SYMPHONY X  Paradise Lost

Американский прогрессив-пауэр-метал - явление, бесспорно, экзотическое. Хотя ценность его почти всегда оставалась довольно сомнительна. Все истинные метал-хэды нашего времени прекрасно осведомлены...

Американский прогрессив-пауэр-метал - явление, бесспорно, экзотическое. Хотя ценность его почти всегда оставалась довольно сомнительна. Все истинные метал-хэды нашего времени прекрасно осведомлены о том, что англоязычный мир давно променял право металлического первородства на бейсболку с логотипом MTV. И обратили свои сложенные буквой "U" персты в сторону холодных скандинавских земель.
Однако время идет. Где-то убывает, а где-то вновь прибывает. От пристального внимания досужей публики к своим персонам начали лениться и мельчать даже викинги. А в Новом Свете подняли свои всклокоченные головы Symphony X - команда, доселе знаменитая в основном лишь техническим мастерством музыкантов. Их альбом "The Odyssey" (2002) был хорош уровнем исполнения, а музыкальный материал почему-то не особо запоминался, и уж тем более не цеплял. Очевидно, сами участники группы вскоре сами осознали, в какой тупик себя загоняют, и сделали небольшой перерыв для того, чтобы сперва развеяться, а после собраться с мыслями. Перерыв заполнили сольные альбомы - вокалист Рассел Аллен (Russel Allen) выстрелил искрометным, пронизанным духом класического хард-рока "Atomic Soul", а клавишник Майкл Пинелла (Michael Pinella) отметился симфо-электронным "Enter By The Twelfth Gate". И вот Symphony X снова вместе, а их новый альбом неожиданно сказал то самое новое слово, которого так давно ждали от прогрессивного пауэр-метал.
На первый взгляд перед нами чудовищный набор хэви-штампов. Сам диск назван "Paradise Lost", а первая же после интродукции песня - "Set The World On Fire". Однако уже интро "Oculus Ex Inferni" вводит слушателя в некий задумчивый ступор. Необычно тяжелые оркестровые секвенции, перекошенные гармонии хоралов... А дальше начинается и вовсе нечто странное. Во-первых Symphony X просто чудовищно потяжелели. Басовые барабаны свирепствуют где-то на грани trash и nu. Гитары работают на прижиме, соло-проигрыши эдакими брызгами под высоким давлением просачиваются сквозь сверхплотную риффовую кладку (оцените-ка работу этого беспощадного компрессора в "Domination"!). А старина Рассел рычит так, что старшие товарищи из Slayer и Anthrax должны от услышанного испуганно ныкаться по углам и молиться о спасении от эдакого чудища. При этом песни полны ярких гармонических ходов, не свойственных, как упомянутым жанрам, так и предыдущим работам Symphony X. Многоступенчатая "Serpent's Kiss" не без влияния Рассела облекает хард- и арт-роковое наследие прошлых лет в сверхпрочные латы из закаленной стали, и отправляет воевать кровавую гидру с задней обложки. А лидер-гитарист Майкл Ромеро (Michael Romero) столь же убедительно вдыхает новую жизнь в speed-metal с первыми же тактами "Eve Of Seduction". При это гармония бриджей неожиданно отдает вроде бы совершенно чуждым металлу симфо-битом 60-х а-ля молодые Bee Gees. Хотя если вдуматься, а почему бы и нет?
Вообще-то прог-рок давно пора было сплавить с трэшем: оба жанра предполагают усложнение ритмической действительности. Правда, оба же еще и демонстрируют порой открытое презрение к мелодизму. Так что гармонические вливания из самых разных, вроде бы, совершенно посторонних жанров, тут весьма уместны. Когда-то Anthrax сочинили песенку "Black Lodge", и по сей день стоящую в их творчестве особняком. И двинулись дальше, даже не попытавшись хоть как-то развить жанр, притаившийся за ней, как за дверцей. Теперь старикам осталось лишь кусать локти - инициативу перехватили более молодые и энергичные Symphony X.
Не знаю, всем ли любителям "серьёзного" рока придется по вкусу столь тяжелый материал. Однако невозможно отрицать, что на этом альбоме Symphony X наконец-то удалось раздвинуть несколько задолбавшие все прогрессивное человечество рамки жанра.

18.10.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)