Steve VAI  Человек, танцующий с гитарой

Один из лучших рок-гитаристов мира Стив Вай уже приезжал в Россию в прошлом году, но лишь для того, чтобы устроить мастер-класс. И вот он снова в Москве, но на этот раз - с сольным концертом. Наш репортаж с места событий...

Один из лучших рок-гитаристов мира Стив Вай (Steve Vai) уже приезжал в Россию в прошлом году, но лишь для того, чтобы устроить мастер-класс для узкого круга гитаристов. И вот, через год с небольшим, он снова в Москве, но на этот раз с долгожданным сольным концертом. Это шоу оказалось последним в его турне по городам Европы.

От входа в клуб "Б1 Maximum" по улице Орджоникидзе тянулась внушительная очередь. По длине и разношёрстности её можно сравнить с очередью в ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставку Амедео Модильяни (в предпоследний выставочный день). Случайные прохожие и автомобилисты, проезжавшие мимо, с интересом поворачивали головы. Увидев такую очередь, я удивился и от удивления перешёл дорогу на красный свет. В очереди пришлось стоять минут сорок и только после этого удалось попасть в клуб. Стоявшие в очереди пошучивали: одни утверждали, что это не настоящая очередь, а всего лишь флэшмоб под названием "Стояние у Б1", другие говорили, что это очередь за пончиками (начало очереди исчезало где-то вдалеке и не было видно куда она ведёт - в клуб, в пропасть или к пончиковой палатке).

Группу для разогрева организаторы выбрали не очень удачно. С одной стороны Иван Смирнов - прекрасный гитарист, уважаемый и музыкантами, и критиками, и обычными слушателями, с другой - его музыка совсем не похожа на музыку Стива Вая. Она создаёт совершенно иное настроение и атмосферу. Представьте себе: отсутствие баса и барабанов, флейта, наигрывающая что-то восточное, задумчивые звуки акустической гитары, шейкер, звучащий как погремушка гремучей змеи, оранжевый, почти жёлтый свет прожекторов... Словно по пустыне бредёшь, под ярким солнцем, увязая в песках... Впрочем, иногда группа Ивана Смирнова сбрасывала с себя задумчивость лёгкой этно-психоделии и взрывалась - тогда её лидер вскакивал со стула, подпрыгивал с гитарой, барабанил ладонями по её корпусу, вновь садился, клал гитару себе на колени и извлекал звуки путём трения струн о джинсы. Со сцены его провожали дружелюбно и громко.

Затем на сцене появился Сергей Тынку - руководитель сайта guitars.ru и главный редактор журнала Guitars Magazine. Он принялся разыгрывать среди посетителей концерта гитару фирмы Ibanez (каждому купившему билет у входа в концертный зал давали бумажку с номером, как в лотерее). Тынку ляпнул, что гитара - это устройство, которое можно собрать и разобрать по частям, как компьютер, посему данную гитару можно разобрать и подарить каждому присутствующему по кусочку: дескать, одному можно вручить гриф, другому колки, третьему винтик, четвёртому краску, соскоблённую с корпуса, десятому струны. Таким образом, каждый слушатель получит свой маленький приз и возможность собрать свою собственную Ibanez. Тынку грозился вызвать на сцену столяров и плотников для расчленения гитары, но в итоге она полностью досталась одному победителю - неулыбчивому молодому человеку в футболке Led Zeppelin и с причёской как у Джо Сатриани (Joe Satriani).

После этого незадачливого "аншлаговца" началось главное выступление вечера. На сцене быстро появился Он - пригламуренный виртуоз в неизменных чёрных очках и длинном чёрном плаще. Состав, привезённый Ваем, оказался внушительным: семиструнный гитарист Дейв Винер (Dave Weiner), басист Брайан Беллер (Bryan Beller), барабанщик Джереми Колсон (Jeremy Colson), скрипач Алекс ДеПью (Alex DePue) и скрипачка Энн Мэри Кэлхаун (Ann Marie Calhoun). Несколько слов об этом составе: Брайан Беллер известен поклонникам тяжёлой прогрессивной музыки по сотрудничеству с Джеймсом ЛаБри (James LaBrie) из Dream Theater, Джереми Колсон успел поиграть с другим гитарным виртуозом Марти Фридманом (Marty Friedman), а Энн Мэри Кэлхаун - с легендарными Jethro Tull. Кстати, на этом концерте скрипачка и скрипач играли не только на скрипках, но и на клавишных. А Энн Мэри продемонстрировала завидную ловкость - она ухитрялась играть на клавишах, зажав скрипку между плечом и подбородком (чтобы не класть её на пол).

