NINE INCH NAILS  Смерть ему к лицу

Выступление, от которого ничего не ждал кроме воспоминаний о том, что было актуальным в середине 90-х, почему-то оставило самое яркое впечатление. Все, кто в последнее время выступал в Москве, тихо отдыхают после Nine Inch Nails

В нашу позитивную, а посему пустую эпоху туповатого гламура как-то не принято петь о боли и страданиях. Любой эпатаж и провокация, надрыв и все, что связано с музыкой гранж, индастриалом, да и рок-музыкой как таковой давно осталось в 90-х годах. Когда мы были молоды и голодны до новых впечатлений, новой музыки, новых экспериментов. Даже группы, возникающие ненадолго, казались интересными и увлекательными. К тому же, раньше Москва не баловала нас таким количеством концертов. Сейчас музыкальное изобилие просто ошеломляет и количеством, и разнообразием: Sparks, Metallica, Rolling Stones, Sonic Youth и, как говорится, многие другие выдающиеся коллективы посетили нашу страну за одно лето. Одновременно с таким промоутерским напором сильно сокращается количество людей, посещающих концерты. Теперь не то, чтобы никого ничем не удивишь, но уже смешно серьезно относиться к текстам типа "Я сфокусирован на боли, только она реальна..., причиню тебе боль..., убью себя..." (Трент Резнор (Trent Reznor), "Hurt"), никого не шокируют все эти Fuck и Suck. Мерилин Мэнсон (Marilyn Manson, "дитя порока", созданное в лаборатории Резнора, своей музыкальной занудностью и однообразием полностью девальвировал и протест, и песни о смерти. В 70-х, когда рок еще кого-то удивлял и что-то нам обещал, сами рок-идолы соответствовали тому, о чем пели, то есть буквально прожигали собственную жизнь. Теперь все пьют соки и употребляют витамины.

Трент Резнор, конечно, восхищает красотой декаданса, сексуальностью и более чем энергичным выступлением. Но невозможно себе представить, что гитары, которые музыканты как бы куда-то кидали и как бы били об пол на концерте, действительно были разбиты, или что Резнор, так много поющий о смерти, активно поддерживающий образ мрачного рок-гуру, вдруг неожиданно скончается от передоза, как Джим Моррисон (Jim Morrison), с которым его сравнивали в 90-е. Сравнение можно провести, только делая существенную скидку на наше время. С одной стороны алкоголик, наркоман и графоман, с другой - человек, вообще-то, серьезно занимающийся искусством, продумывающий свое выступление до мельчайших деталей, где нет места не только алкогольному угару и беспределу, но и импровизации. Даже банальный выход "на бис" в формате концерта Nine Inch Nails был явно неуместен. В современной музыке все серьезно (свет, звук, имидж музыкантов, деньги). Все - кроме смерти, которая превратилась в красивую безделицу для готических гурманов. Музыканты перестали быстро сгорать на работе. Все живы и здоровы. В 2007 году нет ничего, что можно считать подлинным, да и глупо в это верить. Осталось только удовольствие от музыки и общей эстетики концертов. Совершено нормально прийти на концерт и в кругу таких же как и ты, продвинутых, тонко чувствующих музыку завсегдатаев концертов обсуждать, что, в общем-то, группа Nine Inch Nails всем нам крайне симпатична, и мы ее даже любим, но как-то не удосужились прослушать последний альбом, да и то, что слушали в 90-е, как-то выпало из памяти.
Зато те, кто увлеченно слушал Nine Inch Nails в 90-х, или вообще не пришли, давно перейдя с индастриала на какой-нибудь acid house, или говорили о том, что разочарованы последним альбомом.

