КРЫЛЬЯ  Крылья-2007, день 2: рок против Имбрульи

Отчет о втором дне фестиваля Крылья, в котором Команда Сталинград отмечает 65-ую годовщину начала сталинградской битвы, Море и корабли делятся последними сплетнями, Jane Air устраивают ураганный слэм, Fun-Da-Mental насилуют американский флаг, вокалист Pleymo бодро изъясняется по-русски, зрители уходят после Сплина, а Натали Имбрулья играет для пивных стаканчиков.

Отчет о втором дне фестиваля Крылья, в котором Команда Сталинград отмечает 65-ую годовщину начала сталинградской битвы, Море и корабли делятся последними сплетнями, Jane Air устраивают ураганный слэм, Fun-Da-Mental насилуют американский флаг, вокалист Pleymo бодро изъясняется по-русски, зрители уходят после группы Сплин, а Натали Имбрулья играет для пивных стаканчиков.

Трио Jukebox выступало как бы на разогреве, до официального начала фестиваля, стоя на трибуне для ведущих. Jukebox, словно из ящика Пандоры, извлекали из своих организмов самые невероятные звуки, мелодии и битбоксы. Жаль, что кроме стоящих спиной к сцене солдатиков это мало кто видел и слышал - народ в массе своей на площадку ещё не подтянулся. Jukebox - один из тех коллективов, которые невозможно не любить. Наряду с Esthetic Education, Boonikum или Optimystica Orchestra, которые пусть жанрово и не имеют ничего общего с любителями пения а капелла, они создают своей музыкой то позитивное настроение, без которого в наших широтах просто не выжить.

Театр Теней были призваны в очередной раз подтвердить, что в России металла нет. Есть Ария и Мастер для тех, кто не наслушался в детстве Iron Maiden, есть Эпидемия и Catharsis для тех, кого ещё не мутит от power, и даже Аркона и Butterfly Temple для любителей побегать с деревянными мечами по лесам и полям, но металла все равно нет. Никто эту музыку не играет, не записывает, не раскручивает - просто инфраструктуры нет.

Главным открытием фестиваля стала Команда Сталинград. Посвятив свое выступление 65-ой годовщине начала битвы под Сталинградом (строго говоря, битва началась не 22 июля, а немногим ранее, но отметить событие лишний раз не грех), группа сразу бросилась в бой. Вокалистка Марина чувствовала себя на сцене свободно и раскованно, как будто она как минимум хедлайнер "Крыльев". Пока это далеко не так, но с таким голосом, харизмой, динамикой, эмоциональностью и столь сочным британским саундом группы, все очень быстро может измениться. Приятно, что Марина напрочь лишена губительных бардовских замашек. Илья Лагутенко ещё в 1997 предпринял попытку совершить пробританский переворот в нашей музыке, спустя ровно десять лет пришло время закрепить урок, но не повторить его ошибок.

Dельта - это как если бы Юра Шатунов, сделав прическу под Элвиса Пресли, ударился в рок-н-ролл. Сиротский вокал, дворовые аранжировки - после "Сталинграда" это выглядит как абсолютный декаданс.
Следующую группу всячески захваливал Александр "Чача" Иванов - Море и Корабли возложенные ожидания оправдали, вполне в панковском вкусе, брутальные тексты, облегченный рэпкоровый рифф и даже немного сплетен про Натали Имбрулью, которая "с самого плоского континента" и которую "трахал Ленни Кравитц человек с кудрявой бородой". Можно ли добавить что-то к портрету хедлайнера, нам предстояло выяснить позже.

Sixth Sense, зажатые между Maio и Оригами, двумя эмо-командами пытались изобразить что-то наподобие глэма - публика дипломатично помалкивала. Maio выступали в весовой категории "подающие надежды эмо", Оригами - как "абсолютный эмо чемпион". Здорово, что альтернативная сцена разжилась, наконец, своими героями этого столь модного направления, но огорчает ученический характер этих изысканий, все это играется без малейших попыток переосмысления. Впрочем, не стоит быть слишком требовательными, процесс требует времени.

Jane Air появились на сцене в ранге главной русской альтернативной команды второго дня. Антон "Бу" Лиссов попросил устроить "ураган" - толпа расступается, образуя круг, в котором самые смелые носятся, как дикари вокруг костра. Наблюдать это зрелище лучше стоя в первом ряду, так чтобы на первом плане прямо перед тобой вращался "ураган", но лицом к сцене, чтобы видеть и самих Jane Air - тогда мурашки по спине будут бегать, независимо от того нравится ли вам инфантильная альтернатива Jane Air или нет.

"Наивно. Супер" - название этого романа норвежского писателя Эрленда Лу здорово характеризует ощущение от Наива сегодняшнего. Вполне наивные калифорни-панк песенки для тинэйджеров, про обратную сторону любви и иллюзию свободы звучат просто супер. "Чача" и "Снэйк" - символы поколения, но говорят не менторским тоном, а голосом приятным и понятным. Персонажи не героического эпоса, а скорее анимационного трэша. Наив покинул сцену - в поле сразу заскучали. Народ потянулся к пивным ларькам и как следствие к туалетам. Особенно "зеленые" товарищи развлекали себя собиранием пластиковые стаканчики из под пива, складывая их один в другой. За полтора часа, что оставались до Короля и Шута, змейка выросла до ужасающих размеров, охватывая по периметру половину фэнзоны.

