ФЕСТИВАЛЬ  Nightmare Before Christmas: возвращение Portishead

All Tomorrow's Parties - фестиваль с достойнейшей концепцией. Много лет его организаторы практикуют "шефский" кастинг: дважды в год какую-нибудь известную группу или музыканта приглашают "порулить" программой уикенда, подобрав для ATP интересный играющий состав и сыграв в качестве хедлайнера. 7 декабря ATP преподнес сенсацию: триумфальное возвращение на сцену легендарной группы Portishead. Звуки наблюдали этот концерт собственными глазами...

All Tomorrow's Parties - фестиваль с достойнейшей концепцией. Много лет его организаторы практикуют "шефский" кастинг: дважды в год какую-нибудь известную группу или музыканта приглашают "порулить" программой уикенда, подобрав для ATP интересный играющий состав и сыграв в качестве хедлайнера. А поскольку известные музыканты в Англии - люди, как правило, образованные и обладающие здоровыми продюсерскими амбициями вкупе с хорошим вкусом, программа получается крепкой и разнообразной.
А год 2007 отметился сразу двумя интересными программами: летом фестиваль курировали Ник Кейв (Nick Cave) и его соратники, а декабрь принес сюрприз не только для посетителей, но и для самих организаторов: как признался Барри Хоган (Barry Hogan), один из авторов концепции ATP, он был просто шокирован, когда на шутливое приглашение ему ответил совершенно серьезным согласием менеджмент Portishead. Его изумление можно понять: легендарная группа не выступала 10 лет, а ее участники почти не давали интервью. Ожидать, что возвращение звезд мирового уровня в большую игру произойдет в небольшом городишке, который и на карте-то трудно рассмотреть, было бы по меньшей мере самонадеянно. И тем не менее, сенсация случилась.

Учитывая все обстоятельства, нам не оставалось ничего другого, как в июне 2007 года зарезервировать онлайн билеты на ATP Nightmare Before Christmas, послать организаторам запрос на аккредитацию и последующие полгода томиться в ожидании, наблюдая, как спустя месяц на сайте ATP появляется надпись "Sold Out", потом добавляются различные вежливые предупреждения о том, что Portishead и Aphex Twin очень беспокоятся за качество звука в зале, и, чтобы всем было комфортно, выступят дважды, но для 600 человек. Вдруг проснулась рассылка от находившегося в коме сайта Portishead. Программа сверстана, в ней преобладают совершенно незнакомые массовому слушателю имена, так или иначе упоминавшиеся ранее в связи с двумя хедлайнерами. Пресс-офис начал рассылать предупреждения: съемка Portishead разрешена, но фотографам нельзя перемещаться перед сценой; а загадочный ксенофоб Джерри Садовитц (Jerry Sadowitz) требует, чтобы во время его выступления в зале не смел работать ни один электронный девайс. Напряжение росло, ожидание становилось все тяжелее...


Мы приезжаем в Таунтон ранним поездом, отстаиваем под проливным дождем час и затем автобусом отправляеся в декабрьски цветущий городишко Майнхед, где в местном центре семейного отдыха будут расквартированы все посетители фестиваля. Там нас уже ждут безукоризненно вежливые организаторы. Получение фотопассов и обживание небольшого гостевого домика занимает около получаса, беглый осмотр пространства показывает, что инфраструктура ATP находится на запредельном уровне. У народа просто нет никакого стимула выходить в город, так как на территории центра имеются несколько ресторанов, супермаркет, пабы, рестораны и прочие полезные заведения, и даже телек показывает программу, подобранную организаторами. Три сцены предлагают публике непересекающуюся по формату программу: на Centre Stage выступают хедлайнеры и группы, соприкасающиеся с ними по жанру, огромная Pavilion Stage собирает любителей поп-рока и танцевальной музыки, а Reds приютила у себя разнообразных фриков - от самых экзотических форм hard'n'heavy до танцевального зулусского дедушки Jah Shakka.

