IGGY & THE STOOGES  Доля ангелов

Есть такой термин в производстве коньяка - называется "доля ангелов". Это какая-то часть коньячного спирта, которая испаряется, пока он томится в дубовых бочках. Может быть, пока братья Эштоны томились в ожидании славы, что-то покинуло их безвозвратно. Игги Поп, конечно, монстр, но ощущения, на сцене происходит что-то значительное или опасное, не было...

Не сказать, чтобы мне очень хотелось идти на этот концерт. Я даже сомневался - идти или нет? 15 лет минуло с тех пор, как мама купила мне тропилловскую пластинку The Stooges - "смотри, какие волосатые, совсем как ты!" и тридцать три года, как изнуренные наркотиками и безденежьем музыканты разбежались в разные стороны, чтобы собраться на старости лет и немного поколесить по свету. Да, увиденные на прилавке харьковского магазина "Мелодия" волосатые, грязные The Stooges сделали свое грязное дело - на десяток лет я стал бездельником. Прекрасно помню тот августовский день, когда поставил пластинку на дядин Hi-Fi проигрыватель. Пели птицы, бабушка на кухне варила борщ. С обложки таращился Игги и его хмурые дружки. "Ты-дыщ-уау-уау-уау-уа" из песни "1969" превратило в пыль мою коллекцию из мелодиевских The Doors, Rolling Stones, Led Zeppelin и Black Sabbath. Бабушка потребовала выключить "эту музыку твою дурацкую". А "Игги Поп и группа", как значилось на конверте, из рядового бездельника превратили меня в бездельника, мечтающего стать рок-звездой.

Строчка "ты не стала женой, я не стал звездой" мелькнула в голове, когда я рассматривал хорошеньких и не очень, девушек, отстегнувших за концерт "отца панк-рока" от 1500 до 2800 рублей в "стоячий партер". Который, кстати, не особенно-то и был забит, к заявленным в билете 20:00. На сцене лабали Ривущие струны - убогое порождение брата Петра Мамонова Алексея Бортничука и вокалиста маргинальной московской группы Хлам (не помню, как его зовут). "Ривущие струны" - это вялые, беспомощные ублюдки, которые думают, что играют злой "гаражный рок". Это жалкое и шумное ничто, с какого-то перепугу нещадно любимое редакцией русского Rolling Stone, доказало свою полную творческую несостоятельность. Вместо того, чтобы пиарить красивых, сексуальных и куда более гаражных Banana Princess (вот кто должен был разогревать Игги!) пафосные разгильдяи из Rolling Stone пиарят такого вот рода "экскрементальную музыку". Срань какая. С трудом мы с музобозревателем одной ушлой газеты дождались, когда дурацкие "Гитаристы" престанут ездить по ушам и уберутся со сцены. Пауза затягивалась. Публике было предложено еще полчаса слушать всевозможные "музыкальные композиции", подобранные без всякого смысла (Sex Pistols и Stranglers: еще бы Joy Division не помешал), покуда техники Игги кое-как проверяли звучание аппаратуры. Делали они это боязливо и непрофессионально. Появилось предчувствие какой-то х..ни.

Когда старик Игги завертелся на сцене, поигрывая накачанными бицепсами, я понял ВСЕ. Предчувствие не обмануло, и можно было уходить. Я понял, что 2300 рублей (2100 плюс 200 за доставку) отданы за ностальгический балаган под названием Iggy & The Stooges. Звук был плох, звук был просто отвратителен. Не знаю, свой ли звукач (накурившийся наркотиков и напившийся пива) был у Игги или это отечественный безмозглый долбоеб (напившийся пива и накурившийся наркотиков) в задумчивости нажимал кнопки на пульте, но такой звуковой каши не приходилось хлебать с концерта моих любимейших Animal Collective в "Апельсине". Звука просто не было. Чтобы хоть как-то поправить положение, выждав минуту затишья между песнями, я проорал звукооператору, забравшись на ограждение его будки,- "хэй ю, саунд инжинир, вэр из зэ гитар, ю факин фак?! Вэр из зэ гитар?!!" Он продолжал нажимать на кнопки. Может, мне показалось, но "гитар" действительно стало немного больше.

Ухали барабаны, ухал бас, где-то сквозь это молодецкое уханье пробивалась из двух маршалловских стэков гитара Рона Эштона. Человека, который создал, мать его, грандж - за 30 лет до Nirvana, и в прошлом году записал "The Weirdness", четвертый альбом The Stooges, который настолько плох, что его стыдно держать в своей коллекции. Я скачал этот альбом сразу после релиза и прослушал ровно пять раз. Виной ли тому продюсер - бестолковый и напыщенный "альтернативщик" Стив Альбини, сделавший себе имя на продюсировании Pixies, Nirvana и PJ Harvey (которая так разозлилась на него, что выпустила тот же альбом в демо-версии) или фригидность музы братьев Эштонов, но ровным счетом ничего из того, что ожидалось (если судить по трекам из последнего сольного альбома Игги "Skull Ring") они, The Stooges, не записали. Но я отвлекся - Скотт Эштон по кличке Rock Action, глядя куда-то в пол, просто тупо молотил по барабанам, практически в одном и том же ритме весь концерт. Его фирменная прифанкованная манера игры куда-то испарилась. "Старик, нам нужен грув, как у Funkadelic, понимаешь?" - так говорил Скотти своему другу Игги, когда объяснял в золотые 70-е, куда все время деваются барабаны из его ударной установки. Юный Скотти торчал, как и Игги, на героине и распродавал свой инструмент по частям, чтобы разжиться дозой. Кстати, новый басист Майк Ватт (старый помре в 75-м,- нет, не от передозировки, а от банального воспаления легких) был хорош, он рубился наравне с Игги, но увы, его супертехничная игра была полностью похерена отвратительным звукооператором.