Сеты Оригами, Jane Air и Наива были очень разные, но одинаково драйвовые, для рок-фестиваля органичные. Даже если какая-то группа никогда не была любимой, невольно начинаешь хлопать или слэмиться в зависимости от эстетики жанра, потому что это все группы говорят на музыкальном языке понятном. Наив ушли, и стало грустно, потому что следующая группа, которая будет понятна - Pleymo - играет через четыре часа. Все, кто будут играть до них, - артисты выдающиеся, но говорящие на языке непонятном для, тех кто пришел на Jane Air или Pleymo. Может быть, мы уже созрели для фестиваля тяжелой музыки?

Выступление Инны Желанной рифмовалось с вчерашним сетом Сургановой - такое же выверенное сочетание вокала и саунда. Русские народные песни плюс жесткое электронное звучанием - получается такая русская фолктроника, единственно из всех существующих у нас видов фолка актуальную.
Паперный ТАМ своей псевдоуличной поэтикой пусть и покорил публику, но заставить вернутся к сцене все равно не смог. Fun-Da-Mental - гости долгожданные, помним их сольное выступление в "Б2" в прошлом году, больше похожее на праздник, чем на концерт, когда в конце музыканты вместе со зрителями отплясывали под ночной диджейский сет.

Здесь небольшое лирическое отступление для тех, кого не было в Тушино. Дело в том, что огромная сцена "Крыльев" была разделена на две части, и пока на одной площадке выступали, на другой уже настраивалась следующая группа. Благодоря этому выступления шли почти без перерывов, одно за другим - весьма практично.
Так вот, можете представить удивление участников транснациональной формации Fun-Da-Mental, когда, выйдя на сцену, они увидели, что большая часть публики стоит перед той половиной, где ничего не происходит и занавес опущен. А ведь ничего удивительного: конечно же, все панки бросились занимать места в ожидании группы Король и Шут.
Британские этно-террористы хорошо если просто не интересны, а то и вызываюли раздражение этой публики, что незамедлительно вылилось в соответствующие жесты в адрес Fun-Da-Mental. К чести британцев, они сделали вид, что ничего не заметили и пуще прежнего принялись бить в барабаны. Антиглобалисты поиздевались над Sex Pistols, изнасиловали американский флаг, утроили стриптиз покруче, чем Spooky Jam, и в итоге заставили-таки себе аплодировать. Основанная на шаманских ритмах этно-электроника собрала за кулисами толпу артистов и организаторов, с открытыми ртами наблюдавших за каждым движением на сцене.

Недолго музыка играла, добро пожаловать на грешную землю - Король и Шут. Панковский эпос про пьяных дровосеков и мертвых анархистов взывал воспоминания о трогательном отрочестве времен альбома "Камнем по голове", когда КиШ казались глотком свежего воздуха в вакуумном пространстве бардовского русского рока. Пожилые гопники вместе со мной смахивали скупую слезу, а вечно тринадцатилетняя публика КиШей отрывалась по полной.

Браво, как оказалось, отнюдь не архаизм, а по-прежнему всенародно любимая группа, у которой для народной любви есть все основания. Песни компнды знали наизусть, нашлись даже умельцы танцевать рок-н-ролл. На полчаса аэродром погрузился в атмосферу хипповских фестивалей, где ходят босяком, спят прямо на земле и курят все, что горит. После такого отрыва от реальности появление на другой сцене коллектива Hazmat Modine прошло незамеченным. Блюз американских прерий и соло на губной гармошке изящно смотрелись на фоне клубов пыли тушинского аэродрома, но не удостоились ровным счетом никакой реакции со стороны публики. Хотя Hazmat Modine звучит очень необычно, и на каком-нибудь московском джазовом фестивале эту смесь свинга, блюза, авант-джаза и всевозможных этнических примочек оценили бы по достоинству.

После небольшой экскурсии по истории музыки 20 века нас ожидало возвращение в русло стадионного рока в лице группы Пилот. В этом году Илья Черт вел себя на сцене немного более отрешенно, при этом иногда пытаясь демонстрировать движения в стиле хип-хоп. Илья, не отставая от группы Провода, тоже помянул группу Кино, сыграв "Ч/б". Когда песню "Шнурок" Илья посвятил всем "кто защищал, или думал, что защищал родину", лица ОМОНовцев заметно скривились. Ещё несколько протагонистких хитов, во время которых к соседней сцене уже стекались передовые силы альтернативного фронта. Ещё бы! Ведь скоро французы Pleymo будут давать мастер-класс одновременной игры во всех направлениях тяжелой музыки.

Pleymo - среди гурманов альтернативной музыки этот коллектив считается легендой. Первый же альбом "Keсkispasse" в 1999 году поверг в экстаз изысканным френчкором, читкой на французском, не заезженными риффами, органично вписанными скретчами и сэмплами.
В 2007 году мечты сбылись - Pleymo сыграли сольник для посвященных и фестивальный ликбез для тех, кто не в курсе. К сожалению, на "Крыльях" звук у Pleymo был не супер, так обычно звучат группы на разогреве у Linkin Park. Но ребята старались: прыгали с колонок, спускались в фэнзону, а вокалист Марк недурно изъяснялся по-русски, потому как его, если я не ошибаюсь, дедушка был из наших краев.

Блестящий сет французов не на шутку завел фэнзону, в которой к этому моменту оставались только люди понимающие, что надо делать: слэм был такой, что за клубами пыли музыканты не видели покидающих поле поклонников Пилота. После такой кульминации хотелось уйти домой. Но любопытство брало вверх - останется кто-нибудь смотреть на Имбрулью или нет? Те, кто ставил против австралийской дивы, выиграли. После невнятного сета группы Сплин все отправились домой и Натали Имбрулья, автор всемирно известного хита "Torn", выступала перед пустыми пластиковыми стаканчиками из под пива.

01.08.2007, Яша ВЕТКИН (ЗВУКИ РУ)