THE ROLLING STONES  Огонь, вода и Rolling Stones

Давать отчет о концерте The Rolling Stones - занятие такое же приятное, но избыточное, как писать рецензию на роман "Война и мир" или делиться своими впечатлениями о визите к пирамиде Хеопса. С пирамидой, пожалуй, сходства даже больше. Потому что невозможно ведь объяснить рационально, зачем ехать на нее любоваться!..

Давать отчет о концерте The Rolling Stones - занятие такое же приятное, но избыточное, как писать рецензию на роман "Война и мир" или делиться своими впечатлениями о визите к пирамиде Хеопса. С пирамидой, пожалуй, сходства даже больше. Потому что невозможно ведь объяснить рационально, зачем ехать на нее любоваться: мы ее видели уже миллион раз на всевозможных открытках и плакатах, да и вообще она давно уже не самое высокое и не самое больше сооружение в мире! Но вот поди же ты - все равно тянет посмотреть своими глазами - и убедиться в том, что знали еще древние греки: да, всё на свете боится времени, а время боится пирамид... Более того: к пирамида можно вернутся - через пять, десять, пятнадцать лет. Они неизменны, и на их фоне лучше чувствуешь, как изменился сам.

Аналогия очевидна. Правда, в отличие от фараонов, "роллинги" - живые люди, тоже способные меняться. В том числе - за девять лет, прошедших за время их первого визита в Россию. Впрочем, и без этого "глубокого" наблюдения невозможно отрешиться от неизбежного сравнения с потрясающим лужниковским концертом августа 98 года. И вот что в связи с этим приходится констатировать: московско-питерская публика (а это на самом деле одно и то же: сейчас на Дворцовой москвичей было, кажется, не меньше половины) изменилась гораздо больше, чем сами музыканты.

Тогда, в предпоследнем августе ХХ века и, (как выяснилось позже) за неделю до кризиса, многочисленным зрителям буквально сносило крышу от самого осознания факта, что в Москве выступают Роллинг Стоунз. Это казалось так же невозможно, как выступление в Москве The Beatles или - чего уж там - Иоганна Себастьяна Баха. И поэтому когда со сцены понеслись первые царапающие аккорды Satisfaction и на авансцену выскочил насупленный Мик Джаггер (Mick Jagger) собственной персоной, ощущение было фантастическое в самом строгом смысле этого слова: настоящий "разрыв пространственно-временного континуума". И вполне себе взрослые тетушки, вдруг завопившие за моей спиной в стоячем партере, как девчушки на всем известных документальных кадрах времен разгара битломании, воспринимались как должное.

За прошедшие девять лет мы не то чтобы избаловались, но попривыкли к мысли, что Пол Маккартни (Paul McCartney), Эрик Клэптон (Eric Clapton), Стинг (Sting), Роберт Плант (Robert Plant), Нопфлер (Mark Knopfler) - не боги, много лет назад улетевшие на Олимп бряцать лирами, а вполне живые и здоровые профессиональные музыканты, для которых гастроли, стадионные концерты - привычная и нормальная работа. Поэтому и народу на Дворцовой площади было явно поменьше, и вопли потише. Да и питерская погода, конечно, не способствовала - около пяти часов прошел довольно сильный дождь.

Но сами роллинги остались всё такими же. Line-up концерта практически полностью повторял тур 98-го года, запечатленный на диске "No Security" - басист Дэррил Джонс (Darryl Jones) , клавишник Чак Ливелл (Chuck Leavell), бэк-вокалистка Лиза Фишер (Lisa Ficher) и другие. И прочее было таким же, как уже много лет: ускоренная вдвое Satisfaction, лаконичное и предельно внятное общение Джагера с публикой, с уместным вкраплением местных слов, "вояж" на выездном языке сцены в середину фан-зоны, блок хитов "на десерт", эффектная свето- и пиротехника, надувные губы и промо-заставка тура на большом экране для начала. И, разумеется, сладкая "местная деталь": во время "Sympathy For The Devil", исполняя строчки:
Stuck around St. Petersburg when I saw it was a time for a change
Killed the Tzar and his ministers, Anastasia screamed in vain
...
Джаггер широко обвел руками площадь и указал на Зимний дворец справа от себя. Говорят, он написал эту песню после того, как Марианна Фейтфул подсунула ему "Мастера и Маргартиру". Но едва ли в самом улетном трипе он мог себе представить это жест рукой в строну жилища этого самого Tzar...

