ФЕСТИВАЛЬ  Вход через "Выход" (Часть 2)

Второй день фестиваля EXIT начинался с девичника на главной сцене с участием двух очень разных girls bands, а закончился - командой из мира скоростных ломаных ритмов. Как ни странно, после многочасовой беготни вверх и вниз по огромной крепости отлично восстанавливает силы и открывает второе дыхание не сидение в баре, а полчаса упоенного утаптывания пыли на танцполе под живительный d'n'b...

Второй день фестиваля EXIT начинался с девичника на главной сцене с участием двух очень разных girls bands. Первыми разогревало публику британское трио The Pipettes, которое на самом деле не трио, а полноценный септет, но в разговорах с прессой об этом из какой-то девичьей кокетливости умалчивается.
Трем солисткам аккомпанирует мужской состав The Cassettes, а заведует всем этим гитарист и продюсер с оригинальным псевдонимом Бобби-Чудище (Bobby Monster). В его методах управления явно чувствуется влияние Фила Спектора (Phil Spector) и эстетики 60-х: три симпатичненьких барышни в кокетливых костюмчиках единой расцветки или фасона (в данном случае - платьица в горошек), плотный, вылизанный до мелочей саунд (та самая спекторовская "Стена звука") и привязчивые поп-мелодии. Правда, мелкий тиран Спектор муштровал своих подопечных The Ronettes и The Blossoms до полного вокального совершенства, а вот "Пипетки" в этом смысле особых сюрпризов не преподнесли. Их ироничный и сентиментальный поп-рок имеет успех в основном среди продвинутых слушателей, которые знают, кто такой Фил Спектор, и читали книгу The Manual Билла Драммонда (Bill Drummond из KLF - в ней детально описыван процесс создания идеального хита, и именно "Руководством" вдохновился создатель The Pipettes. Впрочем, к черту интелектуалов, все равно было весело.

Далее - снова девочки и снова с с рефлексиями по поводу шоу-бизнеса, но уже не изнутри (The Pipettes - чисто продюсерский проект), а как бы снаружи. Бразильская группа CSS - формально тоже не вполне "девочковая", поскольку ударник там все же вьюнош, однако бешеная популярность среди старшеклассниц и первокурсниц ей обеспечена. Поначалу не очень понятно, как такой с виду дилетантский рок-междусобойчик мог оказаться на огромной главной сцене. Но постепенно становится понятно, что эта внешняя неряшливость - вроде фиги в кармане, а на самом деле CSS - крепкие и уверенные в себе музыканты. Подтачивание поп-идолов у них начинается сразу с расшифровки названия: Cansei de ser Sexy с португальского переводится как "устала быть секси". Именно эта восхитительная глупость, якобы оброненная в каком-то интервью Бейонс Ноулз (Beyonce), вдохновила школьных приятелей на создание группы. Сцена оформлена с роскошью студенческого капустника, в сценических костюмах преобладает нарочитый пофигизм, в прямом смысле блистает лишь фронтменша с кличкой, которая больше подошла бы сисястой порнозвезде. 23-летняя Lovefoxxx, наполовину японка, а по профессии модельер, каждый раз выдумывает новые безумные наряды. В этот раз она вышла на сцену в обтягивающем комбинезоне в блестках и вовсю контрастировала со скромными подругами, в том числе и почти акробатическими трюками. То так изогнется, то эдак, то встанет на "мостик" - не прекращая петь ни на секунду. Напористость cSS, таким образом, маскирует их некоторую безыскусность по музыкальной части: ершистый трехсложный поп-панк со стебными текстами на тему глянцевых "звезд", шоу-бизнеса и секса.
Бразильянки, несмотря на юный возраст (всем - чуть больше 20 лет) за 3 с лишним года уже успели основательно набраться концертного опыта, научились налаживать контакт с публикой, поэтому к концу их 40-минутного сета народ перед главной сценой уже нешуточно разогрелся перед остальными хедлайнерами.

