Жанр  Новый рейв года

Считается, что нью рейв это бегство от обыденности танцевальной музыки. Большинство побывавших на нью рэйв мероприятиях заговорили о феерической атмосфере новых дискотек и рэйверах в безумных нарядах. Звуки.Ru решили поближе присмотреться к "новому рейву".

О нью рейве впервые заговорили в августе 2006 после интервью британских инди-рокеров The Klaxons журналу "New Musical Express". Тогда The Klaxons охарактеризовали свою музыку как "new rave". Практически сразу пошли разговоры, что нью рейв это бегство от обыденности танцевальной музыки. Большинство побывавших на нью рэйв мероприятиях заговорили о феерической атмосфере новых дискотек и рэйверах в безумных нарядах. Звуки.Ru решили поближе присмотреться к "новому рейву".

Современные масс-медиа с жадностью оголодавшего бросаются на все новое, не всегда разбираясь в том, действительно ли "новое" имеет место быть. Особенно любят они вспомнить хорошо забытое старое. Так и случилось и с уважаемым журналом "New Musical Express", который в 2006 году радостно уцепился за подброшенную им идею возрождения рэйва. Без особых промедлений NME организовал в 2006 году серию концертов групп Klaxons, Shitdisco, Datarock, Simian Mobile Disco, объединенных под общим названием Indie Rave Tour. В феврале 20007 года The Klaxons возглавили новый крестовый поход Indie Rave Tour, под патронажем все тех же NME. The Klaxons удивленно развели руками и через некоторое время после исторического интервью заявили, что хотели лишь пошутить над журналистами. Куда там, было уже слишком поздно. Нью рэйв уже грохотал по всей Британии, пробрался через поземный тоннель под Ла-Маншем во Францию и вскоре начал бесчинствовать по всему миру.

Вначале за нью рэйв признали танцевальный инди-рок с электронными звуками в духе рэйвов конца 80-х. Преимущественно это были британcкие группы The Klaxons, Shitdisco, Trash Fashion, Sunshine Underground. Однако популярность самопровозглашенного стиля существенно обгоняла темпы работ музыкальных лэйблов и на дискотеках быстро стал чувствоваться недостаток в новой музыки. Ветераны рэйвов из Chemical Brothers веско заметили по этому поводу: "На весь стиль найдется примерно 12 убойных хитов, от которых все сходят с ума. Как только ди-джей ставит какую-нибудь из этих записей, начинается всеобщий экстаз - потом следует небольшое затишье, а потом начинают играть "Standing In The Way Of Control". Вот собственно вся схема". С недавних пор нью-рэйв диск-жокеи взяли за моду ставить в своих сетах треки электронных музыкантов лэйбла Ed Banger. Чаще всего это уже знакомые многим имена Juctice, Mr. Oizo, но есть и перспективная молодежь в лице американской девушки Uffie, читающей всякий глупости под прыгучий грайм. Другим бастионом нового рэйва стал французский лэйбл Kitsune, выпускающий различные проекты, наиболее интересными среди которых являются Digitalism, Simian Mobile Disco, Van She.

Однако ставить знак равенства между этими музыкантами было бы большой ошибкой. Объединяют их вовсе не музыкальные жанры, а скорее то, что и музыканты и слушатели на настоящих рейвах никогда не были, но им так хочется звучать и выглядеть как тогда, в конце 80-х. Нью рейв изо всех сил пытается вырваться из "порочного круга" современной танцевальной культуры. Идеолог нью рейва в России и организатор вечеринок Idle Conversation, Дима Японец уверяет, что очень легко доказать, что никакой специфической нью рейв музыки не существует. Нью рейв, по его словам, провозгласил бунт самоучек и победу принципа "чем хуже, тем лучше". "Танцевальная культура слишком много стала говорить про "качество" и "правильность", что в применении к музыке, построенной на повторяющейся последовательности из 16 тактов и трех-четырех аккордов, просто смешно. Посему "рейволюция" заключалась, по сути, в бастард-подходе "нам не надо правильно, нам надо весело!", - утверждает Дима.