Про то, что фирменные риффы Рона было практически не разобрать, я уже сказал. Зато можно было вдоволь насмотреться на гитары фирмы Reverend, которые Рону то и дело подносили. Игги, напротив, был в прекрасной форме, выдавая все те трюки, которые мы видели на "Kiss My Blood Live in Paris 1991" (за исключением демонстрации х*я, Игги больше так не делает), на DVD Live at the Avenue" в 1999 и Iggy & The Stooges Live in Detroit 2003... И на фестивале "Крылья". Но тогда, на "Крыльях", все было совсем не так, как сегодня. Игги был тощ и зол, и музыканты его, хоть играли тоже кое-как, но делали это мощно и злобно. Шоу Игги было откровением для всех, кто там был. Сегодняшний концерт был циничным аттракционом. Кручу-верчу, обмануть хочу.

Знаешь, читатель, есть все же какая-то чудовищная несправедливость в том, что куда менее ценные для "матери истории" Deep Purple без труда собирают Олимпийский, а те же The Stooges, чьей дебютный альбом вышел на год раньше дипперпловского, едва собрали пару-тройку тысяч в Б1. При этом Ян Гилан не делает никакого шоу, а лишь вяло покачивает перьями на шляпе. А Игги делает такое шоу, какое никто не делает даже из нынешних растатуированных по самые брови "альтернативщиков". Песни The Stooges играли все - от Sex Pistols до Sonic Youth и даже Guns'n'Roses и HIM играли. А песни Игги и того больше уважаемого народу переиграло - от Дэвида Боуи до диско-дивы Грейс Джонс. А кто играл песни Deep Purple, а? Или Aerosmith? Да что говорить, Игги собирались позвать в The Doors аккурат после смерти Джима Моррисона, а этих губошлепов кто бы позвал в The Doors?

Конечно, старики дали жару. Шоу заметно прибавило градус, когда из-за колонок высунулся саксофонист Стив Маккей, старый добрый Стив, который заливался бешеным соловьем на "Fun House", альбоме1970-го года, пластинке номер один в моем списке самых лучших альбомов рока. Чудо-Стиви заставил этих шестидесятилетних ленивых и алчных дедов взбодриться и перестать считать в уме баксы, вырученные за "реюнион тур" в этом году. Флорида, домик с бассейном, негритянка-шоколадка, здоровое питание и персональный тренер по тайцзи-цюань - все это есть у Игги, который не покладая рук и ног, вертится на сцене всю свою многогрешную жизнь (с перерывами на рехаб). Он это заслужил. А братья? Наверное, тоже. И Игги, что важно, вдохновляет их. Благодаря ему Боуи стал Боуи, Ян Кертис - Яном Кертисом, а Сид Вишес - Сидом Вишесом. Может, Игги и не записал за свою карьеру ничего, столь же значительного, как три классических альбома с The Stooges. Разве что The Idiot, но в этом заслуга скорее Боуи, сочинившем все мелодии. Напрасно кричали зрители "Passanger! Passanger!" Рон принципиально не играет вещи с Raw Power (потому что их придумал не он, а давно бросивший музыку Джеймс Уильямсон), что уж говорить про какой-то там minor hit на музыку Рики Гардинера.

Проект Iggy & The Stooges в лихорадочном темпе отыграл практически всю свою классику, за исключением, быть может, "Little Doll", исполнил несколько новых жизнеутверждающих композиций типа "My Idea Of Fun" и "Little Electric Chair". Но все как-то скомкано, без размаха... Умудрились испортить даже гениальные "Dirt" и "TV Eye". В какой-то момент на сцену вылезли двое изнуренных потных подростков. Они выли вместе с Игги в микрофон, девочка с большими сиськами (нет, она не показала их нам во всей красе) танцевала рядом с Игги, охрана доблестно пиздила напиравших в первом ряду, Игги пару раз нырнул в толпу (не забываем, что стэйдж-дайвинг - это его изобретение) и всласть пообнимался со зрителями - в общем, все как положено. Правда, народ не был готов неистовствовать с такой же самоотдачей и как-то заметно пообмяк ближе к середине концерта, выдохся. Игги конечно, монстр. Он без устали скакал и прыгал, то грозя толпе кулаками, то излучая "позитив" и одаривая толпу отеческой улыбкой, но ощущения, что на сцене происходит что-то значительное или опасное, не было.

Есть такой термин в производстве коньяка - называется "доля ангелов". Это какая-то часть коньячного спирта, которая испаряется, пока он томится в дубовых бочках. Может быть, пока братья Эштоны томились в ожидании славы, что-то покинуло их безвозвратно. Коньяк три звезды. Зато теперь, по словам Игги, он с парнями зарабатывает гораздо больше, чем когда-либо за свою сольную карьеру. Ну и слава Богу.

12.09.2007, Б. БЛАЖКОВИЧ (ЗВУКИ РУ)

Группа IGGY & THE STOOGES