GOATIKA CREATIVE LAB  Полёт над Гангом

Goatika оказалась очень сбалансированным и живым проектом, не сильно зависящим от отдельных звёзд. Однако справедливости ради стоит заметить, что когда Левин берёт в руки стик и начинает солировать, все остальные музыканты на какое-то время меркнут

Для некоторых любителей музыки 7-е декабря оказалось днём сомнений - пришлось выбирать, на какой из двух интереснейших концертов пойти: в клуб "Икра" на немецкую легенду Faust (по сути, это даже не группа, а целая энциклопедия экспериментальной рок-музыки), или в "Б2" - на Tony Levin & Goatika. Мне было всё равно, в подобных случаях я доверяю принципу "Из двух благ выбирай любое".

Goatika (полное название Goatika Creative Lab.) - музыкальный проект, собранный несколько лет назад в Гоа российским музыкантом и продюсером Павлом Михайлюком. Цель проекта - слияние различных музыкальных культур, безграничная импровизация и сотрудничество с интересными музыкантами со всего мира. Определить стиль, в котором играет Goatika, не представляется возможным - тут и лаунж, и этническая музыка, и транс, и психоделика, и джаз, и... многое другое (это зависит от состава участников, который меняется от выступления к выступлению). На сей раз компанию Goatika составил музыкант с мировым именем - Тони Левин - басист-виртуоз из King Crimson и группы Питера Гэбриэла (Peter Gabriel). Тони прилетел в Москву после выступления с Гэбриелом в Южной Африке. Несколько дней он порепетировал с Goatika, и - вуаля! - в музыке последней появились знакомые проговые нотки.

В 23:00 - официальное начало концерта - зал был неполон. Это наводило на мысль, что многие предпочли в тот вечер Faust. Но из колонок в качестве разогревающей музыки приятно звучала баллада Дэвида Сильвиана (David Sylvian) "I Surrender" - идеальная песня для медленных танцев, правда, парочки, пришедшие на концерт, предпочитали потягивать коктейли или пиво.

Из всех музыкантов, вышедших на сцену, публика наиболее тепло встретила Левина, и в этом нет ничего удивительного (легенда прог-рока как-никак), но дальше произошло интересное. Когда они начали играть, я забыл о Левине. Отчасти из-за того, что у Тони время от времени возникали проблемы со звуком инструмента, но главное - из-за того, что Goatika оказалась очень сбалансированным и живым проектом, не сильно зависящим от отдельных звёзд (однако, справедливости ради, стоит заметить, что когда Левин берёт в руки стик и начинает солировать, все остальные музыканты на какое-то время меркнут).

Изначально на сцену вышли: Сергей Клевенский (группа Ивана Смирнова, кларнет и другие духовые инструменты), Тони Левин (бас-гитара, электроконтрабас, стик), Павел Михайлюк (вокал, варган, диджериду - духовой инструмент аборигенов Австралии - длинная толстая трубка, создаваемая из ствола эвкалипта), Борис Назаров (группа Moscow Grooves Institute, электронные ритмы и сэмплы), Джозеф Бубровски (Joseph Bubrowski, диджериду), Артём Якушенко (дуэт Белый Острог, электроскрипка и мандолина, сделанная в форме электрогитары) и паренёк, сидевший весь концерт на полу и стучавший в табла (индийские барабаны). Согласитесь, очень заманчивое сочетание инструментов, а ведь в составе Goatika есть также саксофонист и ситарист (которые в тот вечер не выступали) - с такой подборкой инструментов можно свернуть горы и реки.