Представляя скрипачку публике, Вай сказал: "She's beautiful and talent, beautiful and talent and beautiful". Сам Вай был не менее прекрасен. Похоже, что гитара в его руках это не гитара, а необычное живое существо, и Стив не играет на ней, а ласкает, тискает, щекочет её, а она в ответ квакает, курлычет, урчит, взвизгивает и поёт на инопланетных языках. Иногда кажется, что не Стив играет на гитаре, а она на нём - столько эмоций появляется на его лице от прикосновения к струнам. Иногда он словно танцует с ней, как с равноправным партнёром (во время одной из композиций он быстро, не акцентируя на этом внимания, прикоснулся губами к струнам). В какой-то момент он устроил то, что можно назвать художественным танцем с гитарой - он крутил её так и сяк, а она при этом звучала, звучала... в конце концов, он положил её на пол и стал извлекать звуки ногой. А ближе к концу выступления поднёс гитару ко рту, высунул язык и кивнул публике: мол, хотите, я на ней языком сыграю? Публика хотела, и он сыграл. Причём, в исполнении Вая все эти трюки не выглядели наигранными. Всё легко, естественно, искренне и эмоционально. Люди, плохо знакомые с творчеством Вая, считают, что он всего лишь очередной хард-рок-виртуоз, но на деле всё гораздо сложнее - Стив способен играть и прогрессивный металл, и авангардный металл (так необычно и тяжело для восприятия это звучит), и совсем не металл, например, плавный гитарный эмбиент не хуже Роберта Фриппа (Robert Fripp).

Концерт получился длинным (более двух часов) и разнообразным. Уже в начале концерта Вай порадовал публику одним из главных своих хитов - прекрасной и мелодичной "Tender Surrender", которая по сравнению со студийной версией сильно изменилась за счёт вмешательства двух скрипок (на мой взгляд, в ущерб гитарным партиям). Все поклонники Вая получили истинное удовольствие и от других хитов "Die To Live" и "The Crying Machine". В середине концерта состоялся акустический блок - Стив сел на стульчик, взялся за акустическую гитару, но спеть у него не получилось - не позволили проблемы с голосом, так как Стив вышел на концерт простуженным. Вероятно поэтому он часто уходил со сцены, а каждый из его музыкантов, заполняя очередную паузу, исполнял сольный номер: скрипачи пилили и резали воздух, басист по-фанковски булькал, барабанщик стучал угрюмо и гулко, широко размахивая руками. Думаю, барабанщика Джереми Колсона публика запомнит надолго - выглядит он по-панковски весело - обнажённый торс в татуировках, которых настолько много, что кажется, будто это не татуировки, а рваная разноцветная футболка. Колсон не сидел на месте. В одном эпизоде он выбрался из-за барабанной установки и надел на себя небольшие переносные барабаны (словами это не описать, это надо видеть). С ними он стал похож то ли на робота-трансформера, то ли на диковинное животное, благо что ремешок сзади болтался как хвостик. Джереми сыграл на этой установочке соло, постучав палочками не только по бочкам и тарелкам, но и по плечу Стива (по-дружески, как музыкант музыканту). В другом эпизоде Вай устроил звуковую дуэль с Алексом ДеПью - Стив играл на гитаре кусочек мелодии, а ДеПью повторял этот кусочек на скрипке, и так продолжалось несколько минут.

Из-за проблем с голосом Стив не смог спеть песню "Firewall", но начало текста он всё же прочёл по бумажке, предварительно хитро улыбнувшись и сказав, что сейчас прозвучит нечто важное и это стоит запомнить:

Boom Shika-Boom Shika ba-ka-tu-ka
Boom Shika doo-ba-boom-ba-tacka-chooka
Boom Shika Boom Boom Chika Ba-koom-ta
Shika-ba-ku-ta Brrrr Chika ba-kum-ta
Boom Chica brrr brr brrr chi-koom-pa
Brrr-cha-kum-ta brr-Chica ba-poom-pa
Boom ta-ta boom boom Shi-ka-ti-ka
Rra-ka-kack Rra-ka-tu-ka pa-ka-tu-ka

Запомнили? Это покруче, чем "Карл у Клары украл кораллы..."

Некоторые зрители веселились не меньше Вая, например, одна девушка, забравшись на плечи своего парня, стала хлопать, нет, не в ладоши, - в кроссовки, сняв их и взяв в руки.

После изнурительного выступления музыканты ушли со сцены, а зрители, похоже, не верили в возможность выхода на бис. Однако мне тогда подумалось, что концерт получился хорошим, но чего-то ему не хватило. Как выяснилось, не хватило самой красивой и самой проникновенной композиции Стива "For The Love Of God". Она и прозвучала на бис, самым последним номером, как и подобает лучшим сочинениям. Вступление к ней сыграла Энн Мэри Кэлхаун, правда, здесь необходимости в скрипке не было - в исполнении Стива эта мелодия звучит намного глубже - она обволакивает, как паутина, в то время как скрипка лишь скользит по поверхности. Гитара победила скрипку в "For The Love Of God". Если бы Бог вздумал посетить рок-концерт и выбрал это шоу, то ему бы понравилось.

01.08.2007, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)