Пятница начинается для нас со сложнсочиненного состава Fuzz Against Junk. После первой же композиции хочется называть этих музыкантов не иначе как "Jazz against Punk". В составе этой команды играют два небезынтересных персонажа: гитарист The Heads Пол Аллен (Paul Allen) и басист Билли Фуллер (Billy Fuller), играющий в группе Роберта Планта.
Но самым безумным и колоритным персонажем в этом составе, безусловно, можно назвать Яна Грина (Ian Green) - лохматого очкастого чудака с разнообразными духовыми, от саксофона до флейты. Играет он на них плохо, но вдохновенно, а ему противостоит соло-гитарист, питающий неуемную тягу к длинным психоделическим запилам и маханию инструментом над головой, и вокалист, похожий своими дурацкими очками и нечесаной башкой на Митю Ольшанского. А на заднем плане, наблюдая этот бардак, у подножия барабанной установки меланхолично трудятся, попивая пиво, трое перкусионистов.
Получается такой захлебывающийся диалог между визжащими и плюющимися духовыми и классическими хардовыми струнными. гитарами на подложке из бесноватых басов. Вот уже сколько десятков лет распалась группа Jefferson' Airplane, а ее психоделика, скорее раздумчивая, нежели агрессивная, все еще жива и волнует молодые умы. Даже структурно композиции Fuzz Against Junk полностью соответствуют психоделическому канону: медленный разгон - вялое пережевывание основной темы - сумбур и хаос - кода - смазанный финал. Добавьте сюда побольше баса, и вот уже те приемы, что были сданы в утиль в прошлом веке, перелицованы и готовы к возвращению на большую сцену. Впечатляюще сумбурный винтаж.

В Павильоне начинается шоу под условным названием "Очень Одинокий Петух". На огромной сцене сиротливо притулился с ноутбуком и гитарой исполнитель мрачных поп-песенок, юноша Sparklehorse. Еще один клон Ольшанского - кажется, неопрятные бороды и ужасные очки в этом году в тренде. Для того уровня грохота и шума, который доносится со сцены, сцена просто угнетающе пуста. Музыкант записал партии всех инструментов методом простого наложения, и теперь просто проигрывает публике композиции с компа, вяло подмахивая им на гитаре и перебивая песни нойзовыми элементами средней бредовости. Глядя на этого потерянного гражданина, хочется жалостливо спросить: а гитару-то ты, дружок, зачем взял? Чтобы было чем руки занять?..

Близится время выступления Portishead, а сет предшествующей ему фолк-роковой певицы Франсуазы Брют (Francoiz Breut) отменен, поэтому я принимаю решение не засорять голову избыточной музыкальной информацией и беру тайм-аут. Обо всем, что происходило на фестивале в это время, вам расскажет наш обозреватель Алексей Ковалев. Он не попал на первый день выступления легенд, зато ему повезло не только послушать лидера Sonic Youth Торнстона Мура (Thurston Moore), но и пообщаться с ним.

К началe сета Portishead в зале вполне комфортно разместились добрых полторы тысячи человек. Сцена заблаговременно заполнена аналоговой техникой самого архаичного и экзотического вида: пульт с множеством ламп, синтезатор, большая вертушка... Мы жадно разглядываем эти девайсы, гадая: будет ли звук на концерте хотя бы частично напоминать тот, что мы до последнего такта помним по двум альбомам?..
К моменту, когда на сцену выходит группа, все, кажется, задерживают дыхание. И вот они снова вместе - Бет Гиббонс (Beth Gibbons), Джефф Бэрроу (Geoff Barrow), Адриан Атли (Adrian Utley), родом из Бристоля, прямиком из трип-хоповых 90-х. В новом концертном составе к легендарной троице присоединились Джон Багготт (John Baggott), Джим Барр (Jim Barr) и Клайв Димер (Clive Deamer).
Бет выходит к микрофону, и по залу словно проходит теплая волна. Она начинает очень негромко, словно бросая грустный упрек слушателю:
Do you know where I was,
Do you know what I wanted?..

