KIMBATA  Киншаса-Париж-Москва

Кимбата - редкое явление в российской музыке. Ее основатели - два жителя Конго и четыре московских инструменталиста, влюбленные в африканскую музыку. Их дебютный альбом "Mea Culpa" вышел в прошлом году. Подробностями делится гитарист группы.

Кимбата - редкое явление в российской музыке. Прежде всего, обращает на себя внимание смешанный состав группы: ее основатели - два жителя Конго Андре Пеленда и Алино Мбала, которые начинали свою карьеру в ансамблях Киншасы, и четыре московских инструменталиста, влюбленные в африканскую музыку. Языки - киконго, лингала и французский. Музыка: все начинается с румбы, а потом - пачанга, сукус, зук, реггей, ндоболо, ска, сальса, афробит, нью рутс: Их дебютный альбом "Mea Culpa" вышел в прошлом году на лейбле "Bad Taste". Подробностями делится гитарист Илья Чистяков.

КОНГО

- Гитарой я занимался довольно давно. Увлекся латиноамериканской музыкой, играл в проекте Карла Хламкина, потом стал изучать африканские ритмы (а еще - сотрудничал с Леонидом Сойбельманом (Не ждали), Сергеем Летовым, Джа Дивижн - Р.К.). Появился интерес к музыке таких людей, как Марк Рибо, к музыке его группы Los Cubanos Postizos. То есть - к ансамблям, которые состояли преимущественно из белых музыкантов и при этом играли латиноамериканскую музыку. На почве любви к румбе я познакомился с Андре, а он оказался родом из Конго. Случилось это, кстати, на сплаве в республике Марий Эл. Конго - это практически родина румбы. Там играют примерно то же, что и на Кубе, но немного по-другому. А я устал к тому времени от панка и блюза. Захотелось открыть для себя то, чего не знал раньше. И я стал изучать африканскую музыку, не только конголезскую, но и южную - ЮАР, Мали, Зимбабве. Там также есть просто потрясающие группы. Втянулся в это дело. Наш перкуссионист Кирилл Степаненко тоже увлекся этим. Басист Федор Случевский уже успел поработать в Париже не только с Алексеем Хвостенко, но и со многими африканскими музыкантами. А барабанщик Гарик Багдагюлян - он просто универсал! Переиграл, похоже, со всеми - от Федора Чистякова до Пакава Ить.

ПРАВО ГОЛОСА

- Мы играем панафриканскую музыку. Когда ты черный и находишься в Африке, то не можешь правильно оценить все то, что происходит вокруг. Нам повезло больше - ведь мы не воспитаны на одной культуре. Мы можем оценить и взять лучшее. Поэтому у нас получается интересный синтез различных музыкальных стилей. Обычно Андре приходит с готовой песней или фольклорной темой, и мы играем с ним вдвоем, или он джемует с Федей. И песня постепенно обрастает аранжировками. У нас очень демократические отношения в группе. (Кстати, сейчас группа ведет свое существование в симбиозе с дружественной командой Папатоки, а потому именуется Кимбата-Папатоки - Р.К.).

СОБОРНОСТЬ

- Как относитесь к афробиту?
- Ну, это же нигерийское явление. Мы используем эти ритмы. Потому что... Ну, все же слушали Тони Аллена и Фела Кути! Если бы мы были белой группой, то могли бы играть только афробит. Но большая часть наших вещей - до неузнаваемости обработанный конголезский фолк. В наших песнях - картинки из африканской жизни: в них поется про любовь, одиночество, работу. Я надеюсь, что такая музыка - не только экзотическое явление. Любая великая культура - соборная, она собирает все лучшее из других культур, она не может вариться в собственном соку. Ведь в музыке процессы проходят быстрее, чем в жизни. Мы хотим, чтобы люди не боялись черной культуры. Она ведь очень богатая, в ней много нюансов, которые очень интересны. Хочется, чтобы все эти расовые предрассудки исчезли.

МОЯ ВИНА

- "Mea Culpa" - это песни, которые мы писали на студии "КМ" у Алеши Денисова и на "Базе 13". Он немного устарел, потому что многие песни уже переанжированы, переделаны. Диск получился менее концертным и более акустическим, хотя там есть и барабаны, и прочее приметы электрического саунда. Мы пытались в него впихнуть все, что можно. В альбоме вложен большой диапазон чувств. Кстати, "Mea Culpa" переводится с латинского как "моя вина". Так называется песня, посвященная женщинам, с которыми мы не очень хорошо расстались. А еще это цитата из католической мессы.

ЕВРОПА

- Поедем туда, когда будут готовы все документы. Есть много вариантов, куда. Там это более востребовано, конечно. Больше африканцев, хотя дело не в этом. Я видел гигантский фестиваль, который делал Питер Габриэл в Англии. Наверное, 100 тысяч человек, собралось! Люди просто понимают. Во Франции африканские певцы собирают огромные залы. А здесь... Потенциала никакого. Пожалуй, мы являемся хорошим исключением из правил.

29.08.2007, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)