THE CHEMICAL BROTHERS  Неслучайный стадион

Удивительно, как все-таки железки и вся эта сырость и несинхронность оживляют музыку. Лайв, который по идеологии был вполне "аблетонным", Chemical Brothers исполнили так, что хорошая рок-группа позавидует: не зря эти чуваки играют на стадионах!

Предыстория: на лайве Chemical Brothers мне уже однажды довелось побывать - они были хедлайнерами позапрошлогоднего фестиваля Sonar. И тогда, в Барселоне, они играли с двух аблетонов микс из хитов, действие на сцене практически отсутствовало,- в общем, впечатление о себе парни оставили совсем не радужное, так что поначалу на их грядущий приезд в Москву я смотрел скептически. Но по мере приближения концерта мой скепсис начал потихоньку таять - всезнающий YouTube показывал на последних лайвах Химиков "рубилово с клавишами". Да и то, что это масштабный стадионный тур, вселяло оптимизм - все-таки фестивальные лайвы частенько бывают урезанными.

В общем, слово за слово, в 20-30 10 октября я стоял перед сценой Б1 и разглядывал гору оборудования. Народу в клубе мало, у сцены толпятся самые преданные фанаты. Разглядывать, определенно, есть что - такого количества железок я не видел, кажется, даже у Жана Мишеля Жарра - две стойки по пять разнокалиберных синтезаторов в каждой, развернуты в зал "лицом". Cверху мигает огоньками не то железный секвенсор, не то драм-машинка, пониже - ряд клавиш. посреди сцены - стол, на нем пульт и еще один клавишный роланд неопознанной модели, скорее всего какой-нибудь JP. Компьютеров нет, ну или как минимум, они хорошо спрятаны. Браво.

Cобирающийся потихоньку народ развлекает неопознанный лысый диджей - играет сначала прог, потом трайбал, потом брейкс, но чем дальше, тем более тупо и навязчиво. Часам к девяти с минутами все желающие, похоже, уже тут - народу примерно как на Йене Брауне - много, но не биток, вполне комфортно. Диджей всё крутит тупь и машет руками, а Химики и не думают вылезать.

Действо начинается только в десять. Под звуки пущенного циклом "No Path to Follow" на сцену наконец выходят манчестерские парни. Лысеющий Том Роуландс (Tom Rowlands) - эх, где же его блондинистая шевелюра?.. - в неизменных очках становится чуть правее, за пультом. Эд Симонс (Ed Simons) остается рулить левой клавишной стойкой и "фронтальным" роландом. Постепенно ритм ускоряется - мне кажется, что вот сейчас они врубят "We Are The Night", но вместо этого братва начинает с "Galvanize" - ход удачный, ибо весь народ эту вещь знает и встречает радостным рёвом.

Версия напоминает "сонаровскую" - чуть более loop-based, вокал слегка "придавлен" и его меньше - во всяком случае, от связных куплетов оставлены одни обрывки. Но кардинальная разница с Сонаром в том, что здесь поверх этой вот танцевальной "болванки" Химики наворачивают само действо - крутят фильтры, играют соло с арпеджиаторами, шумят, сбивают ритм и так далее. Ну и, конечно, у такой масштабной банды дело не обходится без видео. За сценой висит огромный, очень яркий экран (примерно как у Nine Inch Nails, но только ЗА музыкантами, а не перед :).

Ритм всё ускоряется и вторым номером идёт "Burst Genetator" с цветастым "рейверским" видео. Cледом парни запускают "Do It Again", явно решив с ходу расшевелить народ хитами. Народ послушно шевелится, благо эту вещь сейчас не слышал только глухой. Я совсем не поклонник этого сингла, но живое исполнение завораживает - звук получается сырой, грубоватый, жирный и чуть "расхлябанный" - слышно, как парни меняют темп, арпеджиаторы не всегда звучат в синхроне, а необработанные соло торчат из общего микса. Но вся эта неправильность только усиливает сопричастность, ощущение "лайва". К тому же, Эд и Том очень вольно обходятся с оригиналами, время от времени корёжа их до неузнаваемости - из "Do It Again" они минуты на две уходят в злобные эйсидные запилы, а потом под шквал восторгов возвращаются к основной теме.

На видео тем временем появляется ярко раскрашенный клоун, повторяющий какую-то фразу ("Get yourself high?"), которая звучит и в колонках. Забавный ход. Рейд по хитам продолжается - "Hey Boy Hey Girl", а за ней "All Rights Reversed" и "Out Of Control", превращенные в какой-то адский техно-фарш - вокала то нет вообще, то появлестя искромсанный на кусочки самнер, из-за которого медленно выплывает пущенный лупом вокал Klaxons. "All Rights..." становится кульминацией первого блока - сырая, жесткая и насыщенная шумовыми запилами и клаксоновским воем. Почему-то вспомился Cаша Apparat, рассуждавший на тему "how to play a rockin' set without rockin' music". У химиков получается тотальный рейв, драйва - море.

После такого адского рубилова надо, конечно, чуть сбросить темп и расслабиться, для этого идеально подходит "Star Guitar". Cегодня братья дарят мне одно из главных концертных удовольствий - треки сильно переаранжированы, к тому же идут нон-стопом, поэтому самый большой кайф - выделить из каши первый знаокмый звук и узнать по нему трек, который они собираются вывести. Эд и Том долго "пилят", после чего выключают ритм, оставив только вокал и подложку. Народ, понятное дело, в экстазе.

