Второй день фестиваля EXIT
начинался с
девичника на главной сцене с участием двух очень разных girls bands. Первыми
разогревало публику британское трио The Pipettes, которое на самом деле
не трио, а полноценный септет, но в разговорах с прессой об этом из какой-то
девичьей кокетливости умалчивается.
Трем солисткам аккомпанирует мужской состав
The Cassettes, а заведует всем этим гитарист и продюсер с оригинальным
псевдонимом Бобби-Чудище (Bobby Monster). В его методах управления явно
чувствуется влияние Фила Спектора (Phil Spector) и эстетики 60-х: три
симпатичненьких барышни в кокетливых костюмчиках единой расцветки или фасона (в
данном случае - платьица в горошек), плотный, вылизанный до мелочей саунд (та
самая спекторовская "Стена звука") и привязчивые поп-мелодии. Правда, мелкий
тиран Спектор муштровал своих подопечных The Ronettes и The
Blossoms до полного вокального совершенства, а вот "Пипетки" в этом смысле
особых сюрпризов не преподнесли. Их ироничный и сентиментальный поп-рок имеет
успех в основном среди продвинутых слушателей, которые знают, кто такой Фил
Спектор, и читали книгу The Manual Билла Драммонда (Bill Drummond
из KLF - в ней детально описыван процесс создания идеального хита, и
именно "Руководством" вдохновился создатель The Pipettes. Впрочем, к черту
интелектуалов, все равно было весело.
Далее - снова девочки и снова с с рефлексиями по поводу шоу-бизнеса, но уже не
изнутри (The Pipettes - чисто продюсерский проект), а как бы снаружи.
Бразильская группа CSS - формально тоже не вполне "девочковая",
поскольку ударник там все же вьюнош, однако бешеная популярность среди
старшеклассниц и первокурсниц ей обеспечена. Поначалу не очень понятно, как
такой с виду дилетантский рок-междусобойчик мог оказаться на огромной главной
сцене. Но постепенно становится понятно, что эта внешняя неряшливость - вроде
фиги в кармане, а на самом деле CSS - крепкие и уверенные в себе музыканты.
Подтачивание поп-идолов у них начинается сразу с расшифровки названия:
Cansei de ser Sexy с португальского переводится как "устала быть секси".
Именно эта восхитительная глупость, якобы оброненная в каком-то интервью Бейонс
Ноулз (Beyonce), вдохновила школьных приятелей на создание группы. Сцена
оформлена с роскошью студенческого капустника, в сценических костюмах
преобладает нарочитый пофигизм, в прямом смысле блистает лишь фронтменша с
кличкой, которая больше подошла бы сисястой порнозвезде. 23-летняя
Lovefoxxx, наполовину японка, а по профессии модельер, каждый раз
выдумывает новые безумные наряды. В этот раз она вышла на сцену в обтягивающем
комбинезоне в блестках и вовсю контрастировала со скромными подругами, в том
числе и почти акробатическими трюками. То так изогнется, то эдак, то встанет на
"мостик" - не прекращая петь ни на секунду. Напористость cSS, таким образом,
маскирует их некоторую безыскусность по музыкальной части: ершистый трехсложный
поп-панк со стебными текстами на тему глянцевых "звезд", шоу-бизнеса и секса.
Бразильянки, несмотря на юный возраст (всем - чуть больше 20 лет) за 3 с лишним
года уже успели основательно набраться концертного опыта, научились налаживать
контакт с публикой, поэтому к концу их 40-минутного сета народ перед главной
сценой уже нешуточно разогрелся перед остальными хедлайнерами.
В этом году состав хедлайнеров EXIT имел ощутимый крен в сторону хип-хопа.
Например, во вторник на главной сцене выступили нью-йорские шлемазлы Beastie
Boys. Адам Яуч (Adam Yauch) сотоварищи в ганстерских костюмах и черных
очках отыграли крепкую вокальную программу из хитов типа Intergalactic,
не забредая в свои инструментально-фанковые дебри, собранные на отличном
альбоме "The In Sound From The Way Out". Когда стало понятно, что психоделией нас
не порадуют, мы стали продираться к выходу с главной сцены. Кстати, ценный
совет посетителям фестивалей: если вы предпочитаете везде стоять в первых
рядах, берегите ваши уши! В непосредственной близости от огромных
колонок-порталов мощность звука порой переваливает за болевой порог, что
чревато звоном в ушах или даже временной глухотой. Запасайтесь берушами - вы
увидитесь, насколько лучше в них слышно, особенно если звукоряд в основном
состоит из ритмичного басового бумканья.
