Два российских концерта австралийской дивы Лизы Джеррард (Lisa Gerrard) прошли при полных залах, билеты на них было нелегко достать уже за месяц. Для Петербурга это был уже второй визит певицы; впервые она выступила здесь вместе с Бренданом Перри (Brendan Perry) в составе воссоединившегося ради одного тура дуэта Dead Can Dance в апреле 2005-го. С тем бОльшим нетерпением ждала её выступления Москва, несправедливо обойденная два с половиной года назад.
Джеррард прославилась в составе одной из ведущих команд мировой инди-сцены в первую очередь благодаря уникальному вокалу с огромным диапазоном и удивительной манере бессловесного пения. Среди поклонников Лизы - 40-летние дядьки с пивными животиками и хрупкие барышни, альтернативщики-неформалы и банковские клерки. Вся эта разношерстная рать и заполняла под завязку питерский "Мюзик-Холл" и московский Театр Эстрады.
"Лишней" публики на обоих концертах почти не было. Для ноябрьского тура были выбраны прежде всего те европейские города, в которые Лиза не доехала этой весной, представляя новый сольник "The Silver Tree" и сборник лучших вещей. Выступления в России завершили её осенние гастроли. Это особенно почетно для нас, ведь живущая на ферме в 90 километрах от Мельбурна Джеррард не из тех артистов, что легки на подъем, и второй тур с плотным графиком за год для неё - дело достаточно необычное.
И в Питере, и в Москве компании-организаторы представляли на афишах Джеррард прежде всего как "душу и голос Dead Can Dance", обещая хиты незабвенной команды и музыку из кинофильмов, сочиненную самой Лизой. Тех, кто шел именно на DCD, ждало небольшое разочарование - в итоге певица исполнила только три песни из репертуара "мертвецов" ("Dreams Made Flesh", "Yulunga" и "The Host Of Seraphim"), встреченные радостным ревом зала в обеих столицах.
В Питере 20-го ноября и двумя днями позже в Москве Лиза представила одну и ту же программу, состоявшую в основном из совсем новых вещей. Из "живых" инструментов на сцене присутствовал только рояль, - никакой экзотики, вроде китайского янциня, в этот раз не привезли. Вместо перкуссии - два ноутбука, все остальное заменила пара синтезаторов. Оформление сцены также минималистично. Из декораций - всего лишь два полотна, ниспадавшие сверху к краям сцены, да высокий стул.
На сцену царственно вышла Она, и стало понятно, что образ сильно изменился: теперь Лиза не исступленная Полубогиня, а земная Женщина, которая, правда, ведает о гораздо большем, чем простые смертные. Белое шелковое платье со шлейфом, простая прическа (никаких кос вокруг головы, как в прошлый приезд). Зрители в одно мгновение выпрямляли спины и чинно начинали внимать. Поприветствовав зал только движением рук и почти смущенной улыбкой, Лиза начинала петь. Следить за руками певицы было довольно интересно: производя ими странные пассы, она словно помогала себе, словно настраивалась на нужную космическую волну. Жестами же она большей частью общалась с залом. Поведение публики на двух концертах было несколько разным: питерцы казались похожими на неугомонных детей, они заглушали овациями начало почти каждой песни; москвичи же повиновались каждому мановению, послушно переставая хлопать когда надо.
Открывала концерты жизнеутверждающая "Now We Are Free" из саундтрека к "Гладиатору". На бэк-вокале - давнишний друг Лизы Эндрю Хаттон (он же создал все костюмы певицы). Именно эта песня сделала Лизу известной не только узкому кругу меломанов-альтернативщиков, но и миллионам обычных слушателей, принесла ей "Золотой глобус" и номинацию на "Оскар". Далее - знакомая еще по старым дэдкандансовским временам "Dreams Made Flesh", мрачновато-энергичная "Entry" и почти что блюз "Black Forest" в сопровождении одного рояля. Следующая песня, "Exile", по словам Лизы, сказанным ей в радио-интервью перед питерским концертом, - это крик Богу, молитва о сиротах Ирака и Афганистана. За ней - "Serpent and the Dove", почти десятиминутная притча о странностях любви. Исполнив её, Лиза так же величаво удалилась, как и пришла.
Инструментальное интро - и она возвращается, но уже в темном платье. При первых
аккордах зал взрывается - "Yulunga"! Старый хит Dead Can Dance вовлекает в
прострацию, головы зрителей мерно покачиваются. После неё -
эмбиентно-умиротворяющая "On An Ocean" и вселенский плач
"Sacrifice" с альбома 1998
года "Duality". Затем - ритмичная "Spase Weaver" с последнего лизиного
студийника "The Silver Tree" и под занавес - соул-колыбельная "Sleep",
завершившая в 2005-м бисом питерский концерт DCD.
В эти разы на бисы была приготовлена "тяжелая артиллерия". На первый
после пронзительной "Wandering Star" ("The Silver Tree") Лиза исполняла
один из своих главных хитов - бессловесную песню о радости материнства
"Sanvean". Второй бис предваряла речь о том, что Бог - это любовь, об
уважении к
нашей планете, о том, что человечество губит себя и окружающую природу и с этим
что-то надо делать. Кажущиеся заезженными призывы, из её уст они прозвучали как
откровение. Лиза просила помолиться вместе с ней, думая о тех, кого мы любим, и
знакомая всем поклонникам певицы по альбому DCD "The Serpent Egg"
песня "The Host Of Seraphim" стала этой молитвой.
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)