Goatika приятно удивила. Горы и реки свернулись в моём сознании. Их музыка - полёт над Гангом (именно такая ассоциация пришла мне в голову, хотя я никогда не летал над этой великой рекой). Даже стоя на танцполе, я закрывал глаза. Музыка насыщенная, пульсирующая, непринуждённая... Мультиинструменталист Клевенский постоянно менял инструменты - то кларнет, то флейта, то рожок. Весельчак Якушенко - то извлекавший игривые риффы из электромандолины, то яростно полосовавший воздух электроскрипкой как в лучших вещах Белого Острога и даже ещё острей. Звуки диджериду - монотонные, негромкие, но непоколебимые, как голоса мамонтов. Порадовал и Тони - скромный и дружелюбный, легко вписавшийся в эту компанию. Он играл и на бас-гитаре (пятиструнной), и на электроконтрабасе, и на стике, неизменно демонстрируя отменную технику. Для игры на бас-гитаре он использовал насадки на указательный и средний пальцы, издали похожие на лезвия Фредди Крюгера (хотя, похоже, это были куски барабанных палочек), а на электроконтрабасе он играл не только пальцами, но и большим смычком. В какой-то момент Клевенский, Левин и Якушенко встали друг к другу лицами и позабавили публику "музыкальным жонглированием" - это когда один музыкант играет небольшую партию, другой подхватывает, подбрасывает, третий ловит, подхватывает и отправляет дальше - этакое соревнование в виртуозности и чувстве юмора. В такие моменты особенно интересно наблюдать за лицами музыкантов: спокойное лицо Клевенского с какой-то спрятанной, еле лучащейся улыбкой, ироничное лицо Якушенко, как будто говорящее: "Щас я вам всем покажу как надо!", и чуть удивлённое лицо Левина: "Ах вы так? Ну а я могу вот как!". Левин во время этого соревнования использовал стик, поэтому победить его было почти невозможно.

Павел Михайлюк выступал на сцене не весь концерт, но у микрофона его сменили не менее интересные люди. Сначала это были два тувинца из группы Хуун-Хуур-Ту. Они дополнили музыкальное полотно горловым пением и звуками тувинских инструментов, с виду напоминающих домру. Тут мне почему-то вспомнился другой тувинец - Владимир Ойдупаа Ойун, создающий при помощи одного баяна и горлового пения ни на что не похожую демоническую музыку. А после тувинцев была тёмноволосая вокалистка с задумчиво-холодноватым взглядом, но сильным и проникновенным голосом. Почти все вокальные партии на этом концерте не содержали слов, что легко объяснимо: слова - это ограничители свободы, как прутья клетки, а настоящая свобода выше слов. Голос, как музыкальный инструмент, голос, как парящая птица.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что слышу интересные звуки, но не могу понять, что их издаёт - кларнет Клевенского или скрипка Якушенко. И это была не музыкальная каша и бессмыслица, это была самая настоящая Музыка, безраздельно воцарившаяся в зале и проникавшая прямо в мозг. Музыка цельная и гармоничная, не рассыпающаяся на осколки, чем иногда грешат импровизаторы.

Концерт оказался недолгим, длиною в час. Но, несмотря на позднее время (0:30, полчаса до закрытия метро), публика не спешила расходиться и требовала биса. В итоге к зрителям вышел Александр Чепарухин - глава компании GreenWave Music, которая и привезла Левина в Россию. Он сообщил, что Левин и Goatika репетировали вместе всего 4 дня и поэтому у них мало отшлифованного материала - на полноценный бис не хватит, но можно попробовать устроить небольшой джем. Что в итоге и получилось. Часть музыкантов вернулась на сцену, а главным сюрпризом этого возвращения стало появление Ольги Арефьевой, которая исполнила роль вокалистки (в 2006 году она уже выступала вместе с Тони в Москве).

После биса Чепарухин ещё немного пообщался с залом, сообщив, что в начале следующего года в Москве выступит Jethro Tull (!), после чего все стали расходиться. Одни остались в клубе на всю ночь, другие побежали к метро в надежде успеть на последний поезд, третьи отправились восвояси на машине, но спешить после такой музыки не хотелось. Когда я остановился в задумчивости неподалёку от клуба, мимо меня прошли две девушки, пускавшие мыльные пузыри. Представьте себе - холодной декабрьской ночью - мыльные пузыри, летящие над Большой Садовой. Я смотрел как эти пузыри летают над улицой, падают, хрупко лопаются, и это было чертовски красиво! Как продолжение отзвучавшей музыки.

12.12.2007, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

GOATIKA CREATIVE LAB - свежие публикации: