ФЕСТИВАЛЬ  Pukkelpop: день третий, где героя плющит

Мы ездим на фестивали не только ради атмосферы и возможности посмотреть на любимые группы. Но и ради того радостного чувства, что, какой бы мы выбор не делали каждый час этих фестивальных дней, результат всегда будет впечатляющим.

Третий день сумбурен, расписание составлено так, что сеты наползают друг на друга. Так что ходим неторопливо, пробуем различную пищу - от мексиканских тако до земляничных морсов. Правы были старожилы, утверждавшие - ребята, берите побольше денег, там столько всего вкусного! Реабилитируем материальные потери как в сериалах - собирая различные промо-материалы. Правда, бесплатный массаж нам так и не сделали, зато выдали по забавной шляпке за чистку зубов.

Металлеры Morda выскакивают на сцену в тот момент, когда публика только просыпается. Так что встречают их рев почти гробовым молчанием: мол, пацаны, кого вы хотите удивить. Слухи о том, что российские мечи и орала ничем не хуже европейских, оправдываются.
The Rakes тоже вроде изобретают велосипед, но в них есть шарм, а перед ними - толпа подпевающих поклонников. Вокалист с повадками Джарвиса Кокера, гитарист, которому явно снится каждую ночь Грэм Коксон - ботаники жгут.
Хотя оккупировавшая главную сцену Sparta - это и осколок At Drive-In, с математикой тут явно схалявничали. Крепкий мэйнстрим. А вот временный жилец Club Патрик Уотсон (Patrick Watson) - совсем другая история. Он писал песни для нового альбома The Cinematic Orchestra и катался в тур с такими людьми как Эмон Тобин (Amon Tobin) и Джон Кейл (John Cale). Музыка чем-то напоминает вчерашний сет Devotchka, но Уотсон более размерен, он любит баллады и пианино, и вообще - похож на Руфуса Уэйнрайта.

Альберт Хаммонд Младший (Albert Hammond Jr.), он же гитарист The Strokes, в сольном варианте отрывается по полной. На сцене на гитаре играет не только он, но еще два чувака на подхвате. Приятно слышать, как один из инструментов тему подхватывает, второй развивает, третий превращает ее инди-роковый поток перегруженных аккордов. Словно на мастер-класс по современному рок-н-роллу сходить. Примечательно, что одним из номеров программы становится кавер на "Old Black Dawning" Фрэнка Блэка (Frank Black). А то, что альбом "Yours to Keep" назван по строчке из песни Guided by Voices вам наверняка уже известно.
Другое дело Voxtrot, под которых можно просто плясать без остановки - у них в голове не только пост-панк, но и рок-н-ролл. Да так, что доски гнутся, пульт у световика подпрыгивает, но он ни слова не говорит: клиент всегда прав. Замечаем, что, оказывается, все выступления записываются на аудио. И когда же их издадут? Группа, кстати, заработала себе славу именно концертами - их сильно любят блоггеры.

У The Shins тоже, похоже, появилось невероятно большое количество поклонников. Они радуются каждому треку, хотя гитарный звук превращается в кашу, разобрать что-то трудно. Такой образец американской инди-группы с необязательными к запоминанию мелодиями. Иногда, как выясняется, лучше не ходить на концерты новых любимцев.

Кейт Нэш (Kate Nash) играет еще и в акустике в Mone White Room, но туда уже точно не пробиться. Ее сравнивают с Лили Ален (Lily Allen), но у Кейт совсем другие козыри. Она совсем не юный алкоголик-оторва, а милейшая девушка с копной рыжих волос, наслушавшаяся Регины Спектор (Regina Spektor), но оставшаяся лондонской барышней от пальцев ног до макушки. Альбом "Made of Bricks" попал на первую строчку в Британии, видимо, на большом острове соскучились по тви-попу и прекрасным девичьим голосам.

Бросаем взгляд на Silverchair. Австралийы. выросли в молодцев, занимающихся коммерцией в чистом виде. Goldie крутит любимый drum'n'bass, но танцевать днем два часа под одно и тоже увольте.
Но - удивительно хороши Kings of Leon. Братья Фоллоуилы (Followill) постригли свои патлы и выглядят взрослыми мужиками, отыгравшие уже не один мировой тур. Одного трека "Mollys Chamber" с заводным риффом хватает для того, чтобы выбить из меня признание - олд скул нельзя победить.

CocoRosie вообще не похожи на нео-фолкеров - на сцене царствует бит-боксер с басистом, а сестры с Кэссиди с фирменными усиками над верхней губой сооружают своебразный ответ r'n'b. Их последний альбом несколько разочаровывает, но вживую родственники, кажется, проводят тренировки перед боксерским боем с Бьорк (Bjork). Где ей не поздоровится.

Новые любимчики публики Spoon (из того же города, что и Voxtrot - Остин, штат Техас) за шесть альбомов сумевшие найти свой стиль - гитарные и клавишные стаккато, резкий вокал и экспрессивная лирика. Такие песни, как "Don't Make Me a Target", хочется напевать уже при первом прослушивании. В полутемном шатре она смотрится как номер кабаре из одноименного фильма. Или его кибер-римейка.

Далее - что ни выступление, то мощь. LCD Soundsystem. Вчера у них навернулось что-то в сэмплерах и прочих магических штуках. Зал сочувственно вздыхает. "Нет, нет, мягче, еще мягче, вот так: "Aahh..", - говорит Джеймс Мерфи (James Murphy). Плотный мужик в белой футболке не только поет, но еще и делит с барабанщиком Пэтом Мэхоуни (Pat Mahoney) установку. Почти весь материал исполнен вживую, басы гудят так, что сердце подпрыгивает. Группа начинает с "Daft Punk Play In My House" и завершает двойным ударом - развернутой "Yeah" и бродвейской "New York, I Love You but You're Bringing Me Down" с шикарной кодой. Почему Мэрфи так мало поет?

У Nine Inch Nails все так же, как и на концертах в России - сначала натуральное светопредставление, в котором и Трента Резнора (Trent Reznor) не сразу заприметишь сначала, а потом и волшебный экран перед, а главное, далее - за музыкантами. Приятно, что звезды не ограничивают себя в средствах и делают на фестивалях полноценное шоу. Звук у NIN просто замечательный, публика в большинстве своем спешно наворачивает свою порцию кайфа в пивном и звуковом эквиваленте.

Увидеть Sonic Youth дважды за лето, да еще в двух вариантах - разве можно было о таком подумать несколько лет назад! Теперь нате - "Привет, мы Sonic Youth и мы играем "Daydream Nation". Альбом от начала до конца - результат долгих репетиций и прослушиваний студийных записей. Удивительно, но единственная лажа допускается в хитовой, многократно сыгранной "Teen Age Riot" - гитарист Ли Ранальдо (Lee Ranaldo) что-то путает во вступлении ко второму куплету, так что приходится начинать заново. Музыканты сосредоточены на материале, на прыжки и танцы почти нет времени, но все это искупается качеством материала, который звучит так, словно был закончен позавчера. На бис исполняются свежие "Reena" и "Pink Steam" - разница почти не ощутима.

Заканчиваем фестиваль не сетом Tool, но мессой от Woven Hand. И хотя звучат они гораздо менее загадочно, чем в записи (тычем пальцем в блюзмена-гитариста. Он, кстати, родом из Бельгии). Но голос фронтмена Дэвида Юджина Эдвардса (David Eugene Edwards) все так же проникновенен. Народу в зале не так уж и много, наверняка большая часть публики сейчас стоит у главной сцены и на танцполах, но на финиш хочется выходить не в состоянии аффекта, но после некоего подобия катарсиса. Простая и заполняющая все вокруг себя музыка Woven Hand служит хорошим фоном для того, чтобы подумать, много ли нервных клеток осталось живо только потому, что услышали искренние звуки, издаваемые этими прекрасными людьми. Мы ездим на фестивали не только ради атмосферы и возможности посмотреть на любимые группы. Но и ради того радостного чувства, что, какой бы мы выбор не делали каждый час этих фестивальных дней, результат всегда будет впечатляющим.

31.08.2007, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)