Это новая вещь, их в программе будет всего пять. Шоу дополняют видеопроекции, иногда включается синий флюоресцентный свет. Мягкие ударные, словно осторожный стук ветки в окно - на сцене две установки, полная и облегченная, но они выстроены так, чтобы давать чуть приглушенный звук. Основную линию ведет синтезатор, его звук становится все плотнее, вокал Бет чуть холоднеет - создается полное впечатление, что снаружи пошел снег.
И тут же - на контрасте - они выдают теплую, близкую "Mysterons" в старой аранжировке (с поправкой на живое исполнение). Магическое ощущение.
На следующей композиции вдруг взлетает вверх звук, вокал с ударными становятся оглушительными, в то время как бас "утоплен" и почти не слышен. Однако уже дальше, на очередной новой композиции с альбома, готовящегося к изданию в конце года, баланс выправляется и состав снова звучит сбалансированно и четко, словно хорошо отлаженный механизм. Видеоряд рифмуется с этим образом, выхватывая отдельные элементы концерта и клонируя их - взлетающие палочки, нажимаемые кнопки...
Звучат "Numb" и "Glory Box", и тут я впервые обращаю внимание на существенную разницу в "каноническом" и новом концертном исполнении: неожиданно значительно большую свободу получила гитара, обнажившая свою блюзовую природу и выплетающая замысловатые кольца. Она словно помогает вокалу Бет выпевать дрожащий, требовательный припев:
"Give me a reason to love you,
Give me a reason to be
A woman"...

- и вдруг Джефф уходит в адский пилеж в духе каких-нибудь Sonic Youth, и начинаются знаменитые скретчи. Когда-то они были для нас откровением, открытием. Сейчас воспринимаются как слегка старомодный, но весьма изысканный прием, а голос Бет звучит ниже и пронзительнее, его драматизм неприкрыт, его невозможно ничем "заиграть". Ее новые песни - более мелодичные, но куда менее надрывные, не требующие от исполнительницы вокальной эквилибристики на пределе шепота и плача. Зато роль "контрастного душа" играет сама структура концерта.
"Wandering Star" исполняется под одну только гитару и скупые пассажи синтезатора, И сразу следом за ней - новая вещь, где ритм-секция ведет ожесточенный бой с электроникой, это уже какой-то Шостакович, Ленинградская симфония: расстрельные ударные и жутковатые электронные пассажи.

И снова затишье - "Sour Times". И снова скрэтчи, и нарастание напряжения, и напоследок вся группа сообща выстраивает безукоризненную "стену" звука, создавая прямо-таки апокалиптическую картину бушующей стихии.
Конечно, были и бисы: одна новая песня и два хита, в числе которых - "Roads". И, конечно, этого было мало - слишком мало для ожидания длиною в 10 лет. Однако Portishead пообещали сразу после очередной номерной пластинки вернуться к гастрольной деятельности, так что мы их, возможно, еще увидим.

Напоследок мы дарим себе еще одно сильное впечатление: группу эксцентричных prog-doom-disco-клоунов Chrome Hoof. Если попытаться подобрать для них какой-то зрительный образ, представьте себе упакованного в фольгу циркового слона, который с грохотом прыгает на батуте, издавая победные звуки и подыгрывая себе на скрипке. По звучанию эта стайка клоунов в сияющих балахонах более всего походит на... King Crimson и Rockets, только на порядок тяжелее и в непререкаемом мажоре. Инфернальные фигуры, под капюшонами которых обнаруживается веселый грим, сами по себе эффектны, но и музыка запросто даст сто очков иным рокерам "в топе". Бравурно, мощно и очень-очень смешно.

На этом наш пятничный обзор All Tomorrow's Parties завершен, продолжение следует.

P.S. А фрик-ксенофоб Jerry Sadowitz, потребовавший в последний момент, чтобы его выступление было перенесено на другую сцену, был нами намеренно проигронирован. Любому выпендрежу есть предел.

08.12.2007, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Stadium – BULLET FOR MY VALENTINE BULLET FOR MY VALENTINE »»

Хроника21/08

1904 – Уильям Бэйси родился в Редбэнке, Нью-Джерси. Позже он возьмет себе псевдоним Count Basie и прославится на весь мир как легенда свинга XX века  »»

1923 – В городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра  »»

1935 – Бенни Гудман и его оркестр сыграли свой первый концерт в Калифорнии. Этот день считается официальным началом эры свинга  »»

1976 – Во Франции начался первый европейский фестиваль панк-рока  »»

1989 – В Екатеринбурге создана группа "Смысловые галлюцинации"  »»

Count BASIE

Rodney RICHARDSON

Владимир ТУРИЯНСКИЙ (1935)

James BURTON (1939)

Jackie DE SHANNON (1944)

David MORALES (1961)

Олег "Шар" ШАВКУНОВ (1963)

Serj TANKIAN (1967)

Нино КАТАМАДЗЕ (1972)

ALIZEE (1984)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить