Алексей АЙГИ и 4'33"  Рукa. Секундa (Музыкa для Кинетического Теaтpa)

Ну, во-первых, это вовсе не "Рука. Секунда", а "One second hand" (хотя одно другому, конечно же, не мешает). Название это, в силу своей загадочности и многозначности, как нельзя лучше подходит...

Ну, во-первых, это вовсе не "Рука. Секунда", а "One second hand" (хотя одно другому, конечно же, не мешает). Название это, в силу своей загадочности и многозначности, как нельзя лучше подходит тому, что мы называем современным искусством. Перевести "One second hand" можно по-разному. Одна секундная стрелка. Секунда-Рука. Один сэконд-хэнд. Одна вторая рука. Доставка одной секунды. Как ни назови, все будет правильно. Что такое постмодернизм, как (в частности) не использование и переосмысление музыкального сэконд-хэнда? Или вот "доставка одной секунды" - что это, как не искренний интерес к "здесь и сейчас", столь характерный для современного искусства? А "рука-секунда"- это... в общем, неважно, сами придумайте. Для того оно и искусство, чтоб его домысливать.

Ну, во-вторых, это вовсе не обычный музыкальный альбом, а музыка к балету (хотя одно другому, конечно же, не мешает). Музыка для Кинетического Театра Саши Пепеляева - если уж быть совсем точными. В буклете честно написано: хореография и костюмы - такого-то, исполнители - такие-то. Правда, ни хореографии, ни костюмов вы не увидите - ну, может, лишь на смазанных фотографиях в буклете, - но это, в общем, неважно, остальное сами додумаете. Для того оно и искусство, чтоб его домысливать. Да, кстати, в буклете написано еще - мол, "слова Льва Рубинштейна и Алена Роб-Грийе". Слов этих тоже не слышно. Это не значит, что их нет. Может, они и есть. Их просто не слышно.

Ну, в-третьих, все это очень хорошо. А чего вы еще ждали от Алексея Айги и Ансамбля 4'33"? Скрипка и немножко нервно, пустырь и морская капуста, Рубинштейн (явственно присутствующий в "Поиске предмета") и Роб-Грийе (со своими "Лабиринтами"). Все правильно, красиво, и ничто ничему не мешает. Холодная, ехидная, тревожащая музыка.

Ну, и в-последних. У них там последним номером идет погоня. Кто за кем бежит - решительно непонятно. Рубинштейн ли догоняет Роб-Грийе? Айги ли бегает за солдатом-инвалидом? Морж ли с плотником настигают слушателя? Или секундная стрелка гоняется за минутной?

Это, в общем, неважно. Придумайте сами. А пока вы думаете, музыка будет играть и играть, часики - тикать и тикать, руки - подниматься и опускаться...

Опускаться все-таки чаще.

20.11.1999, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (ЗВУКИ РУ)