Одним из центров нью рейв тусовки стал Восточный Лондон. Тамошняя молодежь первой стала одеваться в нелепые цветастые костюмы, носить очки без линз, похватала в руки фосфоресцирующие палочки и пустилась в безумные пляски под музыку The Klaxons. Именно клаксоны стали главным законодателем нью рейв моды, как в музыке, так и в одежде. За безумный внешний вид The Klaxons отвечает девушка по имени Карри Мунден, более известная в мире моды под псевдонимом Cassetteplaya. Похоже, что именно она заставила The Klaxons надеть на голову шапки в виде плюшевых медведей и выступать в пестрых халатах. Cassetteplaya вообще самый почитаемый модельер в нью рейв тусовке. Во многом то, что нью рейв мода из клубной постепенно стала превращаться в street fashion, именно ее заслуга. С легкой руки Cassetteplaya в моду вошли некачественные анимированные гифы на футболках, огромные худи кислотных цветов, пластмассовые цепи и раскрашенные коробки на головах в виде головных уборов. Самые смелые представители нью рейва умудряются гулять с подобными коробками по городу. Смотрится все это безобразие дико, но крайне забавно.

Другим символом нью рейва, конечно же, являются смайлики. Нацепив во время одного из выступлений на лица желтые маски в виде смайликов, The Klaxons вмиг сделали их важным атрибутом нью рейв дресс кода. Позже к образу смайликов обращались все кому не лень от музыкантов, до дизайнеров одежды. Группа Trash Fashion сделала символом группы желтый смайл расплывающийся в идиотской улыбке, состоящей из двух слов - "Rave Dave". Британцы Trash Fashion не в пример многим другим проектам, причисляемых к нью рейву, звучат действительно по рейверски. Адская смесь из синтезаторных пассажей в духе раннего эйсид-хауса, рейверских сирен и ураганного диско-панк заставляет им простить даже то, что на их стартовом EP "Rave Dave" было всего четыре песни, две из которых ремиксы. Выход в октябре нового сингла "Mom and Daddy" ситуацию радикально не изменил. Остается только гадать, что они исполняют на концертах - неужели заводят ремиксы на "Standing In The Way Of Control"? Сами музыканты характеризуют свой стиль как Guntronic-Disco-Rave-Rock, а внешне напоминают скорее хэви-металистов, чем рейверов. Длинные волосы, майки, ремни с клепками, лoсины - и правда, получается какой-то Iron Maiden. Однако вряд ли кто-то посмеет не принять ребят из Trash Fashion за своих. Фрикский дресскод соблюден, а на что в итоге это все похоже - уже никого не интересует. Как и большинство своих коллег по цеху Trash Fashion немыслимы за рамками нью рейв антуража. Сними они все свои безумные наряды, как максимум на что они смогут рассчитывать - это на похвалу в духе "хороший электророк".

Пропустив через призму современности звучание ранних рейвов и моду на безумные вещи, сочетающиеся по принципу яркости красок или не сочетающиеся вообще, апологеты нью рейва преподносят его как бунт против обыденности. Бунт нового рейва остается в стенах ночного клуба и выплескивается наружу лишь в виде безумно яркой одежды, непонятной и зачастую противной обывателю.

Точку в истории с нью рейвом хотелось бы поставить словами того же Димы Японца: "Нью рейв уже давно мертв. Яркие краски быстро надоели, а над цветными рейверами скоро будут потешаться не меньше, чем над эмо-кидс. Однако чтобы успокоить всех пати кидз, должен заметить, что это только на пользу - от нью рейва осталась музыка, много новых артистов, и хорошие вечеринки которые никто не собирается закрывать".

24.10.2007, Андрей ШАФОРОСТОВ (ЗВУКИ РУ)