скопище минусов дает один большой и жирный плюс - эти анархические альбомы чертовски интересно слушать. А еще под них чертовски круто рубиться.
"Big City Lights" завершается абсолютно нецензурной вещицей "Больше Голоса в Мониторы". Это практически манифест группы: "Пусть х...ня, что браток спорол, станет флагом в его руках. Что ж, да здравствует рок-н-ролл, если нам без него никак!" Она странным образом резонирует со статьей Кристофера Ноулза в "Classic Rock" (2007. - 9), где утверждается: "Рок-н-ролл должен снова стать глупым - в хорошем смысле этого слова".

13.12.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)