Дальше - короткая пауза. Не иначе, как банки перегрузить, все-таки памяти в семплерах не терабайт. Музыка затихает, а довольные Chemicals срывают аплодисменты. Второй блок начинается с аморфного intro, из которого постепенно прорезаются знакомые звуки. Это "Surface To Air"! Наконец-то я дождался своих любимых вещей - именно за такой вот, эйфорически-"дримовый" звук (а совсем не за блок рокин битс) я люблю эту группу. Эд, крутившийся большей частью вокруг "роланда", наконец решается подойти к мега-стойке. На клавишах по-прежнему играет немного, но во всю крутит ручки, руля фильтрами, эффектами и корёжа арпеджио.

Музыка постепенно теряет стройность, и вот уже танцевальный дрим-поп превращается в эйсидное рубилово, из которого вдруг вылезает "Saturate". Эта вещь - мой однозначный фаворит на последнем альбоме, поэтому я в восторге. И вот настаёт тот самый момент, когда минимал-стучалово ("фига в кармане") взрывается фонтаном живых барабанов - эх, кабы еще барабаны были живьем, а не с сэмплера... Но и так ход до крайности эффектный, видео мелькает голубыми искрами, а публика прыгает в экстазе.

Следующим номером - "Believe". Черно-белое видео с крестами, рваные ритмы и очень сырой нойзовый звук. Из-за запилов постепенно выезжает "We Are The Night", но Келе Окерке всё еще надрывает глотку про необходимость во что-то верить. Посреди вещи на экране снова мелькает репитативный клоун с какой-то новой фразой. И напоследок в этом блоке - неожиданная "Golden Path" - опять искромсанный вокал и намеренно затянутые клавишные зависоны.

Пора бы уже и к старью переходить... и тут прямо как по заказу - "Chemical Beats", почти не измененная по сравнению с оригиналом. Вспоминается середина девяностых, лайвы Virtual Mode, вечеринки в клубе "Моби дик", ди-джей Duncan, молодой Джош Винк и словечки вроде "acid breaks" и "hard-hop". Очередной зависон напоследок - и всё, основной блок закончен. Но явно будет бис.
После небольшой паузы из тишины появляется одинокий бит и сэмпл из Kraftwerk "Ohm... ohm... ohm..." - да, "Leave Home" - именно её я ждал в финале. При словах "The brothers gonna work it out" - очередной взрыв в зале. Но до финала, как оказывается, еще далеко - через хип-хоповую сбивку Химики переводят эту вещь в "Block Rockin Beats", а её - через запил с разгоном и замедлением - в еще одну веселую инструменталку.

Вот теперь уже всё. Играли где-то час сорок пять, при этом звучали фактически одни хиты - нехилый багаж для нестарой в сущности группы. А ведь много чего еще не было - "Private Psychedelic Reel", "Let Forever Be", "Setting Sun" и очень мной любимого свежака "Modern Midnight Conversation". В любом случае, действо было великолепно - примерно такого я ждал от Orbital, но уж никак не мог подумать что их для меня заменят Chembros. Было бы, конечно, еще круче вытащить на сцену всю ораву музыкантов с гитаристами, певцами и барабанщиком и сыграть это "песня за песней", а не миксом, но это был бы уже другой жанр.
А еще удивительно, как все-таки железки и вся эта сырость и несинхронность оживляют музыку. Лайв, который по идеологии был вполне "аблетонным", англичане исполнили так, что хорошая рок-группа позавидует: не зря эти чуваки играют на стадионах!

11.10.2007, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.thechemicalbrothers.com

Группа THE CHEMICAL BROTHERS

Лондонцы The Chemical Brothers были едва ли не первыми "рокерами в электронике". Они не чурались гитар, водили дружбу с Oasis и New Order и, в отличие от The Prodigy, не делали ставку на эпатаж и двигались к успеху поступательно, шаг за шагом.

Дата образования:

1 января 1991

Подробности из жизни:

The Chemical Brothers - английский электронный дуэт
Жанр - биг-бит, электронная музыка, хаус

Состав:
Эд Саймонс (Ed Simons), Том Роулендс (Tom Rowlands)

Дуэт Chemical Brothers появился на свет в Лондоне в 1992 году. Поначалу Том и Эд называли себя The Dust Brothers, однако после иска со стороны одноименного продюсерского дуэта были вынуждены переименоваться. "Химики" двигались в кильватере группы The Prodigy, тоже проповедуя симбиоз электронной музыки и рока, однако если Prodigy были по натуре отъявленными панками, то Chemical Brothers на эпатаж ставки не делали. Они выглядели облагороженными хиппанами, вдохновлялись брит-попом и мэдчестером и водили дружбу с Oasis и New Order. Созданный "братьями" гибрид рока и брейкбита получил название big beat и, подхваченный артистами типа Fatboy Slim, немедленно вошел в моду. Группе посыпались предложения о записи ремиксов для звезд масштаба Primal Scream, Manic Street Preachers, Republica, Sabres of Paradise (лидер которых, Энди…

Далее... →