Эфиры, интервью, фотосессии, разрыв с самым, пожалуй, крупным русским лэйблом, новая система дистрибуции - слишком много событий для презентации нового альбома. Может быть, потому, что это презентация не просто пластинки - а некой "новой" Земфиры. Нашедшей то неустойчивое равновесие, которое обеспечивает движение вперед, но не заставляет замирать в ужасе, чувствуя близость неизбежного падения. Это примерно такое же превращение, как если бы она пересела на хороший велосипед с одноколесной конструкции, балансирующей под куполом цирка. Наверное, тем, кому не понравится новый альбом, будет не хватать именно этого ощущения, ощущения зрителя в удобном кресле во время исполнения смертельного циркового номера. Но ситуация, когда каждый новый альбом Земфиры встречается критикой и нелестными сравнениями с предыдущим, уже не нова. И то, что к следующему релизу объект критики становится новым эталоном - уже тоже привычно.
Зато сама Земфира как никогда раньше верит в свою новую работу. По ее словам, "Спасибо" - ее лучший альбом, и такой самопрезентации веришь. Не как дежурной фразе из пресс-релиза, а как обоснованной позиции. "Обычно к концу работы над альбомом уже устаешь от этих песен и делаешь их уже как бы "на автомате". Эти песни не отпускают меня до сих пор", - говорит она на пресс-конференции перед первым концертным исполнением нового альбома. Это была, наверное, самая информативная и дружелюбная пресс-конференция Земфиры за всю историю ее общения с журналистами. Ответы даже на самые дежурные вопросы превращались в развернутые и познавательные реплики. Так, отвечая на вопрос "Почему тур заканчивается концертом именно в Москве", Земфира не только сообщила, что это оттого, что Олимпийский находится к ней ближе всего и туда можно доехать на троллейбусе. Оказывается, финальный концерт своего грядущего тура певица собирается превратить в шоу. "Мне кажется, уже недостаточно просто стоять на сцене и играть", - говорит она. Декорации, свет, пиротехника - то, с чем она уже попробовала работать на концерте в Зеленом театре, все больше занимают ее внимание.
Как и вопросы распространения нового диска. Оказывается, автором идеи продаж через магазины "Евросети" является сама Земфира. Ситуация в шоу-бизнесе, когда артист связан кабальным контрактом с лэйблом, когда диски продвигаются по накатанным и неэффективным схемам, редко продвигаясь при этом далеко от Москвы, не просто не устраивает ее. Она пытается изменить эту ситуацию. И продажи через разветвленную торговую сеть, чьи желтые точки густо усыпали карту России, кажутся ей сейчас выходом. Экспериментом, как она говорит. И какими бы ни были результаты этого эксперимента - возвращаться к работе по проверенной русским шоу-бизом системе она не намерена. И не собирается больше заключать контрактов с мэйджорами.
И если она не считает, что ее песни должны звучать из каждого ларька ("Это пошло и навязчиво"), то возможность купить свой диск в ближайшем ларьке она считает необходимым предоставить всем желающим. "Потому что это очень хорошие песни и я хочу, чтобы как можно больше людей могли их услышать". Земфира не сомневается в том, что эти песни публика будет петь с ней на концертах. Впрочем, она поет и все остальные, о которых певица не отзывалась так восторженно. "Очень странное ощущение, когда стараешься петь потише, а они перекрикивают тебя". Вот уж этой проблемы перед певицей не встало на концерте.
Новая программа звучала практически в полной тишине. Навес "Цеха готовой продукции" был задрапирован изнутри тканью с граффити "Спасибо" на разных языках. В считанные минуты после того как охрана открыла проход и толпа фанатов, получивших шанс бесплатно попасть на концерт-презентацию, буквально вбежала в зал, пространство ангара было забито. VIP-загончик, не предоставиший гостям никаких удобств кроме меньшей давки, заполнился только перед самым началом концерта. И, в общем-то, значительной разницы в реакции между большим демократичным и маленьким VIP отделами не было.
Из трех уже засвеченных композиций в первой части концерта были сыграны "Мальчик" и "Воскресенье". Остальные же публика слышала впервые и выражать свое отношение могла только одобрительным ревом в паузах. Открывшая выступление "Метро" задала жесткий темп всему выступлению. "Быстро и громко, как и положено на премьере", - говорит Земфира, разматывая шарф. Она много (для нее) говорит в паузах, танцует, прыгает, дразнит музыкантов, даже залихватски свистит в четыре пальца.
Звучание новых песен значительно отличается от привычного. Дело, скорее всего, в аранжировках. Раньше казалось, что, в принципе, любую партию Земфира в состоянии сыграть сама, по крайней мере, ставка на исполнительское мастерство каждого отдельного музыканта не была заметна. Сейчас же фортепианному исступлению Дмитрия Шурова отведено значительное место. И даже стилизации и музыкальные намеки, встраиваемые раньше Земфирой, скорее, на уровне ритма, сейчас лежат в слое инструментальных соло. В общем-то, после дебюта в стиле румбы, представить Земфиру, заигрывающей с танго, можно. Но вряд ли это можно было представить так - в разнузданной перекличке издевательских клавиш с мандолинообразным соло гитары. Этот налет кабаре, раньше не свойственный Земфире, читается и в подаче переанжированных старых песен - даже на уровне актерской игры и жестикуляции у микрофона.
После бурного вступления следует блок гораздо более медидативный. Если поиграть в любимую журналисткую игру с выдумыванием определений, то такие композици как, например, "1000 лет", можно было бы обозвать "трип-роком". Как и в предыдущих, кажется, что у Земфиры изменилась сама конструкция мелодий и текстов. Как если бы ее стихи теперь записывались в аккуратный столбик. Вместо неожиданного слома строки и болезненного вывиха ритма - чуть не эпическое развитие мелодии, неожиданный поворот в которой моментально понимается задним числом как необходимый.
Примерно так же, как соло на трубе в "ПММЛ" вдруг стало таким естественным, что с трудом вспоминаешь, кто же вытягивал этот ход раньше. Новые аранжировки старых песен так прижились, что даже не будучи нигде задокументированы, узнаются поклонниками с первых тактов. После ошарашивающей ознакомительной программы первой части Земфира сыграла блок старых хитов: от "Шкалят датчики" до "Траффика". Зал с облегчением прыгал и откликался на призывы: "Хоровое пение!".
Перед началом второго сета барабанщик и трубач сорвали задник со словом "спасибо" и открылись крыши промзоны. Музыканты играли спиной к густеющей темноте. На одну из крыш послушать концерт перебрались рабочие, клавшие кровлю на соседнем здании. Вместо романтических звезд или какой-нибудь там праздничной иллюминации за спиной Земфиры были темные крыши, силуэты рабочих и красные огоньки их сигарет. И было в этом что-то настолько пронзительно настоящее, что я не смогу воспроизвести, даже если попытаюсь отпустить сейчас все свои эмоции.
Я буду банальна. Спасибо.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)