После главной сцены мы держали путь на World Music Stage, где уже должны были
начинать Balkan Beat Box. И вот первый "провис" в расписании. На сцену
только что вышел Шабан Байрамович (Saban Bajramovic), но о проведенных
с ним сорока минутах мы ничуть не пожалели. Шабан - это семидесятилетняя звезда
цыганского фолка, человек совершенно кинематографической судьбы и внешности:
дезертировал из армии к девушке, сел в тюрму, там пел в местной
самодеятельности песни Синатры и Нат Кинг коула, вышел, девушка не дождалась,
он спел об этом песню, ее услышал человек с югославского Гостелерадио, и
понеслась. Сейчас он ходит в гангстерском костюме, шляпе, черных очках и с
двумя охранниками. В партере тем временем собрались парадные декорации к
фильмам Кустурицы: почтенные цыганские бароны и баронессы, все сплошь в Gucci и
Armani, с аккуратными наследниками, возящимися у ног. Это вам не "позолоти
ручку"! Цыгане в пограничной с Венгрией Воеводине - весьма уважаемое
меньшинство, на языке рома вещают местные радио и ТВ. А по песням Байрамовича
можно судить о живучести этой культуры: что бы он ни пел, хоть мексиканские,
хоть прованские народные, даже A Love Supreme Джона Колтрейна (!) - все
звучит так, как будто последние триста лет скиталось по Паннонской равнине с
кибиткой. Стоит заметить, что цыганский фолк в Сербии - это совсем не
разухабистая кабацкая "шамалэ-ромалэ", а абсолютно другая музыка, более...
тонкая, что ли? Она очень точно передает это ощущение от жизни в благодатном,
но очень неспококойном краю, где завтра может не наступить, поэтому праздновать
надо каждый раз как последний. На передаче именно этой особенности
национального балканского характера выехал Неманя (ранее Эмир) Кустурица.
А вот в группе Balkan Beat Box, несмотря на название, нет ни одного жителя
Балканского полуострова, сплошь израильтяне. Главный "балканист" Ори Каплан
(Ori Kaplan) саксофонил в панк-цыганском балагане Gogol Bordello
в его лучшие годы, но не поделил авторитет с Евгением Гудзем и отпочковался в
собственный коллектив. компания подобралась пёстрая: два саксофониста, плотная
ритм-секция и довольно жесткая гитара, все это качается в не слишком
непривычных русскому уху и телу (зато родных всякому болгарину) ритмах типа
9/4, речитативит знойный средиземноморский "кросавчег" Томер Йосеф (Tomer
Yosef). Не двигаться под эту музыку просто невозможно, уже изрядно
набегавшееся ко второму дню фестиваля тело само начинает притопывать и
прихлопывать, а потом и вовсе бросается в слэм перед сценой. Слово Balkan в
названии отнюдь не описывает ту стилистическую пестроту, из которой слеплен
этот Beat Box. Тут и сефардские, берущие за душу мелодии, и "качающие"
североафриканские ритмы, и вдохновенный сербский угар. Второй духовик Эйял
Талмуди (Eyal Talmudi) переключается между тремя саксофонами, кларнетом
и гобоем, удаляется в протяжные соло, а на пару с Ори Капланом они устраивают
чуть ли не саксофонную корриду. Кстати, после концерта Ори Каплан, услышав нашу
русскую речь, троекратно обнял корреспондента Звуков и выразил горячее желание
привезти свою банду в Москву. Ау, промоутеры!
Похоже, окончательно закрепилась традиция фестиваля EXIT завершать день на
главной сцене сетом какого-нибудь известного драм-н-бейсового коллектива в
компании MC. В прошлом году это был Голди (Goldie), а в этом программа
каждого из четырех дней увенчивалась своей командой из мира скоростных ломаных
ритмов. Утро с четверга на пятницу встречали Stanton Warriors в компании
MC Verse, далее шли Zinc B2B Friction и MC Dynamite. Они
выполняли скорее подсобную роль ди-джеев на after-party, а вот в субботу за
пульт вышел настоящий хедлайнер - сам LTJ Bukem, основатель лейбла Good
Lookin', в компании своего давнего друга и коллеги MC Conrad.
Несмотря
на то, что он известен как основоположник более мягкого, джазового,
'атмосферного' крыла драм-н-бейса, на EXIT он выдал достаточно скоростной и
жесткий сет. Что вполне оправдано: многотысячная разгоряченная толпа перед
главной сценой жаждала продолжения веселья после бойкого выступления Snoop
Dogg. И она его получила в полной мере! Как ни странно, после многочасовой
беготни вверх и вниз по огромной крепости отлично восстанавливает силы и
открывает второе дыхание не сидение в баре, а полчаса упоенного утаптывания
пыли на танцполе.
Это,
кстати, одна из претензий публики к организаторам
фестиваля: вместо того, чтобы по весне заново засеять вытоптанные с прошлого
года газоны, их зачем-то решили засыпать галькой. Вроде бы мелочь, но когда ее
одновременно взбивают несколько десятков тысяч ног, начинаешь думать, что в
следующий раз на этот случай неплохо бы захватить респиратор или хотя бы
повязать на лицо бандану. И уж точно не стоит расчехлять камеру или другую
чувствительную технику.
Продолжение следует...
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)