Но, честно говоря, нам всем грех жаловаться. Как в любом явлении культуры - все, во что ты в начале веришь, создаешь, посильно участвуешь, со временем вырождается в наслаждение от процесса, в созерцание красоты. Ничего, что все живы, это даже хорошо. Появилось время для того, чтобы довести то, как ты выглядишь и как звучишь на сцене до технического и эстетического предела. С эстетикой У Рензора просто все замечательно. Только ради шоу, света, экранов и сценографии их выступления стоило сходить на этот концерт. Nine Inch Nails удалось затмить даже роскошное световое шоу Air двухнедельной давности. Не случайно перед тем, как зал погрузился во тьму и на сцену вылетела под весьма резвый рокот гитар группа Nine Inch Nails, прозвучал трек Cabaret Voltaire - одной из самых значимых групп электронно-индустриальной сцены. Некая отсылка к музыкальным корням, позволившая настроиться после ужасного разогрева.

Начало было крайне энергичным. Музыканты в черном на фоне мелькающего белого цвета. Пара вещей заканчивались под оглушающий яркий желтый, полностью охвативший сцену. Где-то на 4 треке, черно-белая гамма резко перескочила на всю палитру радуги: зеленый, красный, желтый. Визуально и музыкально выступление разделилось на три части. В первой - бодрые гранжево-индустриальные песни ("Hyperpower" ("Year Zero"), "Beginning of the end" ("Year Zero"), "Suck" ("Broken"). "Гвозди" на полную мощность выжимали из гитар почти hard core. Я не поклонница такой прямолинейной жесткости, но на второй части, когда гитары сменились на клавишные, лэптопы, и такую странную вещь как Ribbon-Control (на ней гитарист играл на резине вместо клавиш и издавал запредельные электронные звуки).
Ситуация резко изменилась, и не только благодаря отсутствию гитар. Амбиентный экран перед группой, который вначале был похож на железную решетку, создал эфемерное чувство, что группа находится внутри некой мультимедийной среды и музыканты возникают из ниоткуда. На других песнях ярко-красный ("The Good Soldier") или дрожащий зеленый ("Me I Am Not") на плазменном экране за спинами группы, сильно напоминал концерт Kraftwerk.
Третья часть состояла из тяжелых, но веселых песен. Последней композицией стала лирическая "Hurt (The Downward Spiral)".

Продолжая размышления по поводу богатого концертами лета, приходится отметить, что выступление, от которого ничего не ждал, кроме воспоминаний о том, что было актуальным в середине 90-х, почему-то оставил самое яркое впечатление. Эволюция визуальной организации шоу сильно шагнула вперед. Все, кто в последнее время выступал в Москве, тихо отдыхают после Nine Inch Nails. Им удалось забить мощный гвоздь современного искусства в афишу летних концертов, окончательно закрыв сезон.

03.08.2007, Алина КЛЮЧЕВСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.nin.com

Группа NINE INCH NAILS

Девятидюймовые,- примерно 22,5 см,- гвозди используются для заколачивания гробов.
Согласно другой версии, такими гвоздями распяли Христа.
Допускается и двойное прочтение - "девятидюймовые ногти".
Человек по имени Майкл Трент Резнор, предпочитающий ассоциировать себя с группой Nine Inch Nails, отрицает какое-либо литературное значение этого выражения...

Подробности из жизни:

Девятидюймовые,- примерно 22,5 см,- гвозди используются для заколачивания
гробов.
Согласно другой версии, такими гвоздями распяли Христа. Допускается и
двойное прочтение - "девятидюймовые ногти". Человек по имени Майкл Трент Резнор,
предпочитающий ассоциировать себя с группой Nine Inch Nails, отрицает
какое-либо литературное значение этого выражения: "просто
устрашающее понятие". Майкл Резнор родился в
поселке Мерсер, штат Пенсильвания, 17 мая 1965 года. Рост 167, 4 см, глаза
карие, волосы тёмно-русые (красит в черный цвет каждые шесть недель),
татуировок не имеет. Резноры отметились в истории - некогда предок Майкла
по имени Джордж Резнор основал в Мерсере, в 1888 году, фирму по производству
газовых обогревателей собственного изобретения, существующую и поныне. Отец -
Майк Резнор, дизайнер интерьеров и музыкант-любитель в стиле блю-грасс
(разновидность кантри), мать - Нэнси Кларк, домохозяйка. Родители развелись,
когда парню было шесть лет. Майкла и его младшую…

Далее... →