THE POLICE  Для тех, кто ждал почти четверть века

В этом году мечта длиной почти в 25 лет стала реальностью: воссоединилась легендарная группа Police. Очень интересно было, как ведут себя на сцене тысячу лет не игравшие вместе люди, тем более, что из лагеря группы доходили новости, что они не против поскандалить между собой так же задорно, как и в молодости. Оказалось, что лучшие черты они не растеряли, хотя некоторые роли заметно поменялись. Звуки публикуют эксклюзивный репортаж из Дании...

Да, признаю, я ошибся в прошлогодней статье, когда написал, что турне Стинга (Sting), во время которого он исполнял многие песни Police, означает, что Police уже никогда не воссоединятся. Все оказалось диаметрально наоборот. То ли Стинг готовился таким образом к воссоединению, то ли прощупывал реакцию зрителей, то ли давил авторитетом на Энди Саммерса и Стюарта Коупленда - сложно сказать, но в этом году мечта длиной почти в 25 лет стала реальностью.

Более того, я допустил и второй недосмотр. Погрузившись с головой в работу, я пропустил объявление о воссоединении группы и большом турне, а когда проснулся, оказалось, что в большинстве городов билеты либо уже все проданы, либо остаются за такую цену, которую я никак не мог себе позволить. Поиск по Интернету тоже не обнадежил - информационное пространство пестрело заголовками типа "Билеты на концерт в Амстердаме кончаются через полтора часа после начала продаж!".
Из всех городов, где места еще были, и где я мог их немедленно купить, лучше всего подошел датский Орхус. И вот, посетив 31 августа концерт Анны Тернхейм в Стокгольме (про него будет отдельная статья, ибо он того заслуживает), я отправился ночным автобусом в Данию.

Поначалу меня очень удивляло, почему Police выбрали для одного из немногочисленных концертов небольшой провинциальный Орхус, а не Копенгаген, Хельсинки или Москву. Оказалось, что в Орхусе есть специальное поле, на которое может собраться практически неограниченное количество людей (вот почему билеты не кончались!), Стинг уже неоднократно там играл и ему, видимо, понравилось.

Приезд Police в Орхусе автоматически сделал 1 сентября днем города - подозреваю, что других столь значимых событий тут не было давно. В поезда из столицы было сложно влезть; специально были назначены дополнительные поезда не только в Копенгаген, но и в Гамбург. На улицах творился праздник, на каждом шагу раздавали листовки, где подробно объяснялось, как добраться до поля проведения концерта и как себя там вести, а из нескольких мест в городе курсировали с утра бесплатные автобусы-шаттлы.
Все это привело к тому, что на концерте собралось, по беглым оценкам местных наблюдателей, более 25 000 человек, а на мой взгляд - заметно больше. По-моему, такую посещаемость я видел разве что по телевизору - и то на концертах The Beatles.
Не стоит, наверное, и говорить, что организация мероприятия была на высоте - помимо удобного входа и выхода, бесплатных автобусов, порадовало множество еды, точек продажи атрибутики и туалетов, с чем в России почему-то всегда проблема. Ну и звук был расставлен явно большим мастером своего дела.

The Police явно позаботились о мерчандайзинге перед началом турне. Одних только футболок было выпущено порядка 30 разновидностей, не говоря уже о всяких балахонах, чашках, ручках, сумках и плакатах. Цены кусались: футболка стоила чуть больше 30 евро, но народ безропотно покупал. Впечатляла и организация сцены: количество техников, рабочих и грузовиков переваливало за сотню. Было бы интересно ознакомиться с бюджетом такого шоу: совершенно очевидно, что расходы немаленькие, но насколько немаленькие - осталось загадкой.
Впрочем, бизнес - бизнесом, а с творчеством и душой все тоже оказалось в порядке.

Открыла концерт ровно в 19.30 (ни секунды опоздания!) группа FictionPlane, где фронтменом сын Стинга Джо Самнер. По поводу этой группы уже довольно много копий сломано, сломаю и пару своих: играть ребята умеют, на сцене не тушуются, младший Самнер вообще в своем милитаристском костюме выглядит офигенно героически, однако с сочинением песен у них полная беда. Прямо как том анекдоте про елочные игрушки, которые не радуют. Запомнилась лишь последняя композиция с рефреном "Fuck yourself and fuck your cigarettes!" - то ли потому, что последняя, то ли потому, что я не курю.
Остается загадкой, почему Стинг так упорно таскает сына в турне. То ли семейному бюджету так лучше, то ли маэстро полагает, что такие ребята Police уж точно не затмят, то ли так просто удобней. Ну да ладно.

После выступления Fictionplane техники рекордно долго возились с оборудованием (вот уж точно - у семи нянек дитя без глазу...), и за это время стемнело и на поле налетели грозные тучи. Народ забеспокоился, но ожидаемого ливня так и не состоялось. Лишь к концу концерта пролились первые робкие капли, на которые, собственно, никто не обратил внимания.
И вот, примерно в 20:50, после неожиданной прелюдии к концерту в виде проигранной через динамики песни Боба Марли "Get Up Stand Up" (то ли отсылка к любимому группой регги, то ли ирония над собственным "официальным" названием) легендарные ветераны выскочили на сцену и начали с "Message in a Bottle".
Начали прогнозируемо, но от этого не менее круто. "Message..." я недавно услышал на Даниловском рынке, совершая покупки, и подумал, что вот так, наверное, песни и попадают в вечность. Дальше оказалось, что музыканты не играли плей-лист в заученном порядке (я ознакомился с ним в интернете), а довольно вольно его перелопатили.
В итоге по сравнению с американской частью тура исчезли "Spirits in the Material World" (вообще, очень жалко - очевидцы говорят, что это была чуть ли не лучшая версия песни за все времена), "Bed's Too Big Without You" и "Murder By Numbers", зато появились Hole In My Life", Truth Hits Eeverybody" и Every Little Thing She Does is Magic".

В итоге полный плей-лист выглядел так:
Message in a bottle
Synchronicity 2
Walking on the moon
Voices inside my head/When the world is running down
Don't stand so close to me
Driven to tears
Hole in my life/Hit the road
Truth hits everybody
Every little thing she does is magic
Wrapped around your finger
Invisible Sun
De Do Do Do De Da Da Da
Walking in your footsteps
Can't stand losing you/Regatta de blanc
Roxanne

Первый бис - King Of Pain, So Lonely и Every Breath you take
Второй бис - первый сингл группы Next to you (оформленный архивным видеокадрами) и инструментальный проигрыш b-стороны того же сингла "Dead End Job".

Сыграно практически все было великолепно, но для ценителей скажу, что больше всего мне понравились слегка галлюциногенная аранжировка "Walking on the moon" и неожиданно современная (кто бы мог подумать!) версия старинной и хорошо забытой "Truth hits everybody".

Оформление сцены было достаточно минималистским. Лишней феерии никто не устраивал - это вообще не в духе Police. Местами освещение в цветах Ghost in the machine, местами цвета Synchronicity, иногда к месту какие-то дополнительные темы - но ничего лишнего, хотя в прожекторах и экранах никто недостатка не испытывал.

Теперь, наверное, о главном. Очень интересно было, как ведут себя на сцене тысячу лет не игравшие вместе люди, тем более, что из лагеря группы доходили новости, что они не против поскандалить между собой так же задорно, как и в молодости.
Оказалось, что лучшие черты они не растеряли, хотя некоторые роли заметно поменялись. Например, в книге о группе четко написано, что Стинг всегда зажимал роль Энди Саммерса, отводя тому для соло всего несколько тактов и не играя его песни. Теперь, видимо, фронтмен стал проще относиться к жизни, поэтому Энди периодически выдавал нечто феерическое, в частности, в растянувшейся минут на десять Walking on the moon.
В очередной раз стало ясно, что Энди - возможно, один из лучших рок-гитаристов за все времена, только он так никогда и не вышел на первый план. А ведь Энди в этом году исполняется уже 65 лет! И выглядит он как хоббит Бильбо Бэггинс, которому вдруг дали какую-то странную красную штуку. Но именно игра Энди подвигла кого-то на одном из форумов к простому, но точнейшему комментарию: Hey, Andy Summers rocks! Точнее и не скажешь.

Стюарт Коупленд, как всегда, выглядел великовозрастным разгильдяем, так им и остался. Чуть ли не на половине песен у него было такое выражение лица, как будто он забыл всю партию, сломал палочки и не успевает дотянуться до нужного барабана одновременно, однако это все было частью игры - он не только отлично справлялся с барабанной установкой, но и периодически переходил на перкуссию или колдовал с гонгом во "Wrapped around my finger".

Стинг же сумел забыть о том, что он вообще-то стал благопристойным пенсионером с достаточно невнятными последними альбомами, а расслабился и получал удовольствие. Я придерживаюсь мнения, что после Police он, кроме двух-трех песен, так ничего толком и не написал, и этот концерт меня совершенно не разубедил. А когда на бис Самнер-старший нахлобучил шапочку с символикой сошедших с ума цифр из "Ghost in the machine", показалось, что и не было этой четверти века без Police...

Зрительский состав полностью соответствовал происходившему на сцене. Я никогда не видел, чтобы даже стюарды пели вслух практически все песни; а все прочие посетители концерта, по-моему, пели всё. Во время концерта и после него я чувствовал радость, что, наконец, мечта стала явью; гордость, что я все эти годы любил действительно великую группу; и сожаление - что такого концерта Москва, похоже, не увидит.
Хотя кто знает? - запал у легендарного трио еще есть...

05.09.2007, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)