AKERCOCKE  Antichrist

Странная все-таки штука - death-metal. Он может быть крутым или смешным, хорошо или плохо сыгранным, вызывающим раздражение или восхищение... Но он так и останется вещью в себе - открытой книгой...

Странная все-таки штука - death-metal. Он может быть крутым или смешным, хорошо или плохо сыгранным, вызывающим раздражение или восхищение... Но он так и останется вещью в себе - открытой книгой для своих и музыкальной тарабарщиной для чужих. Если не принимаешь его на диком животном уровне - все попытки понять его умом так или иначе обречены на провал. Особенно, когда пытаешься прослушать больше одного альбома за раз.
Вот, скажем, очередная работа относительно известной британской команды Akercocke - альбом "Antichrist". Название традиционно страшное, а вот наполнение альбома способно приятно удивить всех, включая последнего профана. Бласт-бит и гроул присутствуют с энтузиазмом с самого первого номера "Summon The Antichrist". Разумеется, он и ему подобные полны головоломных и неожиданных смен ритмических рисунков музыкальных тем. Но уже следующая вещица "Axiom" полна сюрпризов. Молотьба по бочкам во вступлении совершается под техничные пассажи акустических гитар, утробная дэтовая отрыжка разбавлена мелодичными вокалами, а протяжные гитарные соло словно бы проскальзывают мимо зубодробительного ритма и кажутся пришедшими из классического хард-рока. Что до инструметальной акустической миниатюры "Distant Fires Reflect In The Eyes Of Satan", то она своей перкуссией и дудочками скорее напоминет марокканскую народную музыку, нежели рок как таковой. А завершается альбом акустической от первой до последней ноты балладой "Epode" с мрачной, средневековой струнной секцией и контрабасом вместо бас-гитары. Не то, чтобы все упомянутые отклонения были так уж интересны сами по себе - просто в дэтовом контексте они по-своему оригинальны.
Добавим, что оформление альбома абсолютно не вписывается в сложившиеся вокруг дэта штампы. А единственный антихрист присутствует лишь на подложке к диску и представляет собой довольно симпатичную козью морду. В общем, альбом производит весьма благопристойное впечатление - до тех пор, пока следом за ним в пасть проигрывателя не отправится блинчик "The Conductor's Departure", иcпеченный шведами Anata.
Те же десять песен, та же продолжительность альбома чуть менее часа. Те же скоростные партии басовых барабанов, та же ритмически усложненная действительность, тот же гроул. Справедливости ради отмечу, что у Anata все компоненты лучше прописаны и весьма увесисто звучат даже на малой громкости. Ну да трудно было бы сделать совсем уж лажовый звук на студии, где до этого записывались Lake Of Tears. Некоторые отступления от основы имеются и здесь - на сей раз это синхронные гитарные соло, напоминающие классический хэви-метал начала 80-х. А то и психоделические хард-роковые проигрыши в духе Led Zeppelin или Black Sabbath ("Better Crieved Than Fooled"). Но в сосбственно дэтовой ипостаси обе группы абсолютно неразличимы. По крайней мере, для тех, кто не собирается съедать на данном музыкальном направлении собаку и закусывать крокодилом.
Похоже сейчас среди исполнителей дэт-метал происходит тайное соревнование - кто красивее выйдет за очерченные еще в прошлом веке границы жанра. И сможет тем самым заморочить головы метал-хэдам и рецензентам из рок-журналов, показав себя с помощью столь нехитрого фокуса "нешаблонно мыслящим артистом", а то, глядишь, и целым "новатором".
Со стороны же эта буря в стакане выглядит не то как изощренное надувательство, не то как давно вышедший из-под контроля самообман.

21.11.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)