Помимо таких приятных "материализаций", восхищал железный профессионализм всей большой команды. Шоу рассчитано на два часа - и не извольте сомневаться: раз начали ровно в 21.30, финальный салют прозвучит ровно в 23.30.
(И на этом фоне, заметим в скобках, хорошо выпер совок местных организаторов: известно же было, что шоу не начнется, пока не стемнеет, по крайней мере, пока не засумерничает. Зачем же было прямо обманывать публику и писать начало концерта в заведомо нереальное 18.00? Неужели нельзя было справиться в Пулковской обсерватории, когда начинает темнеть в Петербурге 28 июля? В результате начало просто перенесли на 19.30, реально Steve Harley & Cockney Rebel - которые, кстати, были очень "в тему" и оставили самое благоприятное впечатление, в том числе тем, что пели действительно на кокни - начали в 19.45, а потом еще час все просто ждали, пока солнце зайдет за Эрмитаж).

Но даже при всей этой железной отработанности всех элементов шоу видно, что по сути роллинги медленно, но верно меняются. И понятно в каком направлении. Они становятся все "суше", все суровее. Не прозвучало ни одной слезливой баллады, с производством которых у Джаггера-Ричардса никогда не было проблем - ни тебе "Angie", ни "Wild Horses", ни даже "Anybody Seen My Baby"? Разве что "You Can't Always Get What You Want", но и ее загнали в бесшабашный рок-н-ролл. Зато вот "You Got The Silver" превратился в настоящий деревенский акустический блюз с баттлнеком, задумчиво спетый старым пиратом Ричардсом (Keith Richards) (после появления в "Пиратах Карибского моря" его можно называть так безо всяких кавычек). А "Midnight Rambler" (с того же диска 69-го года "Let It Bleed") вообще развернули в длинный городской блюз, с протяжными соло - на губной гармошке и на гитаре, в которой Вуд неожиданно блеснул - но в меру - прямо-таки блэкморовской техникой.

Похоже, это не случайно. По мере того, как роллинги становятся старше, с них все более очевидно спадает пестрая обертка рока и все отчетливее проступают, как на кряжистых дубах, могучие блюзовые корни. И, возможно, в этом и состоит их секрет: ведь блюзы, в отличие от рока, "музыки протеста" и прочих юношеских максималистских излишеств, прекрасно можно, как показывает пример Би Би Кинга (B.B. King) или Джона Ли Хукера (John Lee Hooker), исполнять и в 70, и в 80 лет. Так что я очень надеюсь сводить на концерт The Rolling Stones свою дочку, которой сейчас нет еще и полугода. Точнее, так: я очень надеюсь, что мне удастся привить ей вкус к настоящей музыке. Потому что в том, что роллинги будут гастролировать и через 10, и через 15 лет - я нисколько не сомневаюсь.

Плейлист:

1. Start Me Up
2. You Got Me Rocking
3. Rough Justice
4. Bitch
5. She's So Cold
6. You Can't Always Get What You Want
7. Midnight Rambler
8. I'll Go Crazy (by James Brown)
9. Tumbling Dice
10. You Got The Silver (voc. Richards)
11. Little T & A (voc. Richards)

Песни, исполненные на "выдвижном языке" сцены:
12. Miss You
13. It's Only Rock'n Roll
14. Satisfaction
15. Honky Tonk Women


Финальный блок:

16. Sympathy For The Devil
17. Paint It Black
18. Jumping Jack Flash
Бис:
19. Brown Sugar

31.07.2007, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

THE ROLLING STONES - свежие публикации:

Сайт: www.rollingstones.com

THE ROLLING STONES

В 2012 году команда The Rolling Stones отметит свое 50-летие. За полвека они продали более 250 млн пластинок.

Подробности из жизни:

“Василий Иваныч, ты за Beatles или за Rolling Stones?” – вопрошал в советском анекдоте Петька, на что находчивый комдив Чапаев отвечал: “А в которой Леннон!”. В общем, вы поняли. В той системе координат, где “битлам” отводится №1, “роллинги” были вторыми. Хотя правильнее сказать – другими.
Там, где у Beatles звучал мелодичный поп-рок, Rolling Stones предпочитали бунтарский ритм-энд-блюз (не путать с ар-эн-би). “Битлы” очаровывали девушек, “роллинги” пугали родителей очаровавшихся ими девушек. “Битлы” гладили, “роллинги” щекотали и покалывали, “битлы” (некоторые из них) были красавчиками, “роллинги” – нет (но харизматичности им было не занимать). При этом музыканты отнюдь не враждовали, как их карикатурные “потомки” Blur и Oasis – наоборот, очень дружили. И, в отличие от Beatles, Rolling Stones сохранили группу и довольно…

Далее... →