В этом году состав хедлайнеров EXIT имел ощутимый крен в сторону хип-хопа. Например, во вторник на главной сцене выступили нью-йорские шлемазлы Beastie Boys. Адам Яуч (Adam Yauch) сотоварищи в ганстерских костюмах и черных очках отыграли крепкую вокальную программу из хитов типа Intergalactic, не забредая в свои инструментально-фанковые дебри, собранные на отличном альбоме "The In Sound From The Way Out". Когда стало понятно, что психоделией нас не порадуют, мы стали продираться к выходу с главной сцены. Кстати, ценный совет посетителям фестивалей: если вы предпочитаете везде стоять в первых рядах, берегите ваши уши! В непосредственной близости от огромных колонок-порталов мощность звука порой переваливает за болевой порог, что чревато звоном в ушах или даже временной глухотой. Запасайтесь берушами - вы увидитесь, насколько лучше в них слышно, особенно если звукоряд в основном состоит из ритмичного басового бумканья.
После главной сцены мы держали путь на World Music Stage, где уже должны были начинать Balkan Beat Box. И вот первый "провис" в расписании. На сцену только что вышел Шабан Байрамович (Saban Bajramovic), но о проведенных с ним сорока минутах мы ничуть не пожалели. Шабан - это семидесятилетняя звезда цыганского фолка, человек совершенно кинематографической судьбы и внешности: дезертировал из армии к девушке, сел в тюрму, там пел в местной самодеятельности песни Синатры и Нат Кинг коула, вышел, девушка не дождалась, он спел об этом песню, ее услышал человек с югославского Гостелерадио, и понеслась. Сейчас он ходит в гангстерском костюме, шляпе, черных очках и с двумя охранниками. В партере тем временем собрались парадные декорации к фильмам Кустурицы: почтенные цыганские бароны и баронессы, все сплошь в Gucci и Armani, с аккуратными наследниками, возящимися у ног. Это вам не "позолоти ручку"! Цыгане в пограничной с Венгрией Воеводине - весьма уважаемое меньшинство, на языке рома вещают местные радио и ТВ. А по песням Байрамовича можно судить о живучести этой культуры: что бы он ни пел, хоть мексиканские, хоть прованские народные, даже A Love Supreme Джона Колтрейна (!) - все звучит так, как будто последние триста лет скиталось по Паннонской равнине с кибиткой. Стоит заметить, что цыганский фолк в Сербии - это совсем не разухабистая кабацкая "шамалэ-ромалэ", а абсолютно другая музыка, более... тонкая, что ли? Она очень точно передает это ощущение от жизни в благодатном, но очень неспококойном краю, где завтра может не наступить, поэтому праздновать надо каждый раз как последний. На передаче именно этой особенности национального балканского характера выехал Неманя (ранее Эмир) Кустурица.
А вот в группе Balkan Beat Box, несмотря на название, нет ни одного жителя Балканского полуострова, сплошь израильтяне. Главный "балканист" Ори Каплан (Ori Kaplan) саксофонил в панк-цыганском балагане Gogol Bordello в его лучшие годы, но не поделил авторитет с Евгением Гудзем и отпочковался в собственный коллектив. компания подобралась пёстрая: два саксофониста, плотная ритм-секция и довольно жесткая гитара, все это качается в не слишком непривычных русскому уху и телу (зато родных всякому болгарину) ритмах типа 9/4, речитативит знойный средиземноморский "кросавчег" Томер Йосеф (Tomer Yosef). Не двигаться под эту музыку просто невозможно, уже изрядно набегавшееся ко второму дню фестиваля тело само начинает притопывать и прихлопывать, а потом и вовсе бросается в слэм перед сценой. Слово Balkan в названии отнюдь не описывает ту стилистическую пестроту, из которой слеплен этот Beat Box. Тут и сефардские, берущие за душу мелодии, и "качающие" североафриканские ритмы, и вдохновенный сербский угар. Второй духовик Эйял Талмуди (Eyal Talmudi) переключается между тремя саксофонами, кларнетом и гобоем, удаляется в протяжные соло, а на пару с Ори Капланом они устраивают чуть ли не саксофонную корриду. Кстати, после концерта Ори Каплан, услышав нашу русскую речь, троекратно обнял корреспондента Звуков и выразил горячее желание привезти свою банду в Москву. Ау, промоутеры!

Похоже, окончательно закрепилась традиция фестиваля EXIT завершать день на главной сцене сетом какого-нибудь известного драм-н-бейсового коллектива в компании MC. В прошлом году это был Голди (Goldie), а в этом программа каждого из четырех дней увенчивалась своей командой из мира скоростных ломаных ритмов. Утро с четверга на пятницу встречали Stanton Warriors в компании MC Verse, далее шли Zinc B2B Friction и MC Dynamite. Они выполняли скорее подсобную роль ди-джеев на after-party, а вот в субботу за пульт вышел настоящий хедлайнер - сам LTJ Bukem, основатель лейбла Good Lookin', в компании своего давнего друга и коллеги MC Conrad.
Несмотря на то, что он известен как основоположник более мягкого, джазового, 'атмосферного' крыла драм-н-бейса, на EXIT он выдал достаточно скоростной и жесткий сет. Что вполне оправдано: многотысячная разгоряченная толпа перед главной сценой жаждала продолжения веселья после бойкого выступления Snoop Dogg. И она его получила в полной мере! Как ни странно, после многочасовой беготни вверх и вниз по огромной крепости отлично восстанавливает силы и открывает второе дыхание не сидение в баре, а полчаса упоенного утаптывания пыли на танцполе.
Это, кстати, одна из претензий публики к организаторам фестиваля: вместо того, чтобы по весне заново засеять вытоптанные с прошлого года газоны, их зачем-то решили засыпать галькой. Вроде бы мелочь, но когда ее одновременно взбивают несколько десятков тысяч ног, начинаешь думать, что в следующий раз на этот случай неплохо бы захватить респиратор или хотя бы повязать на лицо бандану. И уж точно не стоит расчехлять камеру или другую чувствительную технику.

Продолжение следует...

06.09.2007, Алексей КОВАЛЕВ (ЗВУКИ РУ)