SILENCE KIT  Поверх барьеров

Словосочетание "русский пост-рок" невероятно смущает. В композициях, в большинстве своем лишенных вокала, тяжело услышать что-то коренное. Однако при упоминании группы Silence Kit сомнения почему-то пропадают. Пусть они будут - единственными в своем роде.

Словосочетание "русский пост-рок" невероятно смущает меня. В композициях, в большинстве своем лишенных вокала, тяжело услышать что-то коренное. Термин западный, придуман журналистами с того берега Атлантики - о чем вообще можно вести речь, находясь в России?
Однако при упоминании группы Silence Kit сомнения почему-то пропадают. Пусть они будут - единственными в своем роде.

Когда Борису Белову, Федору Дмитриеву и Григорию Алексаняну из московской команды под названием Dairy High надоело играть брит-поп и вступать в разногласия с остальными участниками команды, они решили найти музыкантов для нового проекта. Silence Kit появились в апреле 2002-го. В группе тогда играли клавишник Андрей Гаврилов и басист Сергей Богатов.

Квинтет пошел по нестандартному пути, записав сначала диск и лишь потом выступив на сцене - случилось это на фестивале "Stop The Silence".

В конце года вышел self-titled альбом. Если говорить о стиле, то это был настоящий инди-рок - с признанием в любви ко многим западным командам, с английскими текстами, которые Федор Дмитриев до сих пор не то что стесняется напечатать - даже петь. Хотя тексты замечательные - редко кому удается написать лирику, достойную музыки. Диск начинался с эмбиента - видимо, именно здесь были использованы "ghost guitar", "ice guitar" и "two-faced guitar", обозначенные в кредитах к альбому. Последняя композиция "Objects In The Mirror Are Closer Than They Appear / No=Fear" длилась почти 15 минут - и это был шаг в сторону экспериментального рока.

Альбом вышел без помощи лейблов - ребята выпустили его сами. Это сейчас любой бэнд считает своим долгом продекларировать свою приверженность идеологии DIY, а тогда это было внове - свой диск с красивой и загадочной обложкой (снимок шлюза в районе Тушино), изданный достаточно крупным тиражом... Музыканты раздавали его бесплатно.

В феврале 2003-го Алексаняна заменил Сергей Ледовский. Летом в группе появился виолончелист Ярослав Ковалёв. Ранее он был известен только как профессиональный сессионщик, игравший, к примеру, на Красной площади со Scorpions в составе оркестра. Осенью из группы ушел Андрей Гаврилов. Команда перешла исключительно на звук струнных.

А в следующем году в мае вышел "Pieonear" - наверное, именно тогда о группе узнало очень много людей (хотя как этом можно говорить достоверно, если речь идет о независимой команде без контракта с лейблом?). Снежная фигура на обложке, три композиции, начиненные тяжелыми риффами и туманным гитарным эмбиентом. Центральная вещь длится почти 40 минут! Такого в российской рок-музыке еще не было. Началась пора частых концертов в треугольнике Москва, Нижний Новгород, Питер, - с заездами в Тверь и Киев. Любой концерт начинался с того, что музыканты выкладывали на сцену десятки гитарных примочек под спонтанно возникающие споры местных экспертов по звуку, снимающих их схемы подключения на мобильники и фотокамеры. Хотя ребята говорили, что многие из примочек они используют на концерте не больше полуминуты. И вообще, мол, они гонятся за качеством, а не количеством. И правда, когда начиналась музыка, публике было уже не до технических наворотов.

Группу постоянно приглашали выступить в компании с заезжими командам - такими, как Mus (Испания), Ravelin 7 (Чехия). В прошлом году они разогревали Piano Magic (Великобритания) и американскую певицу Skin, в этом - Red Sparowes.

Мне случилось пересечься с ними на втором фестиваля "Avant" летом 2005 года. Группа играла без Ярослава, который получил травму перед концертом. Играли они поздно вечером, когда пришло достаточно большое количество народа. На экране проецировался фильм, созданный режиссером Павлом Руминовым за несколько дней до начала фестиваля. Сами музыканты увидели ленту только после - это было чередование небрежных надписей на бумаге и множества кадров. Когда после невероятно тихого куска группа рванула в безумный хард-кор, а за ними, на экране, появились огромные иконы (помните, никакого синхрона, никакой подготовки!) - у меня глаза полезли на лоб. Это было сногсшибательно (в феврале этого года Павел Руминов снял фильм "Мертвые дочери", вышедший в широкий прокат. В нем также использована музыка Silence Kit). Сергей Богатов, неофициально выполняющий обязанности директора в группе, сообщил, что они все-таки решились поехать на концерт в Нижний Новгород с группой Hood - им пообещали вернуть деньги за билеты на поезд позже. В два часа ночи мы уже шли по плацкартному вагону, пропахшему вчерашней едой, и искали свободные места. Рухнули на полки, не спрашивая белья, и заснули. "Вот они, суровые выходные будни инди-музыканта", - подумал я. Утром Hood вместе с нами везли на ПАЗике, в которых, как известно, в Москве возят только гробы на кладбище. Англичане молчали, а "русские пост-рокеры", играющие мрачную психоделичную музыку, напротив, шутили и смеялись. Вечером на концерте они даже устроили скандал - на сцену тогда выбрался один из товарищей группы и начал вопить в микрофон. А потом вырубился в гримерке. А группе нужно было успеть приехать утром в столицу, чтобы успеть на работу.

У них у всех есть немузыкальные профессии, при этом все заработанное с продаж дисков и концертирования они кладут в кассу. Они - пример группы, которая ставят общность интересов выше обычного тусования вне репетиций. Поэтому даже трагедия не сломала их. 5 сентября 2005 погиб Ярослав Ковалёв. Группа решила остаться в формате квартета. Из группы ушел Сергей Ледовский, занятый в то время еще в трех группах. Его сменил 20-летний Наири Симонян. Этот выходец из Нагорного Карабаха оказался весьма предприимчивым молодым человеком - именно он является владельцем лейбла "Figurestatic Music", на котором были переизданы оба альбома группы. На фестивале "Авант 2006" можно было видеть, как он торгует продукцией лейбла в собственной палатке. А рядом Богатов делится впечатлениями: "Нам сказали только что: "Все было клево, только вот барабаны громче гитар". А я думаю: "Йес, ну наконец-то нам сделали правильный звук". Сейчас Ледовский вновь вернулся в строй, а в группе появился еще и третий гитарист Евгений Франкевич.

Они пишут новый альбом в течение года. И пытаются зафиксировать живой звук группы - с легкими огрехами (по-вашему, зря они назвались по песне американской инди-иконы Pavement?), с любовью к металлу (Iron Maiden - это их навсегда), с диким желанием удивить. Редкий пример стабильной независимой группы, которая не пытается приспособить мир к себе, а ждет, когда пространство само прогнется под ними.

P.S. 1 сентября Silence Kit представляют свой альбом "The Great Red Spot" в клубе 16 тонн.

